КОСОВСКИЙ КРИЗИС: ГОД СПУСТЯ

Министр иностранных дел РФ предлагает мировому сообществу меры для того, чтобы не дать сепаратистам оторвать край от Югославии

Игорь Иванов

Минул год со дня начала натовских бомбардировок территории суверенной Югославии. Сегодня совершенно очевидно, что эта агрессия НАТО не только перечеркнула все предпринимавшиеся международным сообществом до начала военных действий усилия в пользу политического урегулирования, но фактически завела косовский кризис в тупик. Угроза балканской трагедии становится все более реальной, и это уже начинают осознавать даже в странах НАТО.

Каждый день достоянием международной общественности становятся все новые факты, которые убедительно свидетельствуют, что стратеги НАТО, разрабатывая военные планы против Югославии — а такая работа велась много месяцев, — заботились, конечно же, не о судьбе жителей Косово и стабильности на Балканах. Этот многострадальный регион был просто-напросто выбран в качестве своего рода полигона для отработки "натоцентристской" концепции мироустройства, в котором группа государств присвоила бы право диктовать, в том числе силой, свою волю мировому сообществу. Новая стратегическая концепция НАТО, а также так называемые теории "ограниченного суверенитета" и "гуманитарного вмешательства" были призваны создать видимость правомерности подобных действий. К чему это привело — хорошо известно. Сильнейший удар был нанесен по Уставу ООН, в целом по основополагающим принципам правопорядка и международной стабильности. В мире вновь на первый план стали выходить военные аспекты безопасности. Во многих странах заговорили о том, что ускоренное довооружение — единственный способ избежать внешней агрессии. Как следствие усилилась угроза подрыва режимов нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Ряд государств, в том числе Россия, были вынуждены внести коррективы в свои концепции национальной безопасности. Наконец, серьезный ущерб был нанесен доверию, которое начало формироваться в отношениях между Россией и НАТО.

События на Балканах еще раз наглядно показали, что борьба за будущее мироустройство вступила в решающую стадию. Все более широкую поддержку в мире получает тезис о том, что прочной основой стабильности может быть только мир, основанный на многополярности и строгом уважении международного права. Предстоящий в сентябре этого года "саммит тысячелетия", проводимый в рамках ООН, должен продемонстрировать поддержку такого подхода подавляющим большинством государств.

Возвращаясь к косовскому кризису, приходится констатировать, что НАТО, сделав однозначную ставку на силовую операцию, фактически перечеркнула усилия Контактной группы по выработке плана политического урегулирования. В то время как шли переговоры в Рамбуйе, инструкторы из США и некоторых других натовских государств активно готовили боевиков так называемой "Освободительной армии Косово", в задачу которых входила дестабилизация ситуации в крае, а в последующем — оказание содействия в осуществлении натовской операции.

Таким образом, поддержка была оказана наиболее экстремистски настроенным группировкам косовских албанцев, открыто выступающим с сепаратистских позиций и тесно связанным с международными криминальными структурами.

Убежден, альтернатива войне была — мирный переговорный путь не исчерпал себя. На всех этапах косовского кризиса Россия настойчиво добивалась политического решения, последовательно выступая за предоставление Косово широкой автономии в рамках СРЮ как необходимое условие для совместной жизни албанцев, сербов и представителей других народностей края. Россия была готова поддержать политическую часть договоренностей, достигнутых в Рамбуйе. К сожалению, эти договоренности приняты не были, так как НАТО выдвинула целый ряд дополнительных неприемлемых условий. Не проявил должной гибкости и Белград.

Военные действия НАТО против СРЮ, которые продолжались 78 дней, войдет в историю Европы конца XX века как одна из самых трагических страниц.

Последствия бомбардировок известны — многочисленные жертвы среди мирного населения, уничтожение значительной части промышленного потенциала Югославии, серьезный экономический и экологический ущерб для соседних стран и всего региона. Такова цена "гуманитарного вмешательства", которое теперь кое-кто пытается превратить чуть ли не в универсальный принцип урегулирования конфликтов. Сегодня нас стараются убедить, что главная задача натовской операции якобы заключалась в обеспечении возвращения в край 8000 тысяч беженцев. На кого рассчитаны подобные заявления? Ведь всем известно, что до начала натовских ракетно-бомбовых ударов беженцев в соседних Албании и Македонии не было. Лагеря беженцев, а соответственно и гуманитарная катастрофа — это не причина, а следствие бомбежек.

Россия, разумеется, не могла безучастно наблюдать за развернувшейся на Балканах трагедией. Благодаря в значительной мере нашим усилиям войну против Югославии удалось остановить, а проблему Косово вновь поставить на рельсы политического урегулирования в рамках ООН. Резолюция 1244 Совета Безопасности от 10 июня 1999 года определила его основные параметры.

Тем не менее и сегодня Косово остается кровоточащей раной на теле Европы. Операция НАТО, предпринятая под надуманным лозунгом защиты албанцев, на самом деле еще больше обострила межэтнические противоречия и привела к изгнанию из края большинства неалбанского населения. Не проходит и дня без сообщений о новых актах насилия против сербов, цыган, турок, представителей других народностей. По разным данным, от 250 до 350 тысяч человек были вынуждены покинуть Косово. А те, кто еще там остаются, живут по существу в резервациях, под охраной международных миротворцев. Однако даже такая охрана не гарантирует безопасности. За год в Косово уже убито около тысячи человек, из них более 800 — лица неалбанской национальности. Сотни ранены, много пропавших без вести. События в Косовска-Митровице, где межэтническое противостояние проявляется в наиболее острой форме, со всей очевидностью показали настрой албанских экстремистов на насильственное вытеснение неалбанцев с территории края.

Это вынуждены признать и в Вашингтоне, и в других столицах НАТО. Не случайно спецэмиссар США на днях журил косовских лидеров, заявляя: "Сейчас те из нас, кто оказывал вам наибольшую поддержку, разочарованы". Разочарованы, так как видят, что ситуация с каждым днем все больше выходит из-под контроля, а Косово превращается в плацдарм различных экстремистских и преступных группировок.

Как известно, резолюция 1244 Совета Безопасности ООН содержит четкое положение о том, что Косово является составной частью территории СРЮ. Другими словами — сохранение территориальной целостности Югославии рассматривается как обязательное условие для прочного и долговременного урегулирования. Очевидно, что отделение Косово от Югославии привело бы к дестабилизации ситуации на Балканах в целом.

Создание в этом регионе Европы "этнически вычищенного" полукриминального государственного образования, пропитанного атмосферой насилия, хаоса и межнациональной нетерпимости, стало бы крайне опасным прецедентом вообще. По сути это означало бы, что путем внешнего силового вмешательства допускаются отторжение от суверенного государства части его территории и ее передача в руки сепаратистов.

На этом фоне серьезное беспокойство вызывает линия поведения международных представителей в крае, которые должны на практике реализовывать положение резолюции 1244 СБ ООН.

К сожалению, предпринимаемые ими шаги на деле ведут к превращению края в "самодостаточное" общество с атрибутами независимого государства. Подобные заигрывания с сепаратистами лишь возбуждают их аппетиты. Они уже открыто претендуют и на часть территории Южной Сербии, заселенной албанцами. Сценарий прежний: формирование отрядов боевиков, провокационные вылазки, спекуляции на этнических чистках. Вслед за этим логически должно последовать обращение за помощью к НАТО.

Неужели всего этого не видят в столицах западных стран? Уверен, видят, но действовать все еще не решаются. С одной стороны, не хотят признать, что совершили ошибку, начав агрессию против СРЮ. С другой — не могут отказаться от непримиримой враждебности к нынешнему режиму в Белграде. Иррациональность такой линии очевидна. Ведь даже оппозиция в Югославии полностью разделяет мнение, что Косово должно оставаться составной частью территории СРЮ. А от международных санкций страдает в первую очередь мирное население Югославии.

Постоянные утверждения представителей натовских государств, что выход из нынешней ситуации в Косово возможен только лишь в случае смены власти в Белграде, свидетельствуют об отсутствии у них четкой стратегии урегулирования ситуации. Конечно, демократические преобразования необходимы, в том числе и в СРЮ. Это необходимое условие для развития современного общества. Однако, по мнению самой югославской оппозиции, Запад, загнав СРЮ в изоляцию, тем самым препятствует процессам демократизации.

Проблему урегулирования ситуации в Косово, конечно же, надо рассматривать шире, с учетом всех обстоятельств, ставя на первое место интересы стабильности и безопасности на Балканах.

В чем, на наш взгляд, состоят первоочередные задачи урегулирования?

Во-первых, необходимо обеспечить скорейший запуск политических переговоров, призванных определить статус Косово. У сепаратистов не должно быть иллюзий, что им удастся навязать международному сообществу сценарий отделения края от СРЮ. Другими словами, речь должна идти о выполнении ключевых положений резолюции 1244 Совета Безопасности ООН относительно предоставления краю широкой автономии и реального самоуправления, построения там многоэтнического демократического общества. Критерием оценки деятельности местной администрации должно стать создание в Косово атмосферы безопасности и межнациональной терпимости, которая позволила бы сотням тысяч сербских и других беженцев вернуться к своим очагам.

Во-вторых, должна быть взята твердая линия на изоляцию экстремистских лидеров албанской общины. Международному присутствию в Косово следует более энергично заняться изъятием незаконно хранящегося у населения оружия, поставить под жесткий контроль деятельность формируемого Корпуса защиты Косово. Насущной задачей остается также перекрытие косовского участка границы СРЮ с Албанией и Македонией, усиление международного полицейского контингента.

Наконец, необходимо признать, что никакое прочное и долговременное урегулирование на Балканах не состоится без вовлечения в этот процесс Белграда. В частности, должно быть реализовано положение резолюции 1244 о возвращении согласованного числа югославских военнослужащих в Косово.

Разумеется, это не исчерпывающий план, а лишь срочные шаги, которые должны позволить переломить опасные тенденции. Мировое сообщество взяло на себя большую политическую ответственность за косовское урегулирование. От того, насколько твердо и последовательно оно будет проводить в жизнь свои решения, во многом зависит не только мирное будущее Балкан, но и в более широком плане — сохранение позитивной перспективы развития обстановки в Европе и мире.

"Дипкурьер НГ" 23 марта 2000 г.


  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |