Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Педагогический эксперимент относительно внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса

На выполнение основных заданий коллегии Министерства образования и науки от 28 февраля 2003  г. (протокол №  2/3-4), что направлены на реализацию Послания Президента Украины в Верховную Раду Украины «Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011  годы: «Европейский выбор» и Национальной доктрины развития образования Украины, Департаментом высшего образования вместе с высшими учебными заведениями проведен анализ состояния и возможных путей реформирования организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Проведенный анализ показал, что нынешняя система подготовки специалистов с высшим образованием имеет определенные недостатки, а именно:

-        отсутствие систематической работы студентов на протяжении учебного семестра;

-        низкий уровень активности студентов и отсутствие элементов соревнования в учебных достижениях;

-        возможность необъективного оценивания знаний студентов;

-        значительные затраты бюджета времени на проведение экзаменационной сессии;

-        отсутствие гибкости в системе подготовки специалистов;

-        недостаточный уровень адаптации к быстросменным требованиям мирового рынка труда;

-        низкая мобильность студентов относительно изменения направлений подготовки, специальностей и высших учебных заведений;

-        имела возможность выбора студентом учебных дисциплин.

Для преодоления недостатков существующей системы подготовки специалистов может быть внедрение кредитно-модульной системы, которая предусматривает решение следующих заданий:

-        отхода от традиционной схемы «учебный семестр - учебный год, учебный курс»;

-        рационального деления учебного материала дисциплины на модули и проверки качества усвоения теоретического и практического материала каждого модуля;

-        проверки качества подготовки студентов к каждому лабораторному, практическому или семинарскому занятию;

-        использование более широкой шкалы оценки знаний;

-        решающего влияния суммы баллов, полученных на протяжении семестра, на итоговую оценку из учебной дисциплины;

-        стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении всего семестра и повышения качества их знаний;

-        повышение объективности оценивания знаний студентов;

-        внедрение здоровой конкуренции в учебе;

-        выявление и развитие творческих способностей студентов.

Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации системы высшего образования Украины является обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных требований.

Вход Украины к единственному Европейскому и Мировому образовательному пространству не возможен без внедрения такого многоцелевого механизма как Европейская кредитно-трансферная и аккумулирующая система (ECTЅ).

Эта система внедряется на институционном, региональном, национальном и Европейском уровнях и является одним из ключевых требований Болонской декларации 1999 года.

Отдельные высшие учебные заведения Украины имеют достаточно весомые наработки из внедрения элементов ECTЅ, в частности из модульно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов.

Неотложной потребностью является расширение внедрения элементов ECTЅ за счет введения кредитно-модульной системы формирования учебных программ; усиления роли самостоятельной работы студентов и изменений педагогических методик, внедрения активных методов и современных информационных технологий образования.

Как свидетельствует практика, время на сессионный контроль при современной системе организации учебного процесса используется не рационально. Отсрочка обратной связи на конец семестра не позволяет принимать оперативные воспитательные и дидактические мероприятия по повышению качества образования (контроль какого-нибудь процесса после его завершения невозможен).

При кредитно-модульной системе организации учебного процесса в высших учебных заведениях содержание учебных дисциплин распределяется на смысловые модули (2-4 за семестр). Смысловой модуль (раздел, подраздел) учебной дисциплины содержит отдельные модули (темы) аудиторной и самостоятельной работы студента. Каждый смысловой модуль должен быть оценен.

Студент информируется о результатах оценивания учебного модуля, как составляющей итогового оценивания усвоения учебной дисциплины.

Итоговое оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамену (зачета) как интегрированная оценка усвоения всех смысловых модулей с учетом «взвешивающих» коэффициентов.

Студент, что набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможности:

-        не сдавать экзамен (зачет) и получить набранное количество баллов как итоговую оценку;

-        составлять экзамен (зачет) с целью повышения своего рейтинга за данной учебной дисциплиной;

-        ликвидировать академическую разницу, связанную с переходом на другое направление подготовки или к другому высшему учебному заведению;

-        углублено выучить отдельные разделы (темы) учебных дисциплин, отдельные учебные дисциплины, которые формируют квалификацию, что отвечает современным требованиям рынка труда;

-        использовать время, что отведено графиком учебного процесса на экзаменационную сессию, для удовлетворения своих личных потребностей.

Студент, что набрал на протяжении семестра меньше необходимого количества баллов, обязанный составлять экзамен (зачет).

К Министерству образования и науки обратились ректора ведущих высших учебных заведений с предложением провести педагогический эксперимент, заданиями которого являются:

-        обоснование целесообразных изменений в системе управления учебным процессом на уровне образовательной отрасли;

-        обоснование технологий управления учебным процессом в высшем учебном;

-        обоснование подходов к декомпозиции учебных дисциплин и технологий их преподавания в условиях кредитно-модульной системы;

-        обоснование целесообразных подходов к системе оценивания знаний студентов в условиях кредитно-модульной системы;

-        обоснование подходов к повышению «гибкости» процесса образования и возможности адаптированного индивидуального «конструирования» учебной процессу;

-        обоснование единственной компьютерной системы управления учебным процессом в высших учебных заведениях;

-        обоснование требований к методическому и информационному обеспечению учебного процесса;

-        обоснование системы организации самостоятельной работы и дистанционной образования.

На выполнение первоочередных заданий, которые выплывают из вышеупомянутого, решением Министерства образования и науки Украины от 24.04.2003  p. (протокол №  5/5-4) предусмотрено проведение с 2003/2004 учебного года педагогического эксперимента относительно внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации.

Для проведения педагогического эксперимента нужно осуществить ряд мероприятий, связанных с созданием рабочей группы из разработки его программы, координационного совета для сопровождения и обобщения результатов эксперимента, определение составлю участников эксперимента, создания рабочих групп в высших учебных заведениях-участниках эксперимента, разработки учебно-методического и нормативно-правового обеспечения эксперимента и тому подобное.

Ожидаемыми социальными, экономическими и другими последствиями внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса могут быть:

-        интенсификация учебного процесса и повышение качества подготовки специалистов;

-        систематичность усвоения учебного материала;

-        установление обратной связи с каждым студентом на определенных этапах образования;

-        контроль и своевременная коррекция учебно-воспитательного процесса;

-        повышение мотивации участников учебно-воспитательного процесса, уменьшения пропусков учебных занятий;

-        психологическая разгрузка студентов в конце семестра;

-        повышение ответственности студентов за результаты учебной деятельности;

-        максимальное обеспечение потребностей лица в выборе образовательного уровня и квалификации;

-        повышение уровня адаптации лица к изменению требований рынка труда;

-        сокращение непродуктивного учебного времени (за счет ликвидации экзаменационных сессий);

-      экономия материальных ресурсов (отопление, электроэнергия и т.п.) и тому подобное.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров