Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)

Болонский процесс как средство интеграции и демократизации высшего образования

Невзирая на достижения образования, которые обеспечивает новая социополитическая система Украины, оно, однако, еще не обеспечивает нужного качества.

Немало выпускников высших учебных заведений не достигли надлежащего уровня конкурентоспособности на европейском рынке труды. Это обязывает глубже анализировать тенденции в европейском и мировом образовании.

Необходимость реформирования системы образования Украины, ее усовершенствование и повышение уровня качества является важнейшей социокультурной проблемой, которая в значительной мере обусловливается процессами глобализации и потребностями формирования позитивных условий для индивидуального развития человека, ее социализации и самореализации в этом мире.

Отмеченные процессы диктуют прежде всего необходимость определения, гармонизации и утверждения нормативно-правового обеспечения в отрасли образования с учетом требований международной и европейской систем стандартов и сертификации.

В Украине, как и в других развитых странах мира, высшее образование признано одной из ведущих отраслей развития общества. Стратегические направления развития высшего образования определены Конституцией Украины, Законами Украины "Об образовании", "О высшем образовании",  Национальной доктриной развития образования, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины.

Основной целью государственной политики в отрасли образования является создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, обновления содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с демократическими ценностями, рыночными основами экономики, современных научно-технических достижений.

Приоритетными направлениями государственной политики относительно развития высшего образования являются:

-        личностная ориентация высшего образования;

-        формирование национальных и общечеловеческих ценностей;

-        создание для граждан равных возможностей в получении высшего образования;

-        постоянное повышение качества образования, обновления ее содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса;

-        внедрение образовательных инноваций и информационных технологий;

-        формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных средств;

-        повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиления их государственной и общественной поддержки;

-        развитие образования как открытой государственно-общественной системы;

-        интеграция отечественного высшего образования к европейскому и мировому образовательным пространствам.

Современное общецивилизционное реформирование системы образования Украины предусматривает:

-        переход к динамической ступенчатой системе подготовки специалистов, что даст возможность удовлетворять возможности личности в получении определенного образовательного и квалификационного уровня за желаемым направлением в соответствии с ее способностями, и обеспечить ее мобильность на рынке труда;

-        формирование сети высших учебных заведений, которая по формам, программам, срокам образования и источникам финансирования удовлетворяла бы интересы особы и потребности каждого человека и государства в целом;

-        повышение образовательного и культурного уровня общества, создания условий для образования в течение всей жизни;

-        подъем высшего образования Украины к уровню высшего образования в развитых странах мира и ее интеграция в международное научно-образовательное содружество. 

Стратегическими заданиями реформирования высшего образования в Украине является трансформация количественных показателей образовательных услуг в качественные. Этот трансформационный процесс должен базироваться на таких основах:

1.      Национальная идея высшего образования, содержание которой заключается в сохранении и приумножении национальных образовательных традиций. Высшее образование призвано воспитывать гражданина государства Украина, гармонично развитую личность, для которой потребность в фундаментальных знаниях и в повышении общеобразовательного и профессионального уровня ассоциируется с укреплением своего государства.

2.      Развитие высшего образования должно подчиняться законам рыночной экономики, то есть закону разделения труда, закону изменяемости труда и закону конкуренции, поскольку экономическая сфера является исключительно важной в формировании логики общественного развития. В то же время, необходимо учитывать при этом не менее важные факторы – социальные, политические, духовной жизни, общественного сознания, культуры и морально психологических ценностей. Значительная часть проблем, которые накопились в системе высшего образования, связаны в первую очередь с разбалансировавшей комплекса отмеченных факторов общественных превращений

3.      Развитие высшего образования следует рассматривать в контексте тенденций развития мировых образовательных систем, в т.о. европейских. В частности, привести законодательную и нормативно-правовую базу высшего образования Украины к мировым требованиям, соответственно структурировать систему высшего образования и ее составляющие, упорядочить перечень специальностей, пересмотреть содержание высшего образования; обеспечить информатизацию учебного процесса и доступ к международным информационным системам. Высшей школе необходимо ориентироваться не только на рыночные специальности, но и наполнить содержание образования новейшими материалами, внедрить современные технологии образования с высоким уровнем информатизации учебного процесса, выйти на творческие, деловые связи с заказчиками специалиста.

В 2001 году вступил в действие "Комплекс нормативных документов для разработки составляющих системы стандартов высшего образования". Данным документом регламентируются новые требования к образованию и профессиональной подготовке специалистов в высшем учебном заведении, что обусловлены идеями и принципами ступенчатого образования в Украине. В числе основ и факторов, которые обусловили возникновение концепции ступенчатого образования названные:

-        демократизация общества, формирование новых социально-экономических структур, их ориентация на рыночные отношения, жесткая профессиональная конкуренция;

-        необходимость различения двух процессов, которые являются основой деятельности высшего учебного заведения — образования и профессиональной подготовки. В соответствии со ступенчатым образованием подготовка специалистов (4 степени) ориентирована на мобильность и изменчивость социальной и производственной деятельности, адаптация к которым выступает как один из признаков уровня образования;

-        обеспечение выпускникам возможности осуществлять профессиональную карьеру при одновременном соблюдении ими принципов социальной справедливости, ответственности, общечеловеческих ценностей и морали;

-        дифференциация требований к характеру и содержанию образования и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием разных образовательно-квалификационных уровней;

-        введение механизма объективного педагогического контроля из определения результатов деятельности системы высшего образования и учебных достижений тех, кто учится. К этому относится технология стандартизированного тестирования.

Становится все более очевидным, что необходима разработка долгосрочной программы структурной адаптации национальной образовательной политики к новым международным условиям.

В этом контексте реформирования высшего образования Украины желательно проводить с учетом требований Международной стандартной классификации занятий (ISCO-88 (МСКЗ), Международной стандартной классификации образования (ISCED-97 (МСКО), Международного стандарта качества серии ISO 9000 и требований, критериев и стандартов, которые согласовали страны-участницы Болонского процесса.

Европейские высшие учебные заведения взяли на себя задание и главную роль в создании Европейского пространства высшего образования.

Европейские страны стремятся догнать заокеанских партнеров, что нуждается в огромных усилиях, для того, чтобы ускорить внедрение и развитие новой технологии. Стоит покончить с традиционным для Европы – что свойственно как управленческим, так и рабочим кадрам – сопротивлением новому. Европейские страны должны поставить в центре социально-экономической политики повышение квалификации с целью овладения новой технологии.

Основные цели Болонского процесса сводятся к следующему:

-        построение Европейского пространства высшего образования как предпосылки развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства;

-        усиление международной конкурентоспособности как национальных, так и в целом Европейской систем высшего образования;

-        достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования;

-        формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала отдельных стран и Европы в целом;

-        повышение определяющей роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей;

-        соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.

Стоять в стороне от этого процесса Украина не может. Просветительское общество Украины заинтересовано действовать во всех направлениях Болонского процесса.

Образование уже стало одним из важнейших факторов политики.

Украина начинает предпринимать соответствующие шаги. Решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 28 февраля 2003  г. (протокол  №  2/3-4) было принято осуществление комплекса мероприятий по выходу национальной высшей школы на международный рынок образовательных услуг и осуществить комплекс мероприятий по организационному обеспечению присоединения Украины к Болонского процессу.

"Болонским процессом" в последние годы принято называть деятельность европейских стран, которая направлена на то, чтобы сделать согласованными системы высшего образования этих стран. Основное содержание Болонской декларации, принятой 19 июня 1999  года, заключается в том, что страны-участницы обязались до 2010 года привести свои образовательные системы в соответствие определенному единственному стандарту.

Исходные позиции участников процесса в тексте Болонской декларации формулируются следующим образом: "«Европа знаний» является на сегодня широко признанным незаменимым фактором социального и человеческого развития, а также неотъемлемой составляющей укрепления и интеллектуального обогащения европейских граждан, поскольку именно такая Европа способна предоставить им необходимые знания для противостояния вызовам нового тысячелетия вместе с осознанием общих ценностей и принадлежности к единственной социальной и культурной сфере".

Болонский процесс – один из инструментов не только интеграции в Европе и в Европу, но и инструмент общей мировой тенденции нашего времени – глобализации. Европейское сообщество намеревается сделать взнос в качественное образование путем поощрения стран-участниц к содействию повышения качества собственного образования. Отталкиваясь под этого, Европейская комиссия оказывает финансовую и политическую поддержку этому процессу, что выходит за рамки ЕС. Сегодня восточноевропейские страны лишь начинают принимать Болонские идеи.

Сотрудничество с европейцами в сфере образования на пути входа Украины в Европу является одним из приоритетов развития высшего образования в Украине. Однако не является самоцелью провозглашения идти какими-нибудь путями только в Европу, только интеграция в Европу.

Участие высшего образования Украины в Болонских изменениях должно быть направлено лишь на ее развитие и приобретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижение национальных стандартов качества. Ориентация на Болонский процесс не должна приводить к избыточной перестройке отечественной системы образования.

Ключевая позиция реформирования: Болонские требования – это не унификация высшего образования в Европе, а широкий доступ к разнообразию образовательного и культурного достояния разных стран.

Целью является и то, чтобы Европа поняла, что в Украине мощная система высшего образования, мощные школы. Украина чувствует поддержку европейского сообщества. За это время в нашей стране побывали многие миссии Совета Европы, которые рассматривали состояние образования, проводили экспертизу просветительской законодательной базы и практически замечаний не было. Сегодня уже почти нет оппонентов относительно ступенчатости высшего образования. Она повышает мобильность и вертикальную, и горизонтальную.

Направления развития высшего образования в Украине, с одной стороны, стратегические, с другой – они дадут импульс для последующего улучшения состояния образования и науки уже в скором будущем.

Первое направление – это расширение доступа к высшему образованию, второй – качество образования и эффективность использования специалистов с высшим образованием и третий – это интеграционные процессы.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров