Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Учреждение как субъект гражданского права

В последние годы появление в нашем гражданском законодательстве новых

организационно-правовых форм юридических лиц, в частности хозяйственных обществ

и товариществ, незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной

ранее правовой конструкции юридического лица - учреждения. Тем не менее учреждение,

как и прежде, довольно распространенный субъект гражданского оборота и включает

в себя органы государственной власти и управления, суд, прокуратуру, республиканские,

городские, районные больницы, поликлиники, образовательные учреждения, библиотеки,

музеи, театры и др. Общие положения об учреждении содержатся в ГК РФ, а особенности

правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными

правовыми актами. Так, на сегодняшний день действуют законы "О библиотечном

деле", "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации", "Об образовании"

(в редакции Закона от 13 января 1996 г.), "О высшем и послевузовском профессиональном

образовании" 1.

     В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная

собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных

функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

     В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, учреждение не

входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные

предприятия, является субъектом ограниченного вещного права; к последнему

в основном относится право оперативного управления. В отдельных же случаях

(об этом речь пойдет далее) учреждение может быть субъектом и другого вещного

права. Как известно, ограниченные вещные права производны от права собственности.

В законе определены их виды, те из собственников, которые вправе установить

такое вещное право, субъект, содержание субъективного права и пределы его

осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное

законом.

     В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником имущества

учреждения, и поэтому, по общему правилу, учреждение может быть создано любым

субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской

Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами.

Однако в зависимости от целей деятельности учреждения в законе или других

правовых актах определяется, на базе какой собственности может быть создано

учреждение того либо иного профиля. Так, только государственная собственность

лежит в основе органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры,

специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков

с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст. 11 Закона об образовании).

К числу учреждений, базирующихся на федеральной государственной собственности,

относятся и учреждения культуры, включенные в перечень особо ценных объектов

культурного наследия (например, Государственный Эрмитаж, Государственный академический

Мариинский театр, Государственный исторический музей).

     Финансируются за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации

учреждения, созданные в государственной системе органов социальной защиты

населения: специальные дома-интернаты (специальные отделения) для престарелых

и инвалидов, учреждения службы медико-социальной экспертизы, учреждения для

лиц без определенного места жительства и занятий (дома ночного пребывания,

социальные приюты, социальные гостиницы и т. д.)2. Решение о создании подобных

учреждений принимается органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации самостоятельно с учетом потребностей.

     Несмотря на то что частные собственники наделены правом создавать учреждения,

подавляющее большинство учреждений функционирует за счет финансирования из

государственного и (или) местного бюджетов. Допускается и совместное финансирование

различными собственниками (п. 1 ст. 29 Закона о музеях)3, в том числе с участием

иностранных граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 4 Закона об образовании).

     Финансирование учреждения может быть как полным, так и частичным. Предусматривая

возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения,

законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение

должно каким-то образом "зарабатывать", т. е. заниматься деятельностью, направленной

на получение прибыли. Об этом свидетельствует и норма о том, что учреждение

может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью (п. 2. ст. 298

ГК). К сожалению, в ГК не оговорен минимальный объем финансирования собственником

(3%, 15% или более). Именно из-за того, что "зарабатывание" может поставить

под угрозу основные цели деятельности учреждения, органы государства находятся

на полном финансировании собственника. Применительно к этого рода деятельности

"организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения

в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав,

необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности"4.

     Отсутствие в ГК регламентации минимального объема финансирования привело

к тому, что в законах об образовании (п. 1 ст. 41) и о высшем образовании

(п. 2 ст. 28) предусматривается возможность функционирования образовательного

учреждения на условиях полного самофинансирования. Это означает, что учредители

только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного

капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения

в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию

созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой

природе учреждения: в данном случае термин "учреждение" применяется не к организационно-правовой

форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенного рода деятельность.

     Представляется, что в ГК следовало предусмотреть нормы как о минимальном

размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником,

при нарушении которых учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано,

например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная

правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих

функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения (п. 1 ст. 118,

п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях)5.

     Итак, свою деятельность учреждение осуществляет за счет денежных средств,

выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только

одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество

(здания, земельные участки и др.). Поэтому при создании учреждения собственник,

определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет

ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если

речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение

имущества осуществляет Мингосимущество России.

     Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, учреждение, как всякое

юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным

документам учреждения относятся решение собственника о создании учреждения

и устав, утвержденный собственником. В случаях, предусмотренных законом, учреждение

может действовать на основании общего положения об организациях данного вида6.

     При создании учреждения на базе федеральной собственности от имени собственника

выступают различные уполномоченные им органы. Предшествуют же этому постановления

Правительства России о создании учреждения (в этом акте содержатся указания

соответствующим государственным органам по его реализации7) или об утверждении

устава (положения) уже существующего учреждения8 либо указ Президента России9.



Размер файла: 42.44 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров