Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Деятельность образовательного учреждения по реализации сопровождения семей с детьми-инвалидами

Система общего образования становится более доступной для детей, имеющих различные нарушения в развитии. Наметился переход от изоляции детей с ограниченными возможностями к интеграции в среду здо­ровых детей. Сейчас в общеобразовательных школах вдвое больше детей с ограниченными возможностями, чем в специальных, коррекционных.

Специалисты считают, что в условиях общеобразовательных учрежде­ний дети с ограниченными возможностями не изолируются от сверстников, их не нужно «изымать» из семьи, образование организуется но индивидуаль­ным программам при квалифицированном сопровождении специалистов. Но почти всегда препятствием для посещения школы детьми с ограниченными возможностями - нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - является отсутст­вие в общеобразовательных учреждениях безбарьерной среды, специальных средств обучения, готовности руководителей и педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с детьми-инвалидами подразумевает, что при определенной под­держке родителей и педагогов ребенок с проблемами в развитии становится обычным, часто неот­личимым от других членом общества. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном эта­пе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования.

В управлении деятельностью специалистов (службы) психолого-педагогического со­провождения семей школьников с ограниченными возможностями можно выделить две линии - административную и профессиональную. Обе линии реализуют­ся на разных уровнях единой региональной системы управления образовани­ем - институциональном, муниципальном, региональном. В рамках административной линии осуществляется нормативное обеспечение сопровождения, формируется его организационная основа: развитие структур, координация их деятельности по отношению к семье, воспитывающей ребенка-инвалида и др. Профессиональная линия сопровождения в общеобразовательном учреждении предполагает осуществление помощи семьям детей-инвалидов по следующим направлениям:

-                  Психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;

-                  Организация образовательного процесса;

-                  Консультирование;

-                  Осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, организации лечения, досуга и др.

Для образовательного учреждения центральным звеном в сопровождении семей, воспитывающих детей-инвалидов, является качество организации образовательного процесса. Образование детей с ограниченными возможностями призвано обеспечить им равные возможности доступа к образовательной системе, сде­лать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с проблемами в развитии со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения их в образовательную среду.

Именно образование ребенка с ограниченными возможностями опре­деляет в его жизни практически все. От качества образования зависит то, ка­ким человеком он будет. Образование определит его место в обществе, ми­ровоззрение, характер его влияния на окружающий мир. Исходя из этого од­на из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с ог­раниченными возможностями - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок с проблемами в здоровье может полу­чить возможность всестороннего проявления личности в учебной деятельно­сти и обрести тот уровень социальной компетентности, который позволит ему самостоятельно и свободно определять и решать свои социальные вопро­сы, критически оценивать себя и окружающих людей, соотносить свои инте­ресы с возможностями общества и реалиями жизни.

Само слово «образование», с точки зрения психолого-педагогического сопровождения, приобретает особый смысл: «образование человека». При­чем человек образуется в соответствии с тем, каким его видят другие. А че­ловека с ограниченными возможностями, как правило, воспринимают нуж­дающимся, не способным самостоятельно удовлетворить свои потребности. Это закрепляется в опыте как самого ребенка, имеющего проблемы в развитии, так и в сознании родителей, что формирует определенный тип образования, отношения к себе, к другим, к миру. И лишь немногие преодолевают пресс окружающего мира. Эффективный процесс психолого-педагогического сопровождения уменьшит противопоставления здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, приспособит педа­гогические технологии к особенностям и ограничениям ребенка с проблема­ми в развитии, что позволит семье снизить порог тревожности в осознании остроты заболевания их ребенка, а также снизить порог вины перед ним.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) установлено, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации».

В статьях 5 (п. 5, 6), 18 (п. З), 50 (п. 10) названного Закона особо отме­чены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в раз­витии, предусматривающие создание условий для получения образования и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут быть интегри­рованы в общеобразовательную школу. Трудными задачами являются опре­деление и создание адекватных моделей интегрированного обучения. В настоящее время в Российской Федерации более 30 тысяч детей с ог­раниченными возможностями обучаются индивидуально на дому (Письмо Управления специального образования Минобразования России от 28.02.2003г. >fo27/2643-6).

Обучение детей с ограниченными возможностями регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановле­нием Правительства Российской Федерации от 18.07.96г. №861 «Об утвер­ждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в него­сударственных образовательных учреждениях».

Существующая практика обучения детей с ограниченными возможно­стями на дому показывает, что психолого-педагогическое сопровождение на основе выявленных резервных возможностей ребенка содействует разработке рекомендаций по оптимизации индивидуальной учебно-воспитательной ра­боты, обеспечению качественного образования и интеграции их в общество, тем самым, оказывая содействие семье по воспитанию ребенка с проблемами в развитии.

Для более полного понимания специфики организации образования де­тей, имеющих проблемы в развитии, следует иметь в виду, что часть детей относится к категории так называемых детей «с отклонениями в развитии» (как правило, это заболевания нервной системы и органов чувств, психиче­ские расстройства и врожденные аномалии), другая часть - не имеет «отклонений в развитии», но признается инвалидами в результате различных сома­тических заболеваний и травм.

Проблема образования детей с ограниченными возможностями решает­ся в основном усилиями трех ведомств: образования, социальной защиты на­селения и здравоохранения.

По данным научных исследований, в специальном обу­чении нуждаются 4,5% детей от общей школьной популяции.

Сравнительно благополучно обстоит дело с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения глухих и слабослышащих детей; 83% от общего числа нуждающихся обучаются в специальных учреждениях. Из числа детей с церебральными параличами такую возможность получают лишь 30%.

Психолого-педагогическое сопровождение дети с ограниченными воз­можностями могут получать не только в специальных образовательных уч­реждениях. Некоторая часть детей школьного возраста, относящихся к груп­пе детей с ограниченными возможностями, получают психологическую и пе­дагогическую помощь на дому. При этом нет данных статистического учета о динамическом наблюдении за их жизнеобеспечением и решением жизненных проблем, не установлено, могут ли они продолжать дальнейшее обучение в образовательных учреждениях.

Психолого-педагогическое сопровождение, реабилитация и обучение длительно болеющих детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных лечебных учреждениях, при которых создаются школы или организуется индивидуальное обучение.

В системе Минздравмедпрома России функционирует 177 домов ре­бенка для детей с поражениями центральной нервной системы, в них содер­жатся 14 тысяч детей в возрасте до 4-х лет. Одной из основных задач этих учреждений является организация психолого-педагогического сопровожде­ния детей для формирования здоровой жизнедеятельности.

В ведении Минсоцзащиты России находится 157 домов-интернатов (151 - для умственно отсталых детей и 6 - для детей с физическими недос­татками), в которых содержатся 37 тысяч детей с ограниченными возможно­стями в возрасте от 4 до 18 лет. Эффективные педагогические и психологи­ческие средства сопровождения помогают организовать обучение таких де­тей.

В настоящее время деятельность специальных учреждений, в которых проходят реабилитацию и обучаются дети с ограниченными возможностями, регламентируется Типовыми положениями о восьми типах специальных школ: для умственно отсталых детей; для детей с нарушениями: зрения, слу­ха, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, по­следствиями церебральных параличей, утвержденными еще в 1979 году.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Министерством образования России разработан и получил одобрение новый проект Типового положения о специальном образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии. В нем не только изменены назва­ния учреждений (из них исключены диагнозы, указывающие на недостатки в развитии детей), но и впервые предложены вариативные формы организации обучения. Специально разработаны программы по организации обучения де­тей с интеллектуальной недостаточностью, для детей с нарушениями слуха, речи и т.д.

Школа - это не только новые условия жизни и деятельности ребенка с ограниченными возможностями, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед детьми и их родителями целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей с проблемами в развитии эта нагрузка наиболее утомительна). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков, только 20-25% детей приходят в школу здоровыми, это негативно сказывается на их адаптации.

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей школьников-инвалидов способст­вует процессу их эффективной адаптации.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограничен­ными возможностями, обучающихся в школе:

  создание условий для социально-психологической адаптации де­тей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление де­тям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

    повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успеш­ному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

  адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных тех­нологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и по­требностям учеников с ограниченными возможностями;

     повышение психологической компетентности  педагогов в работе с родителями и детьми-инвалидами.  Кон­сультирование и просвещение педагогов, предполагающее как консультирование но запросам, так и совместную психоло­го-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам;

     создание доброжелательного климата, доверительных отноше­ний, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей в наиболее острые периоды адаптации;

   выработка        стратегии        индивидуального        (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

        формирование комфортной образовательной среды;

        индивидуальное консультирование.

  повышение психолого-педагогической компетентности родите­лей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживае­мого детьми периода развития;

    создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;

 развитие у детей когнитивных умений и способностей, необхо­димых для успешного обучения в школе;

   развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необ­ходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

 формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитив­ной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности»

  способствование развития творческого потенциала и установле­ния норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию семьи и ребенка с огра­ниченными возможностями, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень го­товности родителей и ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимо­действия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможно­стями.

Особую роль в выполнении данных задач осуществляет в своей деятельности социальный педагог общеобразовательной школы. По утверждению Е.В. Игнатьевой, социальный педагог является связующим звеном между государственным сектором и общественными организации в оказании помощи детям-инвалидам и их семьям. Этот специалист устанавливает  контакт с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, представителями правоохранительных органов и др.) и представителями государственных органов управления, образовательными учреждениями, муниципальными службами, в которых необходимо представить интересы своих воспитанников (21).

Взаимодействуя с общественными организациями, социальный педагог предоставляет ряд профессиональных услуг: знакомит с проблемами семей и детей-инвалидов, привлекает специалистов для проведения консультаций, сам проводит консультирование детей и родителей. Также он помогает в проведении досуга: организовывает вечера, праздники, экскурсии, выезды на природу, семейные клубы по интересам, объединяет детей в студии, кружки, секции и др. (20).

Задача социального педагога, по словам И.Ю. Комарковой, научить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Он организует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребенка и его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребенка, а на те барьеры, которые мешают ему и его родителям жить нормально в человеческом обществе (16).

Социальный педагог разрабатывает индивидуальную для семьи или общую для группы детей комплексную программу поддержки. В процессе ее разработки специалист выявляет барьеры, препятствующие интеграции ребенка и его семьи в социум, намечает стратегию поддержки (15).

Важными функциями содержания деятельности социального педагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов являются:

1.      информационная (информирование родителей о работе общественных организаций, ярмарках вакансий для инвалидов и других специальных мероприятиях);

2.      организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку);

3.      обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов с целью накопления и обмена опытом);

4.      посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).

В целом, прогнозируемый результат комплексного психолого-педагогического сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями включает в себя следующие показатели:

  уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе;

         формирование комфортной образовательной среды;

         снижение уровня тревожности родителей и детей;

        эмоциональное благополучие ребенка в классе;

        развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями;

    выработка  учителем   стратегий   индивидуального   (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.

        включение родителей в образовательный процесс.

Необходимо отметить, что степень приближенности к прогнозируемому результату, а также оценить качество психолого-педагогического сопровождения детей и  их семей позволят показатели, отражающие динамику развития ребенка-инвалида:

Параметры психической успешности:

  Эмоциональное  благополучие  (критерии:   адаптация  (методика Ковалевой «Психологическая адаптация»), самооценка (тест: «Оцени себя»), тревожность (цветовой тест Люшера), самочувствие и настроение (компью­терный вариант САП)).

Ценностно-мотивационные   установки   личности    (критерии: сформированность  жизненных  перспектив  (тест  «Мотивационная   готов­ность» А.Л. Венгера), интересы и потребности   (тест   «Карта интересов» А.Л. Венгера).

Параметры педагогической успешности:

   Обученностъ (критерии: владение знаниями, умениями, навыка­ми в рамках учебных программ - контрольные работы, тестирование, опрос).

Обучаемость (критерии: способность с определенной скоростью воспринимать, запоминать,  преобразовывать информацию - контрольно-методические срезы по методике П.И. Третьякова и И.Б. Сеновского).

  Общеучебные умения и навыки (критерии: мыслительные (анализ, синтез, сравнения), информационные (умение искать, находить, пользоваться и оформлять информацию), организационные (умение самостоятельно вы­полнять задания по алгоритму) - контрольно-методические срезы на сформированность умений и навыков.

        Познавательная сфера:

а)  произвольность психических процессов (показатели: уровень актив­ности,  самостоятельности  в  деятельности,  способность  сосредоточиться, преодолеть трудности);

б)   развитие   мышления   (показатели:   уровень   развития   наглядно-образного мышления, способность к анализу и обобщению и др.);

в) развитие тонкой моторики (показатели: способность к сложной дви­гательной активности при обучении письму и рисованию).

         Особенности поведения и общения школьников:

а) характерологические особенности;

б) взаимодействие и отношения со сверстниками (показатели: владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстни­ками, установление дружеских отношений, готовность к коллективным фор­мам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным пу­тем);

в)  взаимодействие и отношения с педагогами (показатели: установле­ние адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребен­ком системы своих отношений с педагогами и воспитателями);

г) поведенческая саморегуляция (показатели: произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний, способность к ответственному поведе­нию).

Особенности мотивационной сферы - наличие и характер учеб­ной мотивации (показатели: желание учиться, идти в школу).

Обобщая выше изложенное, необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограничен­ными возможностями со стороны общеобразовательной школы имеет цель - оказание комплекс­ной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся с про­блемами в развитии в процессе адаптации к школе.

Современное общество настолько сложно, что любой ребенок нуждает­ся в определенном психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Человек должен жить среди людей, и ребенок с ограниченными возможностями - прежде всего человек. Его реальные психологические про­блемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Заболевание привносит в эти проблемы особый колорит, обостряет их восприятие. Именно поэтому задача психоло­го-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом ориентировать родителя не только на тренировку двигательных навыков и психических познавательных процессов, а главное - способствовать росту самосознания ребенка, его личностному развитию.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров