Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Логика. Задачи и упражнения.

Всякая мать близнецов является родителем близнецов, но не наоборот.

Если производится обратная операция, т.е. совершается переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, это называется обобщением понятия. Обобщение производится 4-мя способами, обратным тем, что дают ограничения:

1) отбрасыванием информативного непустого признака, включенного в содержание посредством «и»;

2) присоединением такого признака через «или»;

3) заменой в признаке единичного имени на общее имя, со словом «некоторые»;

4) заменой слова «все» в таком признаке на слово «некоторые».

Переделом обобщения являются категории – наиболее общие понятия.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите, произведена ли операция ограничения понятия.

 

Образец:

Милиция – отделение милиции.

Операция ограничения не произведена, поскольку милиция – это административное учреждение для охраны общественного порядка, а отделение милиции – не разновидность такого учреждения, а его структурная единица.

 

а) Печатное издание – книга.

б) Абзац – предложение.

в) Автомобиль – автомобильный мотор.

г) Город – населенный пункт Харьковской области.

д) Среднее учебное заведение – гимназия.

е) Студент ХНУРЭ – студент факультета прикладной математики.

ж) Зима – январь.

з) Веселый человек – веселящийся человек.

и) Предложение – законченная мысль.

2. Какая операция (обобщение или ограничение) произведена?

 

Образец:

Еженедельная газета – газета, выходящая регулярно.

Произведена операция обобщения, т.к. всякая еженедельная газета, есть газета, выходящая регулярно, но не наоборот, не всякая газета, выходящая регулярно, является еженедельной.

 

а) Запрет – неразрешение.

б) Агрессивность – активность.

в) Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга.

г) Число, делящееся на 6 – четное число.

д) Украденная вещь – пропавшая вещь.

е) Вращение – движение.

3. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий.

 

Образец:

Умышленное или неосторожное убийство.

Обобщение: общественно опасное деяние. (Понятие «преступление» не является более общим по отношению к данному, т.к. любое преступление или умышленно, или неосторожно и поэтому понятие «преступление» равнообъемно данному. А понятие «общественно опасное деяние» шире данного, т.к. преступлением является только предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние).

Ограничение: умышленное преступление; затем, например, умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами; и т.д.

 

а) Люди, живущие на последних этажах.

б) Харьковская область.

в) Студенческая группа.

г) Студент, знающий всех преподавателей.

д) Зрение.

е) Студент, знающий 3 иностранных языка.

ж) Студент, сдавший логику или психологию на «отлично».

з) Ромб.

Понятия – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятия делятся на следующие виды:

1. Единичные и общие.

2. Собирательные и несобирательные.

3. Конкретные и абстрактные.

4. Положительные и отрицательные.

5. Безотносительные и соотносительные.

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Дать полную логическую характеристику понятию – значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится.

Понятия выражаются в слове или словосочетании, иначе говоря, в имени. Понимание имени означает возникновение мысли (1) об основных признаках именуемых предметов и (2) о классе этих предметов. В понятии выделяют две стороны: мыслимые предметы и признаки.

Характеристики понятия – объем и содержание. Все обобщаемые понятия составляют объем, а признаки, по которым они обобщаются, - содержание понятия.

Признаки бывают необходимые и случайные.

- необходимые: те, без которых предмет утрачивает свое качество, перестает быть самим собой. Например: канистра без крышки утрачивает свое качество быть емкостью для горючего или смазочного материала (который легко воспламеняется), поэтому признак «плотно закрывающая» является необходимым признаком канистры.

- случайные: без которых предмет может вполне обойтись, не теряя своего качества. Например: поскольку канистра может не быть железной, или не быть алюминиевой, или не быть пластмассовой, постольку каждый из этих признаков является случайным.

В свою очередь необходимые признаки делятся на:

1. Основные.

2. Производные.

- основные: те, которые обуславливают все другие необходимые признаки, тогда как последние являются производными. Например: равенство диагоналей в четырехугольнике обусловлено равенством углов, поэтому первый признак является производным от второго.

- производные: делятся на собственные (отличительные) и несобственные. Собственные присущи только предметам данного класса. Например: признак «обладать членораздельной речью» - собственный для человека). Несобственные присущи не только предметам данного класса, но и другим. Например: «равнодиагональность» - несобственный признак квадрата, его имеют все прямоугольники.

Схематично это выглядит так:

Каждый из предметов, мыслимых в понятии, называется элементом его объема. Элемент объема – отдельный предмет, обладающий всеми признаками, включенными в содержание данного понятия (каждый предмет, к которому можно отнести имя, выражающее это понятие).

Части объема – такие совокупности элементов объема, которые обладают каким-то особым признаком, отличающим их от остальных элементов. Часть можно выделить в любом объеме, содержащем более одного элемента. Например: в объеме «периодическое издание» можно указать такую часть, как еженедельные издания, или другую часть – периодические издания, выпускаемые в Харькове.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Укажите содержание следующих понятий.

 

Образец:

Сослуживец – человек, который служит вместе с кем-нибудь или работает с кем-нибудь в одном учреждении.

 

Сутки; профсоюзный комитет; мост через Атлантический океан; забытые в метро перчатки; дружба; западная сторона; человек, проживший 110 лет; одноклассник.

2. Назовите некоторые части объемов следующих понятий

 

Образец:

Отец: отец шестнадцатилетней дочери; молодой отец; отец, бросивший своих детей.

 

Государство; книга; научная теория; университет; однокурсник; неграмотность; демонстрация; граница; обман; мировоззрение; физический закон; движение; равенство.

3. Передают ли одну и ту же мысль оба выражения в следующих парах?

Образец:

Человек проживший 70 лет – человек, которому 70 лет.

Данные два выражения можно понимать как передающие разные мысли. Первое выражает понятие о людях, которые прожили 70 лет (при этом им может быть больше 70), тогда как второе выражает понятие о людях, которым ровно 70 лет.

 

а) Человек, забывший все, что он знал – человек, забывший все.

б) Незнаменитый, непопулярный, неизвестный писатель – неизвестный писатель.

в) Заброшенный дом – дом, в котором давно никто не живет.

г) Период времени с 25 марта по 25 сентября – период времени, когда день длиннее ночи.

д) дождливая, пасмурная погода – дождливая погода.

е) Самый высокий мальчик в классе – мальчик, который в классе выше всех.

ж) Человек, у которого есть дети и внуки – дед.

 

Ограничение и обобщение понятий

 

Переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом называется ограничением понятия. При этом следует иметь в виду, что объемы сравнимы (можно сказать, какой больше и какой меньше) лишь в том случае, если один из них целиком входит в другой, т.е. составляет его часть: объем понятия А целиком входит в объем понятия В в том и только в том случае, если каждый элемент первого (А) является элементом второго (В), но не наоборот.

Ограничение производится всегда путем изменений, вносимых в содержание. К уменьшению объема ведет вообще любое увеличение содержания, что отражается в так называемом законе отраженного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем. Также, ограничить понятие можно уточнив его содержание путем исключения информативного непустого признака, стоящего через союз «или». Например, при переходе от понятия «умышленное или случайное убийство» к понятию «умышленное убийство» осуществляется ограничение.

При ограничении объем получившегося понятия полностью входит в объем исходного, что обычно изображают круговыми схемами (кругами Эйлера). Например, «родитель близнецов – мать близнецов». Схема читается так:

 

 

 



Размер файла: 227 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров