Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

100 великих картин

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех

веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа

этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она

была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается

еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами.

 

8

 

 

 

Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те

времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян

запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

 

К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты, которые впервые были

найдены в 1887 году при раскопках захоронений близ деревушки

эр-Рубайат в Фаюмском оазисе. Впоследствии такие портреты

стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но

по месту первых больших находок они все получили название

«фаюмских».

 

Единичные фаюмские портреты и до этого хранились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почемуто не привлекали. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене,

Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые. В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских

портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре,

Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

 

Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были

обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины

Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до

н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и

культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.

 

Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной

мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали

использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти

портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее

окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди

 

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ

 

бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.

 

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. У

него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг

Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную

значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта

добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.

 

Долгое время возникновение фаюмских портретов относили

к эпохе Птолемеев (IV—I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение —

что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к 1—11 веку

нашей эры.

 

Помимо чисто научного способа датировки портретов, время

их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне

определенную величину. Эпоха правления каждого императора

отмечалась новой модой в этой области, более того императрица

или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы

женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то

модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.

 

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но

иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще

всего использовались устойчивые к гниению породы дерева —

кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

 

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые

Ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то

есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на

 

10

 

дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

 

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика

требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений

делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность,

что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.

 

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от

различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность

позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это

обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице

улыбкой.



Размер файла: 845.16 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров