Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Теория и методика экскурсоведения

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

Тема 1. История экскурсионного дела в России

Первый этап - возникновение экскурсионного дела в России. Первые учебные экскурсии. Проведение экскурсий просветительского характера. Первые печатные издания по методике экскурсионного дела.

Второй этап - становление советского экскурсионного дела. Экскурсионный метод во внешкольном образовании. Подготовка кадров экскурсионных работников. Разработка основ экскурсионной методики. Вклад В. А. Герда, Б. Е. Райкова, Н. П. Анциферова, А. Ф. Родина и других ученых в развитие экскурсионной методики. Усиление политико-воспитательной направленности экскурсий. Создание Центрального туристского экскурсионного управления ВЦСПС и управлений на местах; их деятельность и развитие экскурсионного дела в послевоенный период. Рост сети туристско-экскурсионных организаций, их деятельность.

Тема 2. Современное состояние и перспективы развития туристско-экскурсионной деятельности

Состояние рынка услуг в стране после 1991 года. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных туристских фирм. Преимущество русской школы экскурсоведения перед западной школой гидизма. Качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода в условиях рыночной экономики. Туристско-экскурсионные ресурсы России. Основные направления развития экскурсионного дела на современном этапе: разработка авторских экскурсий, составление тематических туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания.

Тема 3. Организация и содержание работы туристско-экскурсионного учреждения

Экскурсионные учреждения профсоюзов - бюро путешествий и экскурсий, городские экскурсионные бюро. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета, методического совета, методической секции экскурсоводов. Адаптация опыта работы экскурсионных учреждений профсоюзов к системе работы современных туристических фирм. Анализ спроса экскурсионной тематики.

Тема 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Структура профессиональной деятельности экскурсовода. Ее компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода. Экскурсионная деятельность - синтез нескольких профессий. Понятие мастерства как высшего уровня квалификации. Совершенствование профессионального мастерства.

Тема 5. Критерии оценки качества экскурсии и труда экскурсовода

Основные методы определения качества экскурсий: экспертная оценка посредством прослушивания и рецензирования, опрос экскурсантов, рейтинг спроса на экскурсовода и на экскурсию данной темы.

Варианты составления подробного развернутого анализа экскурсии и труда экскурсовода: письменный отзыв, карточка прослушивания, развернутая рецензия, схема их написания.

Тема 6. Сущность экскурсии, ее признаки и функции

Экспликация понятия "экскурсия" в контексте истории экскурсионного дела. Отличительные признаки экскурсии от других видов социально-культурной деятельности. Пять главных составляющих признаков экскурсии.

Функции экскурсии: познавательная, педагогическая, рекреационная, коммуникативная и другие.

Тема 7. Классификация и тематика экскурсий

Основные принципы классификации экскурсий:

1. По содержанию - обзорные (многоплановые), тематические. Развитие тематики в зависимости от экскурсионных возможностей края, наличия объектов. Резервы расширения тематики экскурсий. Виды тематических экскурсий: исторические, литературные, архитектурные и т. д.

2. По форме - по составу участников (для взрослых, для детей, для иностранцев т. д.); по месту проведения (музейные, загородные, городские); по способу проведения (пешеходные, автобусные, теплоходные и т. д.).

Тема 8. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию различных туристских групп

Сущность, основания и принципы дифференцированного подхода. Социально-демографические и социально- профессиональные основы дифференциации (пол, возраст, национальность, образование, род профессиональной деятельности); социально-психологические факторы (направленность интересов, привычки, традиции); личностно-характерологические особенности (характер, темперамент). Формирование различных групп экскурсантов как основа дифференцированного подхода к их обслуживанию. Значение мастерства экскурсовода в обеспечении дифференцированного подхода.

Особенности проведения экскурсий для детей и подростков; знание учебных программ - необходимое требование к организации экскурсионной работы с учащимися. Особенности работы с индивидуальными туристами.

Тема 9. Использование в экскурсиях элементов психологии и педагогики

Психолого-педагогические задачи экскурсоводов. Основные социально-психологические факторы, которые должен учитывать экскурсовод в своей деятельности, их анализ. Психология и эффективность деятельности экскурсовода. Понятие установки. Примеры установки в деятельности экскурсовода. Предкоммуникативный и коммуникативный этапы деятельности.

Установление контакта с аудиторией. Формирование и поддержание интереса к экскурсиям. Управление аудиторией. Возможность использования обратной связи на экскурсии.

Организация внимания. Внимание и интерес. Кризисы внимания и их устранение.

Педагогическое руководство экскурсионной группой, ее познавательной деятельностью. Привитие экскурсантам умения и навыков смотреть объекты, выполнять задания.

Тема 10. Культура и качество экскурсионного обслуживания

Принципы и методы оценки качества экскурсии. Анализ наиболее распространенных недостатков экскурсионного обслуживания.

Информация о качестве проведенных экскурсий: благодарности и жалобы туристов.

Характеристика причин возникновения конфликтных ситуаций на экскурсиях. Развитие у экскурсоводов аналитических способностей, необходимых для определения и решения проблем, заложенных в ситуациях. Умение принимать нестандартные решения в конкретных ситуациях. Формирование навыков делового служебного общения.

Самостоятельная учебная работа студентов

1. С целью обучения студентов умению анализировать экскурсионный процесс и адекватно определять профессиональное мастерство экскурсовода предлагается написать развернутую рецензию на одну из прослушанных учебных экскурсий.

2. Для закрепления теоретического материала по теме "Сущность экскурсии, ее признаки и функции" необходимо, исходя из пяти признаков экскурсии, смоделировать новую нестандартную форму экскурсионной деятельности.

Литература

1. Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л.: Госиздат, 1928.

2. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения. Минск: Университетское изд-во, 1988.

3. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

4. Дворченко В. В., Веселков В. Р., Емельянов Б. В. Туристско-экскурсионная работа в СССР. М.: Турист, 1989.

5. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода. М.: Турист, 1986.

6. Колонкин А., Зимин Н. Дальние экскурсии. М., 1927.

7. Конъюнктура туристского рынка: Ежеквартальный обзор. М.: Туринформ, 1994, 1995, 1996.

8. Логинов Л. М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела. М.: Турист, 1989.

9. Омельченко Б. Ф. Экскурсионное общение: познание, воспитание, отдых. М.: Наука, 1991.

10. Организация и методика экскурсионной работы / Под ред. А. В. Даринского. Л.: ВПШК, 1983.

11. Путрин Ю. С. Перспективы туристского использования историко-культурного и природного потенциала малых исторических городов России // Труды Академии туризма. СПб.: ОЛБИС, 1995. Вып. 1.

12. Сичинава В. А. Экскурсионная работа. М.: Просвещение, 1981.

13. Триодин В. Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы. Л.: ВПШК, 1980.

14. Экскурсия - активная форма организации культурного досуга. М.: Турист, 1987.

15. Эстетическое воспитание в экскурсиях. М.: Турист, 1986.

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ



Размер файла: 21.63 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров