И. Аme="keywords" http-equiv="keywords" content="геокультура, геоэкономика, геополитика, Русский Мир, русский ислам, диаспора, эмиграция, миграции, антропоток, демография, Остров Крым, постиндустриализм, глобализация, идентичность, президентская повестка дня, Генисаретский, Глазычев, Юрий Громыко, Кутузов, Градировский, Джемаль, Ильин, Княгинин, Махнач, Межуев, Неклесса, Пятигорский, Переслегин, Цымбурский, Петр Щедровицкий, Фукуяма, Хантингтон, Валлерстайн, Хомский, Тоффлер, Хаусхофер ">



	




Поколенческий проект

Сергей Градировский, Андрей Фетисов

От чего мы отказываемся

Признаемся честно: мы живём не совсем так, как хотелось бы. А порой — даже совсем не так. Иногда бывает трудно чётко сформулировать, что же не так. Вроде бы одно, третье, пятое… Но за всем этим — и это ощущение многих — стоит одна большая неправда.

Нам всё время предлагается участвовать в чужой игре, по чужим правилам, да еще и на чужом поле. Зачем, по какому праву, ради чего? Многие словом, а некоторые и действием, выказывают недовольство всем этим. Но всё остаётся по-прежнему. Нас всех — страну и её жителей — разделённых, а часто просто потерянных, тащит неведомо куда кучка невежественных людей, выходцев из вторых и третьих эшелонов партийно-советской номенклатуры. Куда они нас приведут и какое будущее они могут нам предложить? Да и как так случилось, что общество оказалось растащенным на части, разорванным на куски, как так случилось, что страна оказалась без общества?!

Всем нам довелось стать свидетелями и часто участниками того, что в современной России назвали реформами. Но экономические реформы так и не создали в нашей стране новых форм хозяйственных и правовых отношений, а превратили её в социальные джунгли, где, как известно, идёт “война всех против всех”.

За последние десять лет мы поняли, какая Россия удобна для Запада и международных финансовых кругов, для бывших диссидентов-шестидесятников и региональных номенклатурных князьков, для газовых генералов, нефтяных баронов и прочих олигар-, то ли -хов, то ли -френов. Понятно стало и то, какая Россия им не нужна — самостоятельная, здоровая физически и морально, умная и развивающаяся, Россия у которой есть собственное будущее, собственный взгляд на глобальное справедливое мироустройство.

Мы стараемся внимательно следить за разнообразными общественными процессами, ищем и находим близкие нам взгляды. Мы убедились, что мы не одиноки. И это обнадёживает. Во все времена единомышленники объединялись для общего дела. Сегодня об “этом деле”, “невозможном деле” (“Невозможное, которое возможно”) мы и предлагаем подумать всем миром. Для этого, ради таких раздумий, и написаны статьи настоящего сборника.

Каждый, кто занят сегодня общественно-значимым делом (бизнесом, политикой, педагогикой, медициной) понимает, как все непредсказуемо в нашей стране. Эта непредсказуемость грозит не только моему делу, но и моим близким, и моим соседям, многие из которых оказались “не у дел”. Всем нам необходимо общее дело. Не политическое, не свое, а наше — совместное.

Эпоха поиска

В начале 90-х годов известный методолог Пётр Щедровицкий написал программную статью “В поисках формы”, в которой был проделан анализ системного кризиса, поразившего Россию. Выход из кризиса связывался в тот момент с поиском новой формы. При этом было замечено, что изменения формы или ре-формы должны быть не только комплексными, системными, но и могут состояться только при наличии “субъекта развития”. В 1997 году наше содружество подготовило работу, опубликованную в виде статьи под названием “В поисках “субъекта развития”, где была сделана попытка, обнаружить в современной России потенциального “субъекта развития”. Кроме того, намечалась задача по поиску культурных, интеллектуальных и мировоззренческих оснований для его активной деятельности в интересах всего общества. Культурная линия, обозначенная веховцами, всё время незримо сопровождающая нас в наших поисках, наконец, начала превращаться в вектор, суммирующий наши духовные и практические усилия.

Последующие годы в результате ряда проектных работ развернутых содружеством, анализа общественных идей и мониторинга ситуации дали нам возможность не только выявить, но и соприкоснуться с некоторыми протосубъектами, уже существующими в различных уголках постсоветского пространства. Пришло также понимание, что полноценное явление “субъекта развития” невозможно без выполнения двух задач, основанных, прежде всего на воле конкретных людей.

Первую мы назвали мобилизационной (“Время мобилизации”). Вторую — охранительной (“Пути русской культуры”). Попытка учесть предыдущие поиски и объединить две разнородные задачи, — каждая из которых требует напряжённой работы: первая организационной, а вторая культурной — привела к созданию текста “В поисках содержания”. Субъекты развития это те, кто способен на восстановление содержания. А уже сам процесс восстановления — неизбежно задаст новую форму. Поэтому мобилизация есть условие, а следование традиции — залог такого восстановления.

Реформы и выход страны из кризиса принято в первую очередь связывать с перестройкой хозяйства. Обычно предлагаемые разными силами многочисленные экономические программы выхода страны из кризиса находятся в рамках экономической парадигмы. Мы считает, что стратегические цели экономики лежат вне её сферы, и без обнаружения их не возможно даже приступить к реформированию хозяйства во благо общества. Попытка нащупать контуры неэкономического отношения к хозяйству, предпринята в тексте "Двойные технологии".

Именно самостоятельное мышление, на наш взгляд, позволяет России "найти выход" не повторяя азбучные истины "цивилизованных" стран.


  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |