Русский вопрос в Израиле

Алексей Тупицын

Политические страсти в Украине, Белоруссии и других странах СНГ во многом определяются позицией русскоязычного электората и отношениями России с этими странами. Не секрет, что президент Кучма на выборах 1996 года победил, пользуясь поддержкой русского населения, а Лукашенко отношения с Россией сделал важнейшим пунктом своей предвыборной программы. В Израиле русские не менее активны, а за их голоса идет порой очень драматичная борьба…

* * *

Вторая волна русской иммиграции пришлась на начало 90-х годов, когда с одной стороны в странах бывшего СССР наступили политические послабления, а с другой – ухудшилось экономическое положение. Но новая родина отнюдь не встретила мигрантов радостными объятиями. Экономические проблемы начались и в самом Израиле, а кроме того, мигранты первой волны, которая пришлась на 60-70-е годы, почувствовали реальную угрозу со стороны вновь приехавших евреев своему статусу и социальному положению. Кроме того, "новые русские евреи" отнюдь не стараются "вписаться" или "адаптироваться" в жизнь еврейского общества. Они скорее рассчитывают, что новая родина должна предоставить им максимум комфорта за минимум усилий. Многие воспринимают свой приезд в Израиль как подарок для этой страны, и отнюдь не горят желанием совершать сверхусилия по ее обустройству. Что, естественно, вызывает ответную реакцию со стороны коренных и укоренившихся жителей.

При этом надо отдать должное политической активности новой волны русских евреев. В отличие от своих предшественников и выходцев из других стран, русские евреи взахлеб участвуют в политической жизни страны, буквально вытесняя из нее остальных. Этой активностью на выборах 1996 года в Кнессет (парламент страны) удачно воспользовался Натан Щаранский, создав партию Исраэль-бэ-Алия, что можно вольно перевести как "русские евреи". Его партия получила 7 голосов в парламенте из 120 и 2 министерских портфеля.

С учетом того, что за последние 3-4 года количество репатриантов из России еще больше увеличилось (по некоторым оценкам – на 130-150 тысяч человек), то роль "русского фактора" в политической жизни Израиля увеличивается еще больше. Об этом говорит и крупный скандал, разразившийся в начале года, когда мэр Тель-Авива подал в отставку в связи с бурной реакцией русских евреев на его призыв ограничить въезд репатриантов из России. Надо сказать, что его чувства вполне понятны. Новая волна мигрантов отнюдь не горит желанием изучать еврейские традиции и тем более следовать им. Именно русские нарушают "шаббат" (субботу), совершая индивидуальные и коллективные поездки по стране, именно у них в домах можно увидеть, как на стол подают мясные блюда вместе с молочными и т.д. Многие из них плохо знают иврит, и почти никто не умеет хорошо писать на этом языке…

Вместе с тем, русские евреи составляют значительную часть экономически активного населения, и именно они являются источником многих промышленных и социальных новаций. Русскоязычные СМИ в Израиле – одни из самых прибыльных, а ассортимент и оборот "русских магазинов" внушает уважение даже в еврейской среде.

Русские евреи действительно составляют мощную социальную силу, которая, к сожалению, пока не сознает своих интересов и не выдвигает серьезной социальной программы. Более того, последние годы русские евреи все более втягиваются в раскол, считая, что и Натан Щаранский, и его партия не заботятся об их судьбах. Так, недавно в Израиле появилась партия с забавным названием "Израиль – наш дом", руководит которой А. Либерман, выходец первой волны мигрантов из Кишинева. Есть на земле обетованной и другие "русские" партии.

Но если бы русские евреи смогли объединиться, то вполне реально, что на выборах в Кнессет они бы получили около 20 голосов. А это – весьма значительная сила. Но, похоже, такое объединение в настоящее время состоятся не может.


"ОстровКрым", №3


  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |  
!-- /HotLog -->