Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Осознавание через движение. М.Фельденкрайз

ОБРАЗ СЕБЯ

Динамика индивидуального действия

Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе. Это включает изменение динамики реакций, а не просто замену одного действия другим. Такое изменение подразумевает не только изменение образа себя, но и изменение природы мотивации и мобилизацию всех частей тела, которые затронуты действием.

Эти изменения порождают заметную разницу в том, как каждый выполняет одни и те же простые действия - писание и говорение, например.

 

Четыре компонента действия

Наш образ себя состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же как различны люди, выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в каждом действии.

Чтобы думать, например, человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, движение, ощущение и чувствование вовлечены в думание.

Чувствуя себя сердитым или счастливым, человек должен находиться в определенной позе и в определенных отношениях к другому существу или объекту. Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить.

Чтобы ощущать - видеть, слышать или ощущать на ощупь - человек должен быть заинтересованным, испуганным или заметившим нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать.

Чтобы двигаться, он должен использовать по крайней мере одно из своих чувств, сознательно или бессознательно, что включает чувствование и мышление.

Если хотя бы один из этих элементов действия уменьшается, до исчезновения, само существование оказывается под угрозой. Трудно поддерживать жизнь даже на короткое время без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить; лишь чувствование удушья заставляет нас дышать. Без минимума рефлексивной мысли даже таракан долго не проживет.

 

Изменения фиксируются как привычки

В действительности наш образ себя не остается постоянным. Он изменяется от действия к действию, и эти изменения постепенно становятся привычками, то есть действия постепенно обретают фиксированный, неизменный характер.

В начале жизни, когда образ только еще устанавливается, изменения часты и значительны. Новые формы действия, которые еще вчера были ребенку недоступны, сегодня быстро осваиваются. Ребенок, например, начинает видеть через несколько недель после рождения; в определенный момент он научается стоять, ходить, разговаривать. Его опыт, вместе с наследственностью, медленно формирует индивидуальные способы стояния, ходьбы, говорения, чувствования, слушания и выполнения всех других действий, составляющих субстанцию человеческой жизни. И хотя со стороны жизнь одного человека может быть очень похожей на жизнь другого, при близком рассмотрении они оказываются совершенно различными. Нам, следовательно, нужно употреблять слова и понятия таким образом, чтобы они были более или менее одинаково применимы к каждому.

 

Как формируется образ себя

Рассмотрим более детально двигательный аспект образа себя. Инстинкт, чувствование и мышление связаны с движением, так что их роль в создании образа себя также проявится в таком рассмотрении.

Стимуляция определенных клеток двигательной зоны коры головного мозга задействует определенную мышцу. Сегодня известно, что соответствие между определенными клетками коры и определенными мышцами не является абсолютным и исключительным. Тем не менее, можно полагать, что существует достаточно экспериментальных подтверждений, что определенные нервные клетки коры активируют определенные мышцы по крайней мере в основных элементарных движениях.

 

Индивидуальное и социализированное действие

Новорожденный ребенок не может делать практически ничего из того, что он будет способен делать как взрослый член человеческого общества; но он может делать практически все, что делает и взрослый человек в качестве индивидуума: он может дышать, есть, переваривать пищу, выделять ненужное; его тело может организовывать все биологические и физиологические процессы, кроме полового акта. Впрочем, сейчас полагают, что взрослая сексуальность также развивается из ранней детской ауто-сексуальности, что позволяет объяснить многие неадекватности в этой сфере как недостаточное развитие индивидуальной сексуальности в социализированную.

 

Контакт с внешним миром

Контакт новорожденного с внешним миром устанавливается в основном посредством губ и рта; так он узнает свою мать. Он начинает использовать руки в помощь работе рта и губ и познает на ощупь то, что уже знает губами и ртом. Потом он постепенно обнаруживает различные части своего тела в их отношении друг к другу, и таким образом формируются его первые представления о расстояниях и пространстве. Время открывает ему себя в координации процессов дыхания и глотания, которые связаны с движениями губ, рта, челюстей, ноздрей и прилегающей области.

 

Образ себя в двигательной коре

Если мы обрисуем область коры головного мозга месячного ребенка, которая активирует мышцы, послушные его развивающейся воле, мы получим форму, напоминающую форму его тела, - но таким образом представлена только область произвольных действий, а не анатомическая конфигурация частей его тела. Мы увидим, что губы и рот занимают большую часть обрисованной области. Антигравитационные мускулы - те, которые поддерживают тело вертикально, - еще не поддаются произвольному управлению. Мышцы рук также лишь временами отвечают произвольными движениями на импульсы. Мы получаем функциональную картину, в которой человеческое тело представлено четырьмя тонкими линиями для конечностей, соединенные также тонкой и короткой линией, соответствующей туловищу, губы же и рот занимают большую часть этой картины.

 

Каждая новая функция изменяет картину

Если мы перерисуем теперь эту картинку для ребенка, который научился уже ходить, а потом - писать, мы получим каждый раз иные функциональные образы. Губы и рот вновь будут занимать значительное место, поскольку добавилась функция говорения, занимающая язык, рот и губы. Появляется новая значительная область, связанная с большими пальцами, причем область, связанная с правым большим пальцем значительно превосходит ту, которая соответствует левому. Большой палец принимает участие практически в каждом движении руки, в особенности - в письме, так что область, соответствующая большому пальцу, превосходит те, которые соответствуют другим пальцам.



Размер файла: 685 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров