СЯДУТ ЛИ КОЗЛИЩА СПРАВА?

Владимир МАХНАЧ

К сожалению, приходится признать, братия и сестры, что нас в очередной раз обокрали. У нас в очередной раз крадут наши идеи. Так уже бывало. Нетрудно вспомнить, как у нас леворадикальные разрушители Отечества отобрали флаг России, еще не признанной тогда официально, а потом и герб. И долго решали — следует лишить его корон, державы, скипетра или все-таки сохранить его историческое начертание?..

Кстати, не сохранили. На действующем государственном гербе Российской Федерации отсутствует символика св. апостола Андрея Первозванного, первого крестителя Руси.

И вот сейчас у нас снова крадут. Как украли идеи, мысли во время прошлой избирательной кампании 1995-1996 годов, когда противоборствующие стороны — и Ельцин с Президентской командой и властными структурами, и Зюганов с коммунистической оппозицией — состязались под теми самими словами, знаменами, лозунгами, которые были созданы патриотическими политиками и за которые двумя-тремя годами раньше человеку вешали на шею ярлык фашиста. ан, все пригодилось, все стали патриотами. Самое печальное, что патриотами стали и нынешние, и бывшие разрушители Отечества. А теперь у нас крадут достойное имя “правых”.

Всегда ли так было? Да конечно нет. Во времена горбачевской перестройки тогдашние ее “прорабы” именовали себя “левыми”, то есть революционными, а “правыми” звали коммунистов. Но, насидевшись у власти, они решили “правыми” стать сами. Теперь коммунисты — это “левые”, а радикалы — Явлинского, и даже — смешно сказать, — Гайдара, — это “правые” и даже — “правая оппозиция”. Безобидно ли это?

А посмотрите сами, как это звучит для русского слуха. Ведь понятие “правый” -“правая партия”, “правые движения”, “правый политик”, идеолог, общественный деятель, профессор, — все это ассоциируется для русского человека с замечательными словами — “право”, “правда”, “правосознание”, “справедливость”, “Православие”, “праведник”, наконец. “Правым подобает похвала” — звучит в богослужебном тексте.

А с чем ассоциируется понятие “левый”? Ну разве что со словосочетаниями “загнать налево” и “сходить налево”. “Левый доход”, “левые деньги”... — вы чувствуете? Это все не может не действовать на вас, особенно на уровне подсознания, когда вы даже на анализируете, что вам сказали. “Правый” -значит, приличный.

Посмотрите на нашу русскую словесность. В ней “правый” соотносилось всегда с непогрешимостью или хотя бы благочестием. В словаре В.И.Даля мы читаем: “Правый — прямой, истинный, чистый, непорочный”. Но есть гораздо более высокий авторитет — авторитет Писаний. В 25-й главе Евангелия от Матфея сказано: “Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все Святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей. И соберутся перед ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую”. И много раз и в Писании, и в Предании мы читаем, что Сын Человеческий восседает на Престоле Славы одесную Отца (посмотрите наш православный Символ веры).

Кого же исторически называют “правыми”? Довольно разных по своим убеждениям лиц. “Правые” — это прежде всего монархисты. Но также — националисты, фашисты, английские консерваторы, итальянские либералы, германские христианские демократы. Правыми партиями в дореволюционной Государственной Думе были монархисты и русские националисты — весьма достойные люди. Но мы видим, что “правыми” бывают разные люди, одни симпатичные, другие — нет. Хотя, если признаться, правые всегда симпатичнее левых.

И все-таки, что же, собственно, их объединяет -правых, в том числе и тех, с кем мы не хотели бы, может быть, быть одинаковыми? Думается, можно дать строгое определение. “Левый” бывает традиционен, но дороже традиции для него всегда — прогресс. “Правый” бывает прогрессивен, но дороже прогресса ему всегда будет традиция.

Говорят о правых радикалах и даже правых экстремистах. Это не то, что приличествует христианину. Однако и даже правый экстремист — это всего лишь тот, кто стремится самыми радикальными мерами восстановить разрушенную традицию. В то время как левый экстремист, в том числе и коммунист, -этот тот, кто стремится радикально сломать традицию. Вдумайтесь, и все станет понятным! У нас сейчас почти нет правых политиков среди тех, которых представляют нам СМИ, и почти, кроме считанных единиц, нет правых политиков в Госдуме. И мы должны об этом думать сейчас, дабы уже на ближайших выборах в Думе заметно стало присутствие подлинно правых политиков. Правых! Ну а нормальным плодом нашего покаяния перед лицом Господа за все, что мы позволили сделать с Россией, было бы то, что во главе государства в ближайшие два года оказался бы “правый” деятель, то есть если не праведный, то стремящийся к праведному образу правления, к праведной жизни. Это — возможно. У Господа все возможно и, как сказал любимейший наш князь, святой благоверный Александр Невский: “Не в силе Бог, а в правде!”

Сейчас же есть одни левые и другие левые. Могу порекомендовать “левых” вчерашнего дня, то есть всевозможных коммунистов и тех, кто так не называется, но практически являются коммунистами, как “Аграрная партия” — “заднелевыми”, потому что их день был вчера, а нынешних властителей именовать “передне-левыми”, ибо власть их сегодня.

Заметьте, в таком собрании невозможно быть центристом. В центре чего будет находиться политик, когда все — “левые”? На боковой подножке? Желательно откинутой! Но такой проиграет всегда. Это и предостережение, и рекомендация к размышлению общественным деятелям, политикам и избирателям, которые подумывают о центризме. Вот когда у нас будет настоящая “правая” партия, желательно “правая большинства”, вот тогда станет возможным и центризм.

Хочу предостеречь: мы не можем с вами признать “правым” даже и националиста (хотя национализм — это достойная позиция) неправославного и тем более враждебного к Православию. Это вытекает из предложенного выше определения: не может правый испанец не быть римским католиком. Конечно, у него может быть православная душа, он может стремиться к Православной Вселенской Церкви, он может стремиться, наконец, чтобы католичество эволюционировало не в сторону протестантизма, а в сторону Православия. Но быть врагом своей Церкви не может. Не может правый англичанин не быть англиканином. Не может правый русский не быть православным, пусть если и не вполне церковным, то, по крайне мере, искренним и глубоко уважающим стержень нашей традиции, нашей культуры, нашей жизни — Православие.

Вот пожалуй и все. Вот с этими критериями так легко ориентироваться в том, что преподносят вам другие, не правые, а левые.

1999 г.


  |  К началу сайта  |  Архив новостей  |  Авторы  |  Схема сайта  |  О сайте  |  Гостевая книга  |