Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Методы прогностики

Рождение идеи нового продукта большей частью базируется на использовании общих методов научно-технической деятельности, к которым чаще всего относят методы теоретического и эмпирического исследования.

Создавая новый продукт часто пользуются методами прогностики, с помощью которых прогнозируют развитие соответствующего товара, а также условия его производства и использования. Методы прогностики делятся на фактографические и экспертные.

К фактографическим (формализованным)  методам относятся:

? статистические методы (прогнозирование экстраполяция, регрессионный анализ);

? методы аналогий (математических, исторических);

?опережающие методы (анализ динамики научно-технической информации, метод прогнозирования уровня техники).

Эти методы базируются на использовании количественной или качественной информации о событиях, которые имели место в прошлом. Фактографическая информация должна быть зафиксирована на любых носителях.

Статистические методы включают прогнозную экстраполяцию и регрессионный анализ. Они базируются на современном математическом аппарате, который предусматривает использование функций для аналитического описания поведения изучаемого объекта.

?Прогнозная экстраполяция предусматривает аппроксимацию полиномами, экстраполяцию стандартными функциями, экстраполяцию с дисконтированием информации, экстраполяцию за описывающими кривыми. Все эти методы направлены на поиск простейшего вида функций, максимально приближающихся к развитию анализируемого процесса. Методы регрессионного анализа используют авторегрессионные модели, многофакторные модели, парные регрессии. Главные задачи применения многомерного статистического анализа в исследованиях прогнозирования сводятся к построению многофакторных уравнений регрессии для экстраполяции по ним прогнозируемых переменных.

?Широкого применения в генерировании новых идей приобрели фактографические методы аналогий. С этой целью используются математические и исторические аналогии. К первым принадлежат экономические модели и межобъектные аналоги. Ими чаще всего пользуются как простейшими моделями экономического прогнозирования. Исторические аналогии связаны с опережением (отраслевым или региональным). Например, модель роста количества аналогичных товаров и их полноценных заменителей по аналогии с биологическим размножением.

?Опережающие методы связаны с анализом научно-технической информации и прогнозированием уровня развития техники. Они построенные на использовании свойств научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений непосредственно в производстве. Например, патентный метод прогнозирования предусматривает оценку по принятой критериальной системе принципиально новых изобретений и исследование динамики их патентование.

?Публикационный метод прогнозирования базируется на оценивании содержания и динамики публикаций относительно объекта изучения.

?Совпадает с предыдущим также и цитатно-индексный метод прогнозирования, который базируется на анализе динамики цитирования авторов разных публикаций относительно проблем, связанных с развитием соответствующего товара.

Опережающие методы прогнозирования предусматривают наличие тесной связи между динамикой научно-технической информации и научно-техническим прогрессом. Основными источниками информации для опережающих методов прогнозирования являются авторские свидетельства, лицензии, коммерческие издания (каталоги, проспекты, рекламные объявления).

?Экспертные (интуитивные) методы предусматривают использование для генерирования идей высококвалифицированных специалистов соответствующей области. их компетентность рассматривается как главный источник информации относительно оценивания перспектив развития того или того вида товара. Именно это признается главным преимуществом экспертных методов - возможность анализа и прогнозирование объекта, который не имеет достаточной истории развития (например прогнозирование показателей технического уровня принципиально нового товара). Другим преимуществом экспертных методов является возможность предусмотреть качественные изменения в процессе развития объекта, поскольку большинство фактографических методов лишь распространяют на будущее ретроспективную тенденцию. Вместе с тем существенным недостатком экспертных методов генерирования идей является принципиальная невозможность избежать субъективизма в оценках. Поэтому эти методы используют большей частью тогда, когда отсутствует или недостаточна статистическая информация относительно объектов генерирования идей, а также в случае весьма большой неопределенности будущего развития товара (например в связи со сложностью учета конъюнктурных факторов международного рынка).

В зависимости от принципов осуществления экспертные методы прогнозирования классифицируются на:

- индивидуальные экспертные оценки (прямое опрашивание, заочное опрашивание);

- коллективные экспертные оценки, оказывающие содействие коллективному генерированию идей (зависимый «интеллектуальный» эксперимент, независимый «интеллектуальный» эксперимент).

Данные  методы базируются на обработке данных относительно перспективы развития объекта, полученных по результатам специальных опросов экспертов. Индивидуальные экспертные оценки предусматривают использование результатов одного эксперимента. В зависимости от того, как именно осуществлялся опрос, индивидуальные экспертные оценки условно распределяются на методы прямого и анонимного опроса. К первым относятся методы интервью и психоинтелектуального генерирования идей, а к вторым - аналитическая индивидуальная оценка (докладная записка), метод сценариев, морфологический анализ и т.п..

Из методов независимого интеллектуального эксперимента чаще всего используется «дельфийский» метод, который предусматривает несколько туров опрашивания. Он базируется на выявлении согласованной оценки экспертной группы после неоднократного анонимного опроса и сообщение специалистам результатов предыдущего тура. Это дает возможность экспертам дополнительно обосновать свои оценки в следующем туре. Цель «дельфийского» метода - прогноз срока осуществления какого-то события, основываяст на мыслях экспертов по этому вопросу. «Дельфийский» метод было разработан 1964 году специалистами американской фирмы «РЕНД - Корпорейшн» Г. Гордоном и О. Хелмером и назван в честь греческого города Дельфы, известного своими жрецами-оракулами. В наибольшем обобщении этот метод предусматривает:

- постановку с помощью специальных анкет серии вопросов, ответы на которые должны достаточно характеризовать предмет;

- многоразовую процедуру опроса;

- анонимное ознакомление с результатами предыдущего тура опроса всех специалистов-экспертов;

- получение от экспертов, суждений которые значительно отличаются от мыслей большинства, объяснение причин таких отклонений;

- последовательную (от тура до тура) статистическую обработку ответов экспертов с целью определения среднестатистической характеристики.

Экспертное опрашивание осуществляется в три-четыре этапа, при этом в анкетах первого тура, рядом с информацией относительно проблем, ставится задача определить наиболее важную из них. В анкетах второго тура, которые формируются по результатам статистической обработки результатов предыдущего опроса, имеются задачи назвать срок определенного события (например, появление медицинских препаратов абсолютной радиационной защиты). Обработанные результаты второго тура приводятся экспертам и известны экспертам. В третьем туре экспертам предоставляется возможность изменить свою оценку в сторону сближения с большинством или аргументировать свою личную мысль. При необходимости этот итеративный процесс можно продолжить (четвертый, пятый и следующий туры). Если разность среднестатистических оценок двух последних туров не превышает установленной величины погрешности, опрос экспертов прекращается.

Главными характеристиками результатов опроса считают математическое ожидание (в простейшем случае - среднее значение) и дисперсию (характеристику отклонения) полученных ответов, а также значение квартили. Все эти величины дают возможность предусмотреть срок (чаще всего год) будущее событие. Границы квартилей - это два значения величины, которая измеряется. Они определяют диапазон, в котором содержится 50% голосов всего коллектива экспертов. Это будут соответственно более и менее «оптимистичные» прогнозы сроков реализации появления принципиально нового продукта. Соответственно мысли других 50% экспертов распределяются поровну: 25% голосов превышают высочайший срок этого диапазона и 25% - находятся ниже низнего срока.

В следующем туре опроса экспертам сообщают границы квартилей и предлагают тем специалистам, мысли которых не попали в средний 50% диапазон, или изменить их, или дать обоснование своих соображений. Эти результаты и обоснования выносятся   на следующий тур. Главным недостатком этого метода является организационная сложность и продолжительность проведения многоуровневого опроса. Но его применение особенно полезное для решение стратегических вопросов продуктовой инновации, связанных со значительными инвестициями и новейшими разработками в сфере фундаментальных наук [6].

Вывод: фактографические методы дают возможность использовать объективные данные ретроспективного характера, оценивать перспективу и моделировать весь процесс развития объекта прогнозирования. Их использование предусматривает распространение тенденций развития объекта на весь период прогноза, однако не всегда принимается во внимание возможность качественных скачков в движении того или иного явления и неопределенность будущего. Вместе с тем экспертные методы делают возможным анализ перспектив развития явления с недостаточными знаниями его предыдущей истории, составление прогнозов качественных изменений в процессе развития объекта. Главным их недостатком является сложность проведения опросов и следующей обработки полученных данных, а также невозможность избавиться субъективизма оценок.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров