Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Формы расчетов в коммерческой деятельности посредников

Этимология термина «финансовый» имеет двойное значение:

-          от старофранцузкого слова finer - платить;

-          от латинского слова finis” – срок, граница, конец.

Учитывая оба значения, финансовое обеспечение товарных потоков можно понимать как передачу эквивалентной денежной суммы, как расчет, который делает операцию товарного обмена завершенной, поскольку деньги обладают способностью освобождать от обязательств.

            В сфере коммерческой деятельности посреднического предприятия движение финансовых потоков обеспечивается применяемыми формами расчета за передаваемые и приобретаемые товарно-материальные ценности (продукт).

            По общим правилам основной формой расчетов является денежная. Она может осуществляться наличными деньгами и в безналичном порядке. Используются следующие формы безналичных расчетов:

-          платежными поручениями;

-          аккредитивами;

-          чеками;

-          платежными требованиями – поручениями;

-          векселями.

8.1.1.1 Платежное поручение содержит реквизиты: наименование и номер документа; число, месяц, год выписки; наименование плательщика, его банка и номера счета в банке; назначение платежа; сумма платежа. Срок действия платежного поручения ограничен 10 днями с момента выписки. В практике расчетов платежные поручения  используются в случаях:

- за полученные товары и оказанные услуги при условии документального подтверждения факта получения продукта плательщиком;

- для платежей в порядке предварительной оплаты продукта;

- для погашения кредиторской задолженности по операциям товарного обмена;

-          при расчетах за товары  и услуги по решениям суда и арбитража.

Расчеты платежными поручениями осуществляются в последовательности действий, представленных на рисунке 8.2.

Поставщик

(получатель платежа)

1

Плательщик

5

 

  4

 

 

                                 2   

Банк получателя

3

Банк плательщика

1 – Поставка продукции с передачей счетов-фактур

2 – Выписка  и предоставление покупателем платежного поручения в банк

3 – Списывание  денег со счета покупателя на счет поставщика с передачей платежного поручения в банк поставщика

4 –  Выписка покупателю о списании денег с его расчетного счета

5 – Выписка поставщику о зачислении денег на его расчетный счет

Рисунок 8.2 - Схема движения финансового потока при расчетах

                        платежными поручениями

            Возможны срочные, досрочные и отсроченные расчеты платежными поручениями, согласно договору. Предельный срок установлен равным трем месяцам с момента фактического получения продукта.

            Преимущества данной формы платежа:

-          относительно простой и быстрый документооборот;

-          возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемой продукции;

-          относительно быстрое движение денежных средств.

Недостаток: поставщик (продавец) не уверен в своевременном получении денег за поставленную продукцию, поскольку данная форма расчетов предусматривает перечисление банком денег только при наличии их на счету у покупателя.

8.1.1.2 В случае сомнений в платежеспособности партнера более приемлемой формой является аккредитивная форма расчетов. При расчете аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести оплату расчетных документов за счет средств, специально депонированных для этой цели. Предназначается аккредитив только для расчетов с одним поставщиком. Порядок расчетов и срок действия его устанавливается в договоре. В договоре указываются: банк плательщика; перечень расчетных документов, которые должен предоставить,  поставщик для получения денег по аккредитиву; вид аккредитива; сроки предоставления документов после отгрузки продукции.

Виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантийные), отзывные и безотзывные.

Расчеты с помощью покрытых аккредитивов осуществляются в последовательности действий схемы. Изображенной на рисунке 8.3.

Поставщик

(получатель платежа)

4

Плательщик

     5

                      3                       

 

1

                                 

Банк поставщика

(получателя платежа)

 

Банк плательщика (эмитент)

Расчетный счет

Аккредитив

 

 

                   6

     2

1 – Заявление на аккредитив

2 – Депонирование средств

3 – Извещение об аккредитиве

4 –  Отгрузка материальных ценностей

5 – Документы, подтверждающие отгрузку

6 – Зачисление денег на расчетный счет с аккредитива

Рисунок  8.3 - Схема движения финансового потока при расчетах по

                         покрытым аккредитивам

При открытии покрытого аккредитива банк – эмитент  перечисляет средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка – поставщика на весь срок действия обязательств. Открывается аккредитив согласно заявлению покупателя (плательщика), он предоставляет в обслуживающий его банк – эмитент.

В заявлении указывается: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц его закрытия);  наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; вид аккредитива; место исполнения аккредитива; вид товарно – материальных ценностей, для поставки которых открывается аккредитив; сумма аккредитива.

По истечении срока аккредитива он закрывается в банке поставщика товара, который выдает сообщение об этом банку – эмитенту. Аккредитив может быть закрыт и до истечения срока, например, по заявлению поставщика товара, при его отказе от использования аккредитива. В данном случае банку – эмитенту направляется уведомление исполняющим банком, и неиспользованная сумма перечисляется в банк покупателя на счет, с которого средства были депонированы.

            Непокрытый аккредитив  открывается в банке поставщика и ему предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка – эмитента. Данная операция возможна при установлении между банками корреспондентских отношений.

            Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком – эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

            Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.

            Недостатки аккредитивной формы расчетов:

            - невозможность переадресовки аккредитива в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств поставщиком;

            - замедление оборачиваемости оборотных средств покупателя.

            Аккредитивная форма расчетов применима:

            - если она предусмотрена договором между поставщиком и покупателем или когда хозяйственные связи возникают при выполнении нерегулярных, разовых заказов;

            - если прием продукции покупателем осуществляется в месте нахождения поставщика (производителя).

8.1.1.3  Избегая сложности аккредитивной формы расчетов, часто используется оплата чеком против представления реестров счетов, отгрузочных и иных согласованных в договоре документов. Эта форма расчета удобна тем, что уменьшает до минимума разрыв во времени между передачей товаров и его оплатой. Суть данной формы расчетов состоит в том, что плательщик  (покупатель) на сумму полученной продукции заполняет чек и вручает его получателю денежных средств, который представляет чек в обслуживающий его банк для зачисления денежных средств на свой расчетный счет.

            Чек – это ценная бумага; бланки чеков являются бланками строгой отчетности, за их движением осуществляется строгий контроль. На бланке чека записывается: наименование банка и его местонахождение; номер лицевого счета чекодателя; наименование чекодателя; условный номер бланка; предельный размер суммы, на которую может, быть выписан чек.

            Вместе с чеками банк выдает клиенту чековую карточку, которая идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку. Предприятие – поставщик, принимающее чеки, обязано убедиться, что:

            - сумма чека не превышает предельной суммы, указанной на нем и в чековой карточке;

            - номер счета чекодателя, поставленный в чеке, соответствует отмеченному в чековой карточке;

- подпись чекодателя, поставленная в момент его заполнения, идентична подписи в чековой книжке.

            Чек представляется поставщиком к оплате в банк в течение регламентируемого срока -  10 дней, не считая дня выдачи. Расчеты чеками осуществляются в последовательности действий, указанных на рисунке 8.4.

Поставщик

(получатель платежа)

4

Плательщик

5

6

 

1

 

 

3

Банк получателя

7

Банк плательщика

 

Депозит

Расчетный счет

8

2

1 – Заявление на получение чековой книжки и подача платежного поручения на депонирование средств

2 – Депонирование средств

3 – Получение чековой книжки и идентификационной карточки

4 –  Отгрузка продукции

5 –  Выписка чека поставщику продукции

6 – Предоставление чека для оплаты в банк  поставщика

7 – Требование на оплату

8 – перечисление денег на счет поставщика

Рисунок 8.4 – Схема движения финансового потока при расчетах чеками

Преимущество данной системы расчетов – уменьшение риска неполучения денег за проданную продукцию.

Недостаток: замедление оборота денежных средств. Данная форма расчетов находит наибольшее применение при расчетах с транспортными и иными  организациями, осуществляющими товародвижение.

8.1.1.4 При поставке на условиях последующей оплаты используют расчеты по инкассо, которые осуществляются платежными требованиями – поручениями или платежными требованиями. Суть состоит в том, что поставщик (продавец) представляет требование к покупателю оплатить поставленную продукцию на основании направленных в обслуживающий банк плательщика (покупателя) расчетных и отгрузочных документов.

Платежное требование -  поручение содержит реквизиты: наименование, номер, число, месяц и год выписки; наименование банка плательщика; наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование банка получателя; назначение платежа; сумма платежа.

Вместе с отгрузочными и расчетными документами платежное требование – поручение передается в банк покупателя, который сообщает об этом покупателю. Плательщик обязан предоставить в течение 3-х дней согласие (или протест) о снятии денежных средств со своего счета.

В случае акцепта банк покупателя списывает со счета плательщика указанную сумму и направляет об этом сообщение банку поставщика, который, в свою очередь, проводит соответствующие операции и уведомляет поставщика продукции о зачислении денежных средств на его расчетный счет.

Последовательность действий при расчетах по инкассо представлена на рисунке 8.5.

 

Поставщик

(получатель платежа)

1

Плательщик

6

2

3

 

 

                                 4   

Банк поставщика

5

Банк покупателя

1 – Поставка продукции в соответствии с договором

2 – оформление и предоставление вместе с отгрузочными документами платежного требования – поручения покупателю для акцепта

3 – Направление платежного требования – поручения покупателю для акцепта

4 –  Акцепт покупателя своему банку

5 – Списание банком покупателя денежных средств со счета покупателя и сообщение об этом банку поставщика

6 – Сообщение банком поставщика о зачислении денежных средств на расчетный счет поставщика

Рисунок 8.5 - Схема движения финансового потока при расчетах

                        платежными требованиями – поручениями

Преимущество: оплата происходит только после предварительного акцепта покупателем, который в данном случае уверен как в самой поставке продукции в установленные сроки, так и в ее качестве.

Помимо основных форм расчетов, возможно осуществление расчетов и в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров