Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Основные задания, принципы и этапы формирования Европейского пространства высшего образования

Гармонизация архитектуры системы европейского высшего образования является основным заданием Болонского процесса. Определяющие свойства европейского высшего образования: качество, конкурентоспособность высших учебных заведений Европы, взаимное доверие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций на доступенчатом и послеступенчатом уровнях, мобильность студентов, привлекательность образования.

Основные задания и принципы создания зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса): введение двуцикловой образования; внедрение кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности европейской системы образования.

Болонская декларация выдвигает задание добиться того, чтобы ученые степени должны были отвечать европейскому рынку труда, а следовательно, быть свидетельством квалификации при трудоустройстве в отрасли деятельности, по которой получено образование. Классификация степеней и квалификаций имеет важное значение, потому что их присвоение свидетельствует о важных переходных рубежах от системы образования к рынку труда в пределах конкретной страны.

Страны-участницы Болонского процесса договорились в пределах своей компетенции и, уважая отличия в культуре, языке, национальных образовательных системах, а также автономию университетов проводить политику межправительственного сотрудничества с привлечением европейских неправительственных организаций, которые функционируют в сфере высшего образования. С целью укрепления Европейского пространства высшего образования и распространения европейской системы высшего образования в мире было предложено в ближайшем времени реализовать конкретные мероприятия, которые должны принести ощутимые результаты на очерченном пути, такие как:

-        внедрение системы образования на основе двух ключевых учебных циклов: додипломного (бакалавр) и последипломного (магистр);

-        утверждения общепринятой и сравнимой системы ученых степеней, в том числе путем внедрения стандартизированного Дополнения к диплому;

-        применение Европейской Кредитной Трансферной Системы (дальше – ECTS) как соответствующего средства содействия большей мобильности студентов;

-        сближение систем контроля качества и аккредитации с целью выработки сравнительных критериев и методологий.

Участники Болонского форума одобрили двуэтапную систему высшего образования, отмечая, что введение подобной системы желаемое и в других европейских странах.

Двоэтапная система высшего образования внедряется на основе двух ключевых учебных циклов: незаконченное высшее (додипломное) образование и законченное высшее (последипломное) образование, причем длительность первого цикла – не менее трех лет.

Ученая (академическая) степень, которая присваивается по завершении первого цикла, на европейском рынке труда должна восприниматься как соответствующий уровень квалификации. По завершении первого цикла высшего образования присваивается ученая (академическая) степень бакалавра.

Конечным результатом второго цикла образования в течение 1-2 годов должна быть ученая (академическая) степень магистра, как во многих европейских странах. Образование на втором цикле идет по индивидуальным программам, в составлении которой активно участвуют студент и научный руководитель.

При получении ученой степени должны выдаваться стандартизированные Дополнения к дипломам, которые содержат детальную информацию об учебе, предназначенную для учебных заведений и потенциальных работодателей.

Главными функциями Дополнения до диплома являются:

1)                              гарантирование его обладателю признания работодателями приобретенных им знаний и умений;

2)                              указание возможности, которую предоставляет полученная квалификация относительно доступа к последующей академической или профессиональной учебе;

3)                              информирование относительно подробностей, которые касаются прав выпускника высшего учебного заведения, относительно его профессионального статуса.

Практика показывает, что далеко не все формы дипломов хорошо выполняют это задание. Причиной этого специалисты считают слишком малое количество информации, которое содержит диплом. Срок диплома имеет здесь расширенное значение, поскольку речь идет о произвольных образовательных документах аттестационного плана (образовательные квалификации).

Классификация степеней и квалификаций имеет важное значение, потому что их присвоение свидетельствует о важных переходных рубежах от системы образования к рынку труда в пределах конкретной страны.

В контексте Международной Стандартной Классификации Занятий (МСКЗ-88) "квалификация" определяется как способность рабочего выполнять конкретные задания и обязанности в рамках определенного вида деятельности. Она имеет следующие два параметра:

1)                              уровень квалификации, который определяется сложностью и объемом заданий и обязанностей, что выполняет рабочий;

2)                              квалификационная специализация, которая определяется определенной отраслью нужных знаний.

В сфере труда "квалификация" определяется как уровень подготовки, степень пригодности к какому-либо виду труда. При этом подчеркивается, что:

-        специалисты одной профессии могут иметь разную квалификацию;

-        независимо от квалификации специалиста перечень параметров, которые характеризуют всех специалистов одной и той профессии, одинаков;

-        отличие специалистов одной профессии, но разной квалификации, определяется значениями параметров, которые характеризуют квалификацию специалиста.

Так вот, для определения квалификации необходимо знать:

-        перечень параметров (наиболее общих и существенных признаков) профессиональной работы;

-        значение этих параметров, чтобы внедрить границы квалификации, которые позволят отличать ее от других квалификаций, связанных с этой профессией.

Термин "квалификация" в Европе согласно с МСКО и Лиссабонской декларацией используется для обозначения произвольного удостоверения, сертификата, диплома или грамоты, которые удостоверяют успешное выполнение определенной образовательной программы в конкретной предметной области.

Таким образом, в определенные квалификации имеют место разногласия.

Имея образовательную квалификацию выпускник высшего учебного заведения в Европе имеет право трудоустраиваться в определенной предметной области. Он самостоятельно устраивается на рынке труда.

Для высшего образования в контексте Болонского процесса наибольшее значение имеет тот факт, что в Украине в пределах деятельного подхода спецификация термина „квалификация" содержательно более наполненная та дифференцирована. В соответствии с этим программа высшего образования определенного направления подготовки более требовательна, но менее гибкая, поскольку в соответствии с Законом Украины "О высшем образовании" высшее профессиональное образование направлено на определенную первичную должность.

"Профессиональная" квалификация более объемна, чем "образовательная" за счет "набора обязанностей". Однако за счет этих же "обязанностей" имеет место сужение объема и сложности заданий определенной предметной области, которые изучаются, поскольку необходимость и достаточность объема и сложности заданий обусловливаются "обязанностями", а не определенной глубиной изучения предметной области.

Выпускник высшего учебного заведения Украины, согласно с законом "О высшем образовании" и приказом №  285, имеет право трудоустраиваться на первичную должность, которая предусмотрена Отраслевым стандартом определенного образовательно-квалификационного уровня подготовки. Трудоустройство выпускников возложено на высшие учебные заведения.

Для обеспечения качества высшего образования должно усиливаться требование приведения образования в соответствие с сферой труда.

Несмотря на разногласия, отмеченные выше, Верховная Рада Украины 03.12.1999  года ратифицировала механизмы осуществления положений Лиссабонской конвенции "О признании квалификаций высшего образования в Европейском регионе" и это создает необходимые предпосылки реализации Украиной Болонских принципов.

Среди проблем современной высшей школы в Украине выделяется вопрос соотношения академического образования, что дает возможность роста в академическом плане, и профессионального образования, что дает возможность быстро адаптироваться на рынке труда. В этом ключе Украина пытается сберечь прекрасное фундаментальное образование, фундаментальную подготовку.

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования в Украине формально соединяет в программах образования как академическую, так и профессиональную направленность. В настоящее время это приводит к проблеме формирования содержания образования. С одной стороны, сокращается учебное время, что необходимо для глубокого понимания предметов социально-экономической и естественно-научной направленности (то есть для фундаментализирует образование), с другой стороны, страдает практическая подготовка тех, кто учится, поскольку они не получают полноценных навыков профессиональной работы (то есть не получают определенного уровня квалификации). Собственно, сейчас потребность в «квалификации» в традиционном содержании слова отпала, поскольку в Украине нет большего планового хозяйства.

Пересмотр статуса квалификаций в украинском образовании будет означать изменение ориентиров: от подготовки студента к будущему принудительному «распределению» наступило время перейти к новой философии образования, основанного на подготовке выпускника высшего учебного заведения для конкретного рынка труда.

Высшая школа готовит выпускника не к конкретному рабочему месту, а к свободному поиску работы на рынке труда. В Украине до сих пор существует излишне дробная и эклектическая система записей в документах о высшем образовании. Потенциальный работодатель должен познавать в первую очередь запись, что отвечает номенклатуре профессий (специальностей), которые востребованы на рынке труда.

 

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров