Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Модель комплексного сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в общеобразовательной школе

Определяя в качестве приоритетной стратегию интеграции для максимально полного сопровождения развития ребенка-инвалида, по утверждению Н.Д. Шматко, в настоящее время в России развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная.

Интернальная интеграция предполагает интеграцию внутри системы специального образования. Например, слабослышащие дети и дети с тяжелыми нарушениями речи могут обслуживаться практически одними специалистами. Зарубежная практика свидетельствует о целесообразности такой интеграции при  условии расположения той и другой категории детей и разных учебных корпусах, расположенных поблизости. Дети с нарушениями интеллекта, имеющие дополнительные нарушения (например, нарушения сенсорной сферы), интегрируются в соответствующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения, где обучаются в отдельных классах (31).

Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования. Современной отечественной специальной педагогике принадлежит инициатива и некоторый практический опыт подготовки детей к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы (29).

Однако, в современных исследованиях (Л.М. Шипицина, К. Рейсвепкван) выделяется ряд причин, по которым родители детей с ограниченными возможностями (на примере неслышащих, слабослышащих детей) выбирают для своих детей обучение в массовой общеобразовательной школе:

-                  отсутствие достаточной информации о системе специального образования для детей с ограниченными возможностями;

-                  престижность посещения ребенком образовательного учреждения общего назначения;

-                  нежелание отправлять ребенка-инвалида в специальную школу, являющуюся в большинстве случаев учреждением интернатного типа.

Выбор родителей в данном случае достоин понимания и уважения. Вместе с тем, отмечает А.Д. Гордеев, детям с ограниченными возможностями, обучающимся в массовой общеобразовательной школе, необходимо одновременно получать специальную педагогическую помощь, которую должны оказывать  специальные кабинеты (например, дефектологические, психологические), центры (например, сурдологические), консультативные пункты при специальных школах (7).

В целом, интегрированное образование для детей-инвалидов в массовой общеобразовательной школе на сегодняшний день явление крайне сложное в своей реализации, что требует разработки специальной модели комплексного сопровождения и ребенка и семьи в условиях общеобразовательной школы.

Осуществляя реализацию основной цели исследования, необходимо определить суть содержания термина «модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида» как общую схему описания системы выстраивания отношений образовательного учреждения с семьями своих учеников в ограниченными возможностями, опирающуюся на представление об оптимальном и достаточном качественном уровне условий, необходимых для личностного развития детей с особыми образовательными потребностями. 

Именно в осмыслении и построении системы отношений образовательного учреждения с семьей и должна заключаться, на наш взгляд, суть процесса моделирования комплексного педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидов в условиях общеобразовательной школы.

Моделирование в педагогической практике требует, по словам Н.В. Кузьминой, создания модели педагогического изобретения, рассчитанной на интенсификацию педагогических процессов и направленную на формирование искомых качеств у участников моделирования[1].

Так, в системе педагогического сопровождения семейного воспитания интенсификации могут и должны подвергнуться несколько процессов, которые, на наш взгляд, призваны повлечь за собой формирование тех самых «искомых качеств у участников моделирования» и как следствие в целом новое качество в результатах деятельности ОУ по взаимодействию с семьями их воспитанников:

Процессы, подвергающиеся

интенсификации

Ожидаемые результаты как следствие интенсификации моделируемых процессов

1.      изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи;

  • снижение общей неудовлетворенности при оценке состояния семьи
  • снижение нервно-психического напряжения в семьях
  • снижение показателя семейной тревожности
  • повышение ориентации на кооперацию и партнерство как социально-желательные образы родительских отношений
  • снижение показателей конфликтности и враждебности в семейных отношениях

2.      развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания;

  • овладение диагностическим инструментарием в работе с родителями
  • расширение арсенала педагогических приемов и техник в организации взаимодействия педагогов и родителей
  • расширение форм взаимодействия ОУ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

3.      динамика личностного развития ребенка-инвалида

  • снижение показателей тревожности и возбудимости
  • повышение ресурсов адаптации
  • развитие психических познавательных процессов
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • развитие саморегуляции и др.

 

Компоненты моделирования:

1.      Диагностико-аналитический:

-              диагностика семейного воспитания, состояния психолого-педагогической культуры родителей и готовности семьи ко взаимодействию с общеобразовательной школой по решению проблем интегрированного обучения ребенка с ограниченными возможностями;  

-              анализ ресурсов образовательного учреждения в работе с семьей (ресурсное обеспечение – организационное, информационное, нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, мотивационное, материально-техническое).

2.     Целеполагание: определение приоритетных целей и задач в реализации процесса интеграции.

3.      Планово-прогностический:

-              выбор основных направлений работы с семьей,

-              составление программы работы с семьей,

-               планирование,

-              определение оптимальных технологий и форм в работе с семьей,

-              прогнозирование ожидаемых результатов.

4.     Структурный: разработка структур реализации модели (комплексы, центры, творческие группы, службы).

5.     Функциональный: определение основных функций, выполняемых в ходе реализации модели.

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограни­ченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспе­чению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонен­тов, органически связанных между собой.

Основными компонентами психо­лого-педагогического сопровождения как системы являются: задачи сопро­вождения, содержательная структура (составные части), организационная структура, субъекты и объекты.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограничен­ными возможностями, вытекают из общей цели и направлены на ее достиже­ние. К основным задачам психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами отно­сятся:

1.   Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ре­бенка с учетом возможных последствий.

2.  Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.

3. Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.

4.   Определение   семьей и школой  общих     и     конкретных     задач     психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

5.    Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровожде­ния.

6. Оказание помощи семьям по   целенаправленному   формированию   положительной   мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.

Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаи­мосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.

Субъекты психолого-педагогического сопровождения - это психологи, педагоги, специалисты воспитательных и реабилитационных служб и т.д.

Они организуют, наполняют конкретным содержанием и осуществляют про­цесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Они помогают установить связи, наладить контакт между детьми с проблемами в развитии и их родителями. Они подбирают и приме­няют конкретные методы и приемы, направленные на достижение ощутимых результатов в поддержке и развитии детей с ограниченными возможностями.

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ограни­ченными возможностями отличается многоаспектностью и полифункцио­нальностью. Субъекты сопровождения призваны обеспечить соответствие результатов сопровождения требованиям государственной системы реабилитации и абилитации детей с проблемами в развитии, которые опреде­лены специальными нормативными документами.

Педагоги и психологи, как основные субъекты нсихолого-педагогического сопровождения родителей с детьми с огра­ниченными возможностями, должны обладать системой знаний о ребенке как объекте процесса сопровождения, его возрастных и индивидуальных особен­ностях, социальных факторах развития; иметь представления об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, о проблемах развития их организма и функциональных нарушениях; владеть информацией о привыч­ках, наносящих ущерб здоровью ребенка, и быть готовым к оказанию помо­щи и поддержке детям с проблемами в развитии.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

 • консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.



[1] Методы системного педагогического исследования.  М.: Народное образование. 2002. С.59.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров