Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Некоторые вопросы регулирования адвокатской практики

Адвокатура как правовой институт в любом государстве призвана содействовать

утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой

защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих

научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании

юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению

адвоката в суде. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во

всестороннем обсуждении.

     Предлагаемый ниже сравнительно-правовой анализ законодательных актов

ряда стран СНГ*(1), регулирующих деятельность адвокатуры, нам представляется,

будет полезен в русле дискуссии о путях ее развития, взаимосотрудничества

в этой сфере. В настоящей статье уделяется внимание лишь некоторым интересным,

на наш взгляд, аспектам осуществления адвокатской практики, регулирование

которых в каждой республике носит своеобразный, отличительный характер.

     Законодательство об адвокатуре. Понятие и содержание адвокатской деятельности.

Практически во всех рассматриваемых государствах адвокатура и адвокатская

деятельность стали предметом регулирования законодательных актов. В Армении*(2),

Азербайджане*(3) порядок осуществления адвокатской деятельности определяется

только законами, среди которых прежде всего ГПК и УПК (ст.2). В Казахстане

установлено, что законодательство об адвокатской деятельности состоит из закона

РК "Об адвокатской деятельности" и иного законодательства, регулирующего адвокатскую

деятельность. Однако процессуальные права и обязанности адвокатов при осуществлении

ими защиты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются

только законами.

     В Таджикистане правовые основы юридической помощи, деятельность адвокатуры

регламентируются наряду с законами также парламентскими постановлениями и

указами Президента республики. Сам же закон об адвокатуре получил высшую юридическую

форму - "конституционный закон"*(4). Это единственное государство СНГ, придавшее

закону об адвокатуре такой статус. В этой связи заметим, что в научной классификации

конституционных законов он отнесен к третьей группе как закон, издание которого

прямо предусмотрено в конституции (ст.92 Конституции РТ; в РУз это установлено

в ч.2 ст.116 Конституции)*(5). Акцентируя на этом внимание, хотелось бы тем

самым напомнить сформулированную в юридической литературе презумпцию - чем

выше юридическая сила акта, уровень его принятия, тем более важные общественные

отношения он охватывает.

     С одной стороны, облечение той или иной правовой нормы в форму определенного

нормативного акта, в данном случае закона, имеет важное значение с точки зрения

обязательности нормы права, места в иерархии нормативных актов. С другой -

деятельность адвокатуры может подлежать нормативному регулированию даже на

уровне закона лишь до определенных пределов (понятия, принципы, гарантии и

т.п.). В остальном же эта деятельность должна стать саморегулируемой, точнее

регулируемой внутрикорпоративными правилами или стандартами (кодексом) адвокатской

практики*(6).

     Конечно, в ряде конкретных случаев акты более низкого уровня также могут

соответствовать задачам адвокатуры. Например, Правительство Узбекистана приняло

постановление "О мерах по социальной защите лиц, занимающихся адвокатской

практикой в адвокатских объединениях Республики Узбекистан" от 15 июля 1996

года N 250, определившее особенности деятельности адвокатских формирований

как добровольных профессиональных объединений лиц, занимающихся адвокатской

практикой. В целях обеспечения их эффективной деятельности и социальной защищенности

установлено, что адвокатские объединения вносят страховые взносы в фонд социального

страхования в размере 7 проц. от фонда заработной платы после удержания с

них сумм на общие нужды адвокатских формирований*(7).

     Законодательство об адвокатуре в РУз включает как законы, так и "другие

акты законодательства" (ст.2). В целом же правомерно сделать вывод о том,

что эта сфера общественных отношений имеет определенные пределы ведомственной

регламентации.

     Не все анализируемые нами законодательные акты дали определение понятию

"адвокатская деятельность". В законах РК и РУз, например, лишь определяются

назначение, задачи адвокатуры как правового института, включающего независимые

добровольные профессиональные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью,

и отдельных лиц, занимающихся частной адвокатской практикой, оказывающих юридическую

помощь в соответствии с Конституцией РУз физическим или юридическим лицам

(ст.1 закона РУз); призванного содействовать реализации гарантированного государством

и закрепленного Конституцией РК права человека на судебную защиту своих прав,

свобод и получение квалифицированной юридической помощи (ст.1 Закона РК).

     В Армении адвокатская деятельность определена как "вид правозащитной

деятельности", направленной на осуществление не запрещенными законом средствами

и способами интересов, преследуемых получателем юридической помощи (ст.4 Закона

РА). Законодатель Таджикистана говорит об адвокатуре как независимом профессиональном

объединении, обеспечивающем оказание юридической помощи физическим и юридическим

лицам, и дает ее определение как "вида социальной помощи", оказываемой в правовой

области физическим и юридическим лицам, заключающейся в использовании любых

законных средств и способов с целью защиты прав и законных интересов этих

лиц. В Кыргызстане адвокатская деятельность определена как "деятельность адвоката

по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим

лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов" (ст.2

Закона КР).

     В рамках обзора понятий "адвокатская деятельность" обратим внимание на

то, что в законах ряда государств полномочием осуществлять защиту наделяется

только адвокат. Это, например, закреплено в ст.5 Закона РА, в ст.4 Закона

РК, согласно которой профессиональная защита по уголовным делам осуществляется

только адвокатами, в ст.4 Закона АР - "защитниками на судебном процессе по

уголовным делам, предварительном следствии или в дознании в соответствии с

процессуальным законодательством АР могут быть только адвокаты"*(8). Положения

законов РУз не содержат таких уточнений. Существует однозначное понимание,

что только адвокаты могут оказывать любым лицам любую юридическую помощь,

в том числе в рамках судебного заседания, а юрисконсульты оказывают ее только

в рамках того юридического лица, где они осуществляют свои профессиональные

функции в качестве наемного работника. В судах же, имея в виду систему хозяйственных

судов и судов по гражданским делам*(9), они могут осуществлять функции лишь

представительства с соблюдением правил подведомственности.

     Организация адвокатской деятельности. В РУз впервые Закон об адвокатуре

был принят 27 декабря 1996 года. Через два года 25 декабря 1998 года был принят

второй Закон "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов".

Законодатель ввел лицензирование осуществления адвокатской деятельности и

ее виды, закрепил принципы, организационные формы деятельности адвокатуры.

Так, лицу, получившему в установленном порядке лицензию на право занятия адвокатской

деятельностью, было разрешено осуществлять ее индивидуально, открывая свое

адвокатское бюро, либо на добровольной основе образовывать с другими адвокатами

(партнерами) коллегии и фирмы. Касаясь организационно-правовых форм адвокатуры

в других странах, следует отметить различные вариации, закрепленные их законами.

Например, Закон РА от 18 июня 1998 года в ст.9 разрешил адвокатам для организации

своей деятельности избирать любую установленную законодательством организационно-правовую

форму работы.



Размер файла: 31.89 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров