Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Внутренний Предиктор СССР Дело было в Педженте

О чём молчат искусствоведы

 

10 октября 1997 годапервый президент России вручил в Страсбурге президенту Франции видеокассету сфильмом “Белое солнце пустыни”, сопроводив подарок словами: “Это мой самыйлюбимый фильм. В нём — вся душа русского народа”,  а 8 июня 1998 г. он подписал указ оприсуждении фильму Государственной премии за 1997 год.

Откуда вдруг такойинтерес власти к столь любимому народом фильму [1]? Неужели только потому, чтопо‑прежнему данные всех опросов напоминают властной “элите”: картина пользуетсяу зрителя неизменным успехом? Или, утратив поддержку во всех слоях общества,она ищет популистские методы возврата доверия? А что если стоящие за спиной “властных”марионеток кукловоды знают “нечто” такое, на что «вся душа русского народа»действительно может откликнуться доверием?

Чтобы увидеть и правильнопонять это “нечто”, следует знать, что у произведений искусства, вызывающихустойчивый при смене поколений интерес публики, кроме «сюжета», в общепринятомпонимании этого слова, существует еще и так называемый «второй смысловой ряд»[2], не осознаваемый большинством зрителей (или читателей, если речь идет опроизведениях литературы), но тем не менее отвечающий их подсознательнымжизненным ориентациям.

Второй смысловой ряд фильма“Белого солнца пустыни” выстраивался сложно и под влиянием многихобстоятельств, понять некоторые из которых можно из оценок тех, ктонепосредственно участвовал в его создании. Так, например, один изнепрофессиональных актёров — Николай Годовиков, сыгравший роль Петрухи, навопрос корреспондента “Новой газеты” № 44, 1997 г. по поводу того, как фильмделался, ответил:

«Это был труд, но труд врадость. Все, включая костюмера и плотника, вбивающего гвозди, чувствовали себятворцами. Репетиций у нас почти не было. Режиссер объяснял свои идеи — и пошло‑поехало.Мотыль давал актерам импровизировать».

Чтобы творческий труд былв радость, а сам творческий процесс “шёл и ехал” в нужном режиссёрунаправлении, необходимо этим процессом либо управлять, либо он долженсамоуправляться приемлемым для режиссёра образом. В первом случае в съёмочнойгруппе помимо актеров и “плотников, вбивающих гвозди”, должны присутствоватьлюди, способные различать возможные варианты развития этого процесса ввероятностной матрице будущего. Во втором случае обычно возникает коллективнаяпсихика, которая и ведет всех в нужном направлении, в результате чего процессдействительно начинает самоуправляться уже в русле некоего нового, болеевысокого порядка вложенности объемлющего процесса, смысл которого так или иначевыражается в самом фильме.

В социальных процессах,охватывающих жизнь многих поколений, имеет место такое явление, когдапопулярность некоторых произведений искусства может стать катализатором одних итормозом других процессов, определяя тем самым направление развития общества надесятки и сотни лет. Внешне это проявляется в бездумном подражательстве героямв поведении, одежде, но более всего — в словах. Причем отдельные слова,реплики, а иногда и целые фразы по каким‑то законам приобретают статусафоризмов и повторяются по любому поводу, а чаще — без всякого повода. Так,например, небольшая повесть И.В.Гёте “Страдания юного Вертера”, написанная им вранней молодости, неожиданно повлекла за собой целую серию самоубийств встранах западной Европы. Причиной этого повального сумасшествия было желаниебудущего великого писателя освободиться от своей страстной привязанности кодной молодой особе, женитьба на которой, по мнению её поклонника, моглапомешать воплощению его честолюбивых замыслов. После подробного описания “любовныхмук”, которые Гёте завершил самоубийством своего героя, для него действительнопришло освобождение от страстной привязанности. Однако, современное ему высшееобщество отреагировало на откровения юного дарования совершенно неожиданно:многие молодые люди из состоятельных семейств начали вешаться, стреляться,топиться и уходить из жизни всеми возможными и невозможными способами из‑запригрезившейся им “несчастной” любви.

Это явление настолькопоразило юного Гёте, что впредь он решил обращаться с печатным словом болееобдуманно и аккуратно. Большинство же современников были поражены происшедшим,но отнесли его к разряду бездумного подражательства, между тем как вышедшаянебольшим тиражом повесть “Страдания юного Вертера” оказала значительноевлияние на нравы нарождающейся буржуазии Европы. Позднее Наполеон Бонапартвполне серьёзно заявит о том, что “Страдания юного Вертера” оказали на егобудущее куда большее влияние (он возил с собой книжку Гёте во всех походах),чем все “передовые люди” того времени. Это заявление любимца фортуны заставиломногих психологов обратить более пристальное внимание на это явление.



Размер файла: 224.44 Кбайт
Тип файла: zip (Mime Type: application/zip)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров