Ситуация в области образования

Петр Щедровицкий

К 80-м годам система образования была одной из наиболее конкурентоспособных систем деятельности в СССР. За последние 10-15 лет эта система производила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самым кредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов. Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволяла предпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам и получать прибыль.

Сегодня можно констатировать, что эти стартовые условия конкурентоспособности отечественного образования закончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системы образования.

В сфере образования накопилось три группы системных проблем.
1) Зауженная образовательная мобильность: нет никакого образовательного пространства, по которому можно перемещаться; ни школьники, ни студенты не имеют возможности передвигаться по стране и погружаться в разные ситуации. Образовательная мобильность стоит столько же, сколько и основной учебный процесс.
2) Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношение между лекциями и самоподготовкой должно быть совершенно иным, нежели то, которое нам досталось от советской системы образования. Студенты должны уметь самостоятельно работать с текстами. Но этот процесс, дополненный современными техническими средствами, создает необходимость еще одного бюджета. Финансирование системы образования в целом увеличивается, но оно носит количественный, а должно носить порядковый характер. Через пару лет выяснится, что технологическое отставание системы образования почти необратимо.
3) Кадры, которые принимают участие в учебном процессе, - это героические люди, пережившие очень сложный период. В подавляющем большинстве случаев эти кадры не годятся для реформы системы образования. Только 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения. Это огромная инерционная система, в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия.

Цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих в обществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования.

В этих условиях единственной конкурентоспособной системой является новая организационная и управленческая форма сетевого университета, который должен максимально использовать новые информационные технологии и лежащий вне ведомства образования образовательный потенциал.

Проект ЦКП очень важен, так как он является одним из немногих проектов в системе образования, которые отвечают сложившимся в ней проблемам.

Идея предпринимательства

Меня интересует попытка рассмотреть предпринимательство как институт развития.

Категория развития для меня является фундаментальной. Мир имеет устройство развития - это одна из его основных характеристик.

Институт предпринимательства возникает и складывается во многом как ответ на вопрос о процессе развития. Каким образом обеспечивается социально-культурная начинка развития?

Европейское развитие с XII века начинает выращивать прослойку предпринимателей как пионеров этого процесса - тех, кто несет основные риски, связанные с неудачными шагами в нем. Формируется ряд институтов, который охраняет эту зону и позволяет проникать в нее представителям других культурных сообществ.

Такая система институтов сложилась в странах, которые оказались на волне развития, стали странами первичной индустриализации.

В кардинально другой ситуации оказались все страны, которые не попали в первую волну. Здесь возникает образ большого предпринимателя, который делает то же, что и прослойка, но имеет другую социальную природу. Это образ корпоративного государства, берущего на себя миссию предпринимательской деятельности и связанные с ней риски.

В ситуации развития велик шанс ошибиться. Если коллективный предприниматель стран первичного развития распределяет риски, то корпоративный предприниматель консолидирует риски и повышает вероятность проигрыша, но на сей раз - для всей страны в целом.

Главный вопрос заключается в балансе между индивидуальными и корпоративными предпринимательскими проектами. За последние 25 лет этот баланс сохранялся потому, что корпоративное предпринимательство взяло на себя функцию реализации проектов, а индивидуальное предпринимательство взяло на себя креативную функцию. Но, по всей видимости, этот баланс к сегодняшнему дню разрушился, и мы находимся на пороге очень значительных кризисов потому, что меняется характер институтов развития.

За последние 100-150 лет можно выделить три волны предпринимательства:
1) предпринимательство, которое в основном занималось конфигурированием факторов производства;
2) предпринимательство, которое занималось выстраиванием отношений между различными деятельностями;
3) предпринимательство, которое по-новому организует разные типы мыследеятельностных ресурсов.

Мы сейчас находимся на очень ранней стадии формирования этого типа предпринимательства.

С этой точки зрения очень сомнительно, что можно сделать содержанием обучения схемы предпринимательства, потому что схемы, о которых мы говорим, сложатся в историческом процессе очень нескоро.

Вопрос о том, как можно выстроить учебную программу, остается нерешенным.


  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |  
!-- /HotLog -