Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Васильев Леонид_История религий Востока

Л.С.Васильев

История религий Востока

 

Предисловие

 

На протяжении рядадесятилетий писать о религии в отечественном обществоведении не было принято.Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному атеизму» обязаныбыли сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и несостоятельностирелигиозного мировоззрения. История же самих религий излагалась как историязаблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В лучшем случае ‑когда речьшла о древних или средневековых обществах – говорилось о верованиях и мифах,обрядах и культах, религиозных предрассудках и их сознательном использованииправящими классами в интересах эксплуатации трудящихся. И к этому специалисты,которых соответствующий материал касался (имеются в виду прежде всего те, ктоизучал проблемы истории культуры), должны были приспосабливаться.

Приспособление шло преждевсего по линии абсентеизма. Специалисты просто по возможности уходили в сторонуот соответствующей проблематики. В нашей стране были знатоки атеизма и мастераперетолковывать всю историю всех религий мира в атеистическом духе, нопрактически не было тех, кто хорошо ориентировался в религии как таковой (я,разумеется, исключаю служителей культа, которые, к слову, тоже отнюдь не былисвободны в изложении своих религиозных учений). Результаты были плачевными.Подлинную историю религий в нашей стране никто не знал и не хотел знать. Когдасвыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО, решился – едва ли не впервые внашем обществе «развитого социализма» – изложить свой курс по религиям Востокадля студентов в письменном виде, он был издан под осторожным заголовком«Культурно‑религиозные традиции стран Востока» всего в 300 экземплярах (Москва,МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в тираже. Не могу забыть, как,написав около 100 страниц текста по истории ислама (этот текст практически безизменений воспроизведен в предлагаемом вниманию читателя нынешнем вариантеучебного пособия), я долго искал в нашем академическом Институте востоковедения,где я проработал всю свою жизнь, хоть одного специалиста, кто мог быквалифицированно отрецензировать соответствующие главы. Таких просто не было –при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый в мире центр востоковеденияАН СССР пользовался очень высокой репутацией. В институте были арабисты и иныезаслуженные специалисты по истории, литературе и культуре Ближнего и СреднегоВостока, но, после смерти ученых старшего поколения (в частности, Е. А.Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы исламом, во всяком случае вМоскве.

Сегодня, разумеется, всеобстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо определенный перехлест. Исламомзанимаются целые институты как научного, так и политического профиля. Неоставлены без внимания и иные религии. Огромным интересом у публики пользуетсявсе то, что имеет отношение к мистике, метафизике, к различным экстравагантнымсектам, особенно восточного происхождения. И это происходит не только у нас. Вовсем мире ощущается такого рода повышенный интерес, причем с каждым годом всезаметнее. В какой‑то мере это связано с крушением иных идеалов и представлений,включая и социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такогорода общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на нашикнижные прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активнопереиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например,сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыминовыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже обесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават‑гита идр.) и комментаторско‑исследовательской литературы о них. Им буквально нестьчисла.

Я бы не хотел, чтобыкнига, которую читатель держит в руках, затерялась в этом море религиознойлитературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать конкуренции состросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской, Кастанеды и многихиных модных авторов как прошлых времен, так и ультрасовременных. Каждому, вконце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том, что религиозные каноны, равнокак и их толкования, вне конкуренции. Это – основа основ для тех, кто считаетсебя верующим и тем более стремится углубленно изучать доктрину, излагающуюгенеральные принципы его веропонимания. Смысл книги об истории религий Востока– а практически все великие религии, да и подавляющее большинство остальных,включая и христианство, имеют к Востоку самое непосредственное отношение – вином. Цель ее – показать роль и влияние религии в истории восточныхцивилизаций, а также воздействие религиозных традиций на общество как впрошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши дни. Эта генеральная задачаопределила и основные средства ее реализации.

Речь в книге, разумеется,идет не об атеистическом противопоставлении религиозным заблуждениям какой‑либоопровергающей их научной истины. Но в то же время читатель не найдет в ней иапологетики религии как духовной квинтэссенции многих обществ, в том числе исравнительно отсталых, где значимость религиозно‑моральной регуляции особенноважна и очевидна. Смысл книги – в создании цельной и непротиворечивой концепцииразвития цивилизаций Востока, взятой лишь в одном, но весьма существенном дляпонимания проблем Востока аспекте – аспекте его религиозных традиций. Инымисловами, читатель должен узнать, что такое религия для Востока или, иначе, какотражается Восток, древний и современный (если попытаться рассмотреть егосквозь призму характерных для него религиозных традиций, отраженных в соответствующихсистемах идей и ценностей), в образе жизни, в привычных стереотипах поведения,в отношениях к инновациям, во взаимоотношениях между людьми, обществом игосударством и т.д.



Размер файла: 356.08 Кбайт
Тип файла: zip (Mime Type: application/zip)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров