Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Определения и классификационные признаки товаров и услуг


 Для Давида Рикардо и представителей классической школы экономики термины «продукция», «товар», «изделие» означали результаты производственной деятельности, выставлявшиеся для продажи. Такое понимание товара и до сих пор существует в маркетинговой деятельности. Тем не менее товар - это многомерное понятие, состоящее из совокупности многих свойств, главными из которые них являются потребительские, т.е. способность товара удовлетворять нужды его владельца.

Чаще всего в литературе случается определение товара за В, Стентоном - известным американским ученым, который считает, что товар - это «комплекс ощутимых и неощутимых свойств, к которым принадлежат упаковка, цвет, цена, престиж производителя и розничного торговца, и которые покупатель способен принять для удовлетворения своих нужд и пожеланий».

Всемирно признанный американский экономист Ф. Котлер усматривает в товаре «физическое средство», что способен решить проблему предоставления услуги или выполнение полезной функции. Ф. Котлер определяет товар как «все, что должны удовлетворить потребность и предлагается рынка с целью привлечения внимания, приобретение, использование или потребление» [29].

Оба определения дают возможность сделать определенные обобщения.

Во-первых, каждый товар имеет много свойств, однако человек обращает внимание лишь на те из них, которые могут быть ей полезными.

Во-вторых, каждый человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ей наибольшее удовлетворение личных нужд за приемлемую цену.

Потребитель оценивает товар, сравнивая его полезность и расходы на приобретение. Полезность товара с точки зрения потребителя отождествляется со способностью товара решить какие-то проблемы самого потребителя. Вместе с этим полезность и польза нельзя считать синонимами. Понятно, что полезность конкретного товара с точки зрения отдельных потребителей существенно различается. Например, очки чрезвычайно полезные для близорукого- или дальнозоркого человека, но совсем ни к чему человеку с нормальным зрением. Оценка возможности товара решать проблемы потребителя зависит не только от его объективных их, конструктивных, физико-химических характеристик, а и от психологического процесса восприятия и обработки человеком информации о товаре.

Как правило, товары классифицируют на потребительские (личного пользования) и производственного назначения. Товары каждой группы различаются как по характеру потребления, так и по мотивам приобретения. Купля товара личного пользования - это акт личной воли покупателя или всей семьи. Приобретение товаров производственного назначения осуществляется на основании коллегиальных решений людей, которые находятся на разных административных уровнях. Товары личного пользования (потребительские), в свою очередь, чаще всего классифицируются с точки зрения особенностей использования и поведения потребителя. В зависимости от особенностей потребления различают:

1) товары кратковременного использования, которые потребляются один или несколько раз (зубная паста, хлеб, газеты);

2) товары длительного использования, которые потребляются многократно (обувь, мебель);

3) услуги, т.е. объекты продажи в виде определенных действий, удобств или выгод. Под услугами обычно понимают мероприятия или пользу, которые одна сторона способна предложить другой. Услуги могут быть как материальные, так и нематериальные, не выраженные в вещевой форме. Несмотря на все их разнообразие, потребительские услуги можно разделить на три категории: связанные с арендой товара; с собственно товаром; личные услуги. Производственные услуги касаются объектов, которые не присутствуют в готовых изделиях и связаны с удовлетворением нужд предприятий и организаций: эксплуатация и ремонт оборудования, уборка сооружений и помещений, охрана и т.п.. Особое место занимают деловые услуги по организации управления, рекламы, учета и аудиту.

Рост объемов услуг в мировой экономике объясняется улучшением благосостояния населения, увеличением у него свободного времени, техническим осложнением многих товаров, которые нуждаются в післяпродажного технического обслуживания. К сожалению, сфера услуг в Украине еще находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют результаты исследования Европейского банка реконструкции и развития (табл. 1).

Таблица 1.1.

Удельные веса работников отдельных сфер  в Украине в сравнении с развитыми странами

 

Страны

Сфера услуг

Промышленность

Сельское и лесное хозяйство

США

71,1

26,2

2,7

Англия

67,7

29,8

2,5

Франция

64,2

29,4

6,2

Япония

58,6

33,8

7,6

Украина

33,1

45,1

21,8

Услугами являются и объекты продажи, но нематериальность многих из них делает их выбор для потребителя более сложным, чем выбор реального товара. Производитель услуг имеет большее взаимодействие с потребителем, содержание услуг индивидуализировано, а их природа большей частью не разрешает и не нуждается в сохранении, паковке, перевозках. Много услуг вообще невозможно отделить от того, кто их предоставляет (врач, учитель, юрист).

Приобретение изделий кратковременного использования и услуг сопровождается частыми контактами покупателя и продавца. Это создает условия для формирования у потребителей «благосклонности к марке». Понятно, что обязательной предпосылкой этого является высокое качество продукции и культура обслуживания.

Изделия продолжительного использования, а тем более производственного назначения, нуждаются в больших усилиях относительно организации продажи и формирование «благосклонности к марке».

На основании поведения покупателей, их привычек относительного потребления товары делятся на:

1. Товары повседневного спроса, которые покупают, тратя минимальные усилия на их сравнение между собой (хлеб, хозяйственные мелочи). Дополнительно эти товары разделяют на:

P товары постоянного спроса (которые покупают регулярно - соль, сахар, чай, кофе);

Pтовары импульсивной купли (которые покупают незапланировано, под влиянием неотложных нужд без предварительного поиска и сравнения — папиросы, жевательная резинка или периодические издания на лотке розничного продавца);

P товары для неотложных нужд (купля зонтика во время ливня, обогревателей из-за больших морозов, електрофонариков из-за  аварии электросети).

2. Товары пристального отбора, для приобретения которых покупатель тщательно сравнивает с аналогичными товарами - качество, цену, внешнее оформление и другие рыночные характеристики. Среди этих товаров есть похожие (телевизоры, холодильники, компьютеры) и непохожие (обувь, одежда, мебель) изделия.

3. Престижные товары, которые или в самом деле имеют уникальные характеристики, или ассоциируются с названием известной фирмы-продуцента (духи известных французских фирм, японская электроника).

4. Товары пассивного спроса, к которым покупатели по разным причинам не обнаруживают интереса (из-за весьма высоких цен, недостаточной осведомленности, отсутствия рекламы и т.п.).

Товары производственного назначения классифицируются по группам: основное оборудование; вспомогательное оборудование; узлы и агрегаты; основные материалы; вспомогательные материалы и сырье.

Как правило, приобретение основного оборудования отождествляется с актом капиталовложения. К этой категории товаров принадлежат генераторы, трудные станки и агрегаты и т.п.. Основное оборудование подразделяют на две больших группы:

- универсальные (многоцелевые, стандартные). Универсальное оборудование используется во многих областях промышленности или в отдельных производствах для выполнения разных видов работ;

- специализированные (нестандартные) машины. Специализированные машины конструируются производятся для выполнения лишь одной технологической операции. Конструктивная необратимость специализированного оборудования делает невозможным его дальнейшее использование, если конечный продукт (готовые изделия) обновляется или изменяется. Относительная гибкость универсального оборудования расширяет возможные сферы его применения, упрощает объемы предварительного технико-экономического анализа и переговоров покупателей с продавцами относительно его приобретения.

Стоимость вспомогательного оборудования значительно ниже, чем основного. Объясняется это тем, что большинство видов вспомогательного оборудования являются стандартизированными, делающим его пригодным для выполнения нескольких технологических операций. В связи с этим его продажа предусматривает создания разноотраслевой сбытовой сети по сравнению с основным оборудованием. Взаимосвязь производителя (продавца) с покупателем более тесная, что оказывает содействие успешной деятельности по формированию у потребителей «благосклонности к марке».

Общее разделение труда, специализация и кооперирования производства в развитой рыночной экономике большей частью приводят к тому, что предприятия не выполняют всего производственного цикла — от сырья до готового изделия. Чаще всего производственный процесс осуществляется несколькими производствами разных фирм, каждое из которых выполняет одну из производственных операций (стадий обработки материала). В меру приближения к завершению изготовления конечного продукта производственный процесс, в сущности, превращается в составление готовых узлов и агрегатов, приобретаемых у разных поставщиков. Характерным примером является современная автомобильная промышленность, изготовление телевизоров, электронной и сложной электробытовой техники. Тем не менее производитель конечной продукции, заключая контракты с поставщиками, старается выбрать таких, которые гарантируют качество комплектующих элементов и своевременность их поставки. Сейчас такой гарантией считают наличие на предприятиях-поставщиках системы управления качеством продукции, разработанной соответственно требованиям международных стандартов серии ICO 9000. Кроме этого, производитель продукции старается уменьшить количество поставщиков, но сохранить несколько источников поступления необходимых узлов и агрегатов. Такой подход дает возможность осуществлять постоянный контроль за соблюдением поставщиками принятых обязательств относительно сроков и качества поставки, свести к минимуму объемы производственных запасов.

Основные материалы являются органической составляющей готовых изделий или своим присутствием оказывают непосредственное влияние на производственный процесс (например химические катализаторы). Для подавляющего большинства основных материалов действует система государственных или отраслевых стандартов, которые устанавливают требования к их качеству, методам контроля, правилам хранения и транспортирования. Поэтому главными факторами выбора продавцов основных материалов является соответствие материалов техническим требованиям производства, разумные цены и налаженный процесс послепродажного технического обслуживания.

Вспомогательные материалы не представляют материальной основы готового изделия. Они используются во время производственных процессов и управление ими или облегчают деловую организацию работы. К ним чаще всего относят краски, моющие средства, смазочные материалы, обтирочные материалы, канцелярские принадлежности. Широкое использование вспомогательных материалов в разных областях делает возможным применение методов их продажи, аналогичных с маркетингом потребительских товаров.

Сырьевые товары - это первичные товары для промышленности. Как правило, производитель сырья выполняет лишь такие обрабатывающие операции, которые облегчают использование и перевозку сырья или приводят ее в соответствие с требованиями действующих стандартов. Сырье может быть минеральным и натуральным. К минеральному относят топливно-энергетическое (нефть, природный газ, уголь, уран), горно-химическое (руды, естественную серу и т.п.) сырье. Сюда также относится сырье для производства строительных материалов. Натуральным сырьем считают естественные декоративные материалы, сельскохозяйственные продукты, лечебные растения, сырьевые продукты скотоводства, пчеловодства, а также сырье лесной и рыбной промышленности и т.п.. Относительно этих товаров покупатели особенно ценят надежность поставщика. Следует также указать, что именно основные товары, особенно высокотехнологические и продолжительного использования, создают потребности в услугах. В зависимости от свойств изделия потребности в услугах могут предусматривать:

- транспортирование и складирование;

- установку или монтаж;

- техническое обслуживание и наладка;

- чистка и восстановление внешнего вида;

- экологически адекватную утилизацию.

Характеристику товаров производственного назначения предлагают известные ученые Дж. Р. Еванс и Б. Берман (табл. 2) [19].

Таблица 1.2.

Характеристика товаров производственного назначения

 

 

 

Тип товаров

Промышлен-ные установки

Дополнитель-ное оборудование

сырье

компоненты

изготовление деталей

запасы, необходимые дляповседневного функци-онирования организации

Уровень принятия решений

Высокий

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Наиболее низкий

Относитель-ные расходы

Высокие

Средние

Низкие

Низкие

Низкие

Наиболее низкие

Скорость потребления

Очень низкая

Низкая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Становится ли органической частью конечного продукта

Нет

Нет

Да

Да

Да

Нет

Изменяется ли форма товара

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Главное желание потребителей

Продолжительность производственного процесса

Современность оборудования

Стабильность, соответствие цены, соответствие отрасли

Стабильность, соответствие цены, соответствие спецификациям

Стабильность, соответствие цены

Стабильностьсоответствие цены материалов

 

Спрос на товары промышленного назначения имеет целевой (вторичный) характер. В развитой рыночной экономике такой спрос большей частью бывает производным от спроса на потребительские товары или услуги, для производства которых нужны то или то оборудование, узлы, агрегаты, сырье и материалы. Конъюнктурные колебания первой разновидности товаров и услуг служат причиной адекватных изменений выпуска продукции производственно-технического назначения. Спрос на товары, использующиеся для ремонта и технического обслуживания промышленного оборудования, зависит от общего уровня деловой активности и определяется сбытом всего ассортимента промышленных товаров. Вместе с тем спрос на оборудование является  менее зависимым от колебаний цен, чем спрос на материалы, узлы, агрегаты и т.п.. В отличие от товаров широкого потребления, главными факторами, побудительными мотивами, которые определяют принятие решений относительно приобретения продукции производственно-технического назначения является его качество, уровень технического обслуживания, цена.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров