Содружество тихо умирает

Его судьбу решили не интеграционные декларации, а реальные дела - отсутствие общих политических и экономических структур, разрушение военного единства и крах безвизового режима

Мехман Гафарлы, Алан Касаев

После того как 4 сентября этого года МИД РФ нотой уведомил исполком СНГ и министерства иностранных дел государств-участников Содружества о решении России выйти из состава участников Бишкекского соглашения 1992 г. о безвизовом передвижении граждан СНГ, последние надежды на интеграцию постсоветского пространства окончательно разрушились. Сегодня, когда между странами СНГ нет ни политической, ни экономической интеграции, безвизовый режим был единственным условием, свидетельствующим о существовании Содружества. Сегодня уже не осталось ни одной структуры СНГ, где полноценно участвовали бы все страны Содружества. После девятилетнего существования СНГ эта организация превратилась в политический клуб, где обсуждаются общие проблемы, но никакого реального прогресса в их разрешении нет. В результате все принятые на саммитах СНГ соглашения остались на бумаге лишь как добрые намерения руководителей Содружества.

Кое-кто сегодня называет СНГ своего рода блеф-клубом. За почти девятилетнее его существование на различных саммитах этой организации было принято более 2500 документов, но ни один из них не выполнен в полном объеме. Многие руководители СНГ даже не помнят о подписании значительной части этих документов. Это еще раз подтверждает откровенно безразличное отношение президентов стран СНГ к судьбе Содружества и к интеграционным процессам в целом.

Крах Содружества произошел несмотря на то, что в свое время у стран СНГ были очень хорошие шансы и предпосылки для реальной интеграции. Практически все страны СНГ имели одинаковые стартовые положения в экономике, все эти государства нуждались в идентичных политических и экономических реформах. И по сей день существуют многие проблемы, которые требуют объединения усилий стран СНГ. В частности, сегодня практически все страны СНГ столкнулись с международным терроризмом. События в Дагестане, Чечне, на юге Киргизии, в Сурхандарьинской области Узбекистана показали, что с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, агрессивным сепаратизмом в одиночку бороться невозможно. Именно осознавая это, 8 сентября этого года в курортном городе Чолпон-Ата, расположенном на берегу озера Иссык-Куль на севере Киргизии, министры внутренних дел 11 стран СНГ подписали соглашение о борьбе с терроризмом. Документ одобрен на заседании руководителей правоохранительных органов государств Содружества.

Главным вопросом заседания руководителей МВД стран СНГ, по словам первого заместителя министра внутренних дел России Валерия Федорова, было обсуждение совместных мер по борьбе с международным терроризмом. "Это является основной задачей всех правоохранительных органов стран Содружества, и здесь отсидеться кому-то не удастся", - подчеркнул Федоров. По его словам, в данном вопросе позиции силовых структур государств Содружества схожи. Руководители министерств внутренних дел стран СНГ признали, что международные террористы активизировали свою деятельность не только в Чечне, но они проникают и в Таджикистан, и в Туркмению. Поэтому участники заседания предложили объединить усилия стран Содружества в борьбе с международным терроризмом.

Кроме того, особое внимание сейчас уделяется вопросам борьбы с транзитом наркотиков. Проблема эта связана прежде всего с прозрачностью границ Содружества, увеличением транзита наркотических веществ из Афганистана. В связи с этим руководители правоохранительных органов Содружества не раз заявляли о необходимости усиления совместной работы в этом направлении. В частности, они признали необходимость согласования национальных законодательств в этом направлении. Даже было дано поручение экспертам изучить национальные законодательные базы для выработки мер по борьбе с наркобизнесом, чтобы недостатки в законодательствах не позволяли наркокурьерам увеличивать поставки наркотиков в страны Содружества.

Как мы видим, и сегодня имеются достаточные причины для интеграции республик бывшего СССР. Если девять лет назад эти республики объединяли идентичность экономического положения, политических и экономических реформ, а также все еще существовавший единый рынок сбыта для реализации своей продукции, то сегодня страны СНГ объединяет угроза распространения на территории этих государств международных террористов и религиозных экстремистов, наркотических веществ в катастрофических размерах. Одним словом, сегодня страны СНГ объединяют общие беды.

На начало ХХI века приходятся пик расцвета наркобизнеса и активизация религиозных экстремистов. Все эти проблемы требуют объедения усилий стран СНГ и дееспособных надгосударственных органов Содружества. В частности, создание в июне главами государств СНГ Антитеррористического центра Содружества свидетельствует об этом. Но страх перед угрозой восстановления бывшего СССР и потеря при этом определенного суверенитета стран Содружества отталкивал и продолжает отталкивать руководителей бывших советских республик от реальной интеграции, и, несмотря на свои громкие слова, они по-прежнему ставят палки в колеса "интеграционного локомотива" СНГ. Поэтому и доверие между лидерами стран Содружества отсутствует.

К сожалению, благодаря действиям многих президентов стран СНГ, вопреки воле народов этих государств, подтверждаются самые мрачные прогнозы в отношении Содружества. На самом деле СНГ сыграл лишь роль "бракоразводного органа" между бывшими советскими республиками. Хотя при создании СНГ предусматривались создание единых свободной экономической зоны, информационного пространства, оборонного союза, безвизовый режим между странами СНГ. Но структуры СНГ так и не получили никаких серьезных полномочий. Некоторые президенты предлагали создать на базе Содружества объединение по образцу Европейского союза. Но слова этих руководителей СНГ оказались лишь декларациями. Когда и как только речь заходила о создании неких надгосударственных структур СНГ, они тут же отрекались от своих предложений и называли усиление роли исполнительных органов СНГ попыткой бывшего союзного Центра - Москвы реанимировать СССР. Хотя на самом деле создание дееспособных органов СНГ вовсе не означало восстановление Советского Союза. Для реанимации бывшего СССР сегодня нет никаких условий и вообще необходимости. В итоге активные интеграторы СНГ и стали его главными губителями.

Невозможно было укрепить СНГ, не создав надгосударственные органы в рамках этой организации. Все тот же Европейский союз, который часто приводят в качестве примера, действует благодаря именно дееспособности надгосударственных органов ЕС, обеспечивающих жесткий контроль над выполнением законодательных актов этой организации. Ради этого страны ЕС пожертвовали частью своего суверенитета: выразили готовность отказаться от национальной валюты и ввели общую национальную валюту Евросоюза - евро, экономика этих стран работает на основе жестких стандартов, страны ЕС проводят согласованную военную и внешнюю политику, после подписания Шенгенского соглашения между странами ЕС действует безвизовый режим. Когда же речь заходила о создании таких же условий в рамках СНГ, то это тут же называли попыткой реанимации "Советской империи".

В результате всего этого мы имеем СНГ с аморфной структурой, которая ни на что серьезное не способна. Военное сотрудничество в рамках Содружество также во многом оставляет желать лучшего. Поэтому в мае 2000 г. почти половина участников СНГ отказались продлить свое, в общем-то, формальное присутствие в Договоре о коллективной безопасности СНГ, подписанном в мае 1992 г. в Ташкенте.

Несмотря на долгие разговоры, также не удалось создать свободную экономическую зону на пространстве СНГ. После экономического кризиса в России августа 1998 г. некоторые страны СНГ начали таможенную войну между собой. В частности, в январе 1999 г. Казахстан ввел 200% таможенной пошлины продовольственным товарам, ввозимым в республику из России. Через месяц аналогичные таможенные пошлины Казахстан ввел и для продовольственных товаров, ввозимых в республику из Узбекистана и Киргизии. Это произошло, несмотря на то что Казахстан как с Россией и Киргизией (в рамках Таможенного союза), так и с Узбекистаном (в рамках Центральноазиатского союза) де-юре находится в едином таможенном пространстве. И таких отдельных фактов множество - особенно сильно расходятся экономические интересы России и Украины. Невозможно говорить ни о какой экономической интеграции на постсоветском пространстве, пока в рамках Содружества политика будет стоят выше экономики.

Ослаблению Содружества во многом способствовало и создание региональных организаций в рамках СНГ. Это Центральноазиатский союз (ЦАС) Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, союз "двух" - Белоруссии и России и ГУУАМ, куда входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия. Однако сегодня ЦАС практически бездействует из-за борьбы за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном, ТС постепенно теряет свою значимость из-за того, что члены этого союза постепенно ввели между собой таможенные пошлины. Союз Белоруссии и России имеет много значительных противников как в Белоруссии и России, так и на Западе, и союзу "двух" предстоит еще преодолеть много препятствий.

Пока из региональных организаций на постсоветском пространстве хорошо чувствует себя, да и то относительно, лишь ГУУАМ. Уже в первом квартале 2001 г. могут быть приняты решения по введению зоны свободной торговли в рамках ГУУАМ. В частности, заместитель министра экономики Украины Андрей Гончарук заявил, что в настоящее время есть вся необходимая база для введения зоны свободной торговли в рамках ГУУАМ уже в ближайшее время. Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия в неформальном объединении - ГУУАМ первоначально в 1997 г. объединились в связи с общей заинтересованностью в создании европейского транспортного коридора, затем члены ГУУАМ договорились о введении на территории этих государств зоны свободной торговли.

При таких военно-политических и экономических реалиях на пространстве СНГ единственным условием существования Содружество был безвизовый режим. Но вскоре члены СНГ начали выходить и из соглашения о безвизовом режиме между странами Содружества. Первой это сделала Туркмения, введя с 9 июня 1999 г. визовый режим в отношении граждан всех республик СНГ кроме России. Примеру Туркмении последовали Таджикистан и Узбекистан, которые еще летом 2000 г. подписали межправительственное соглашение "О взаимных поездках граждан". С 11 сентября 2000 г. уже вступил в силу визовый режим между Таджикистаном и Узбекистаном. В дальнейшем поездки как в Узбекистан, так и в Таджикистан будут осуществляться на основании виз, выдаваемых дипломатическими и консульскими представительствами этого государства.

4 сентября этого года и Россия заявила о своем решении о выходе из состава Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан СНГ. Как отмечается в сообщении МИД РФ, действие Бишкекского соглашения "прекращается для России по истечении 90 дней с даты получения этой ноты Исполкомом СНГ". МИД РФ направил ноты также министерствам иностранных дел государств - участников Бишкекского соглашения, в которых предложил провести переговоры о заключении договоров, регламентирующих режим взаимных поездок граждан.

После такого решения России и другие республики СНГ полностью введут между собой визовый режим. Поэтому после прекращения действия Бишкекского соглашения с сожалением можно будет говорить и о фактическом прекращении существования СНГ. Ничего общего между странами Содружества не останется. Таким образом, можно будет считать, что СНГ свою роль "бракоразводного органа" для бывших республик СССР полностью выполнил и разъединил их окончательно.


НГ-Содружество # 06 (39) 27 июня 2001 г.