Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Содержание и анализ результатов педагогического эксперимента

В основу опытно-экспериментальной работы с целью  подтверждения гипотезы  нашего исследования были положены теоретические подходы, изложенные в предыдущих параграфах. В связи с этим осуществлялась деятельность по изучению отношения родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению, проводилась работа по формированию готовности детей-инвалидов и  их родителей к обучению в массовой общеобразовательной школе. 

Исследование выполнялось но заказу управления образования Администрации Влади­мирской области и связано с изучением отношения родителей, педагогов, ближайшего ок­ружения к совместному обучению детей с отклонениями в развитии и нормально разви­вающихся сверстников в дошкольных образовательных учреждениях и массовых общеоб­разовательных школах.

Эмпирической базой проведенного анализа явились данные анкетного опроса педа­гогов, учащихся и их родителей в дошкольных образовательных учреждениях и массовых общеобразовательных школах г. Владимира и Волжского района.

Всего было опрошено 480 человек: 200 родителей, 200 педагогов, 80 учащихся.

В ходе проведённого исследования были получены следующие выводы:

1.  Анализ полученных в исследовании данных позволяет говорить о том, что среди
родителей, педагогов и подростков явных противников введения интегрированного обра­зования детей с ОВЗ практически нет: дети с ОВЗ должны расти и развиваться вместе со
здоровыми.

2.                  Основным условием введения системы совместного обучения являются: дополнительное финансирование, разработка специальных образовательных программ, дополнительная подготовка педагогов.

3.                  Наиболее неприемлемыми, из всех ограничений в развитии, по мнению всех
групп опрошенных, считаются интеллектуальные нарушения.

4.                  Все категории родителей находят гораздо больше положительных, чем отрицательных моментов в совместном обучении здоровых детей и детей с ОВЗ.

Результаты данного исследования и проводимого эксперимента во многом схожи.

На основе проведённого анкетирования была составлена программа «Организация помощи родителям, имеющим детей-инвалидов в решении проблем интегрированною обучения».

Цель программы: помощь в решении проблем интеграции, подготовка родителей де­тей-инвалидов    к   интегрированному   обучению   посредством общественных организаций.

Задачи программы:

1)             познакомить родителей детей-инвалидов с идеями философии независимой жизни для инвалидов, правами и способами их отстаивания;

2)             информировать о процессе интегрированного обучения;

3)             улучшить психологическое состояние детей с ограниченными возможностями и их родителей;

4)             способствовать более успешной адаптации детей-инвалидов в школе;

5)             содействовать формированию позитивного общественного мнения в отношении таких детей.

Актуальность и значимость программы.

Дети-инвалиды должны обучатся вместе с обычными детьми. Грань между ними должна уйти в прошлое.

Л.К. Грачёв, А.А. Дмитриев, Н.Н. Малофеев утверждают, что одной из основных причин закрытости детей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, пе­реживая за психическое состояние своих детей, не выпускают их за пределы квартиры.

Понятно, что сами дети выбор делать не могут. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблемы образования ребенка-инвалида.

Вышеизложенное определяет необходимость и значимость разработки программы подготовки ро­дителей, имеющих детей с ограниченными возможностями к интегрированному обуче­нию.

Реализация педагогического эксперимента включала в себя три этапа:

1)      подготовительный – осуществление диагностики родителей детей-инвалидов о состоянии готовности к интегрированному обучению их детей в массовых школах;

2)      основной – проведение программы эксперимента по формированию готовности к интегрированному обучению их детей в массовых школах;

3)      заключительный – этап педагогической рефлексии динамики изменений в состоянии готовности родителей детей-инвалидов к обучению в общеобразовательных школах.

В рамках подготовительного этапа была разработана анкета с целью определить отношение родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению и выявить проблемы связанные с этим процессом. Анкети­рование проводилось в общественной организации детей с ограниченными возможностя­ми «Надежда» города Владимир.

В эксперименте одновременно     участвовало    две     группы     родителей,      имею­щих      детей-инвалидов:   контрольная   (15 человек)  и экспериментальная (15 человек).

На первом этапе было проведено анкетирование в экспериментальной и контрольной группах. Родителям было предложено ответить на 6 вопросов

Таблица 1

Распределение ответов в процентах на вопрос № 1: «Что вы знаете об интегрированном обучении?»

Варианты ответов

Кол-во. %

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

1)      Ничего не знают об интегрирован­
ном обучении

50.04

52,3

2)      Мало знакомы с понятием «интегри­
рованное обучение»

20.3

21,01

3)      Хорошо знакомы с интегрированным
обучением

19.1

18.2

4)      Затруднились ответить

10.56

8,49

Итого:

100

100

 

Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень информированности родителей об интегрированном обучении очень низок.

Большая часть родителей ничего не знают об интегрированном обучении (50-52%).

Таблица 2

Распределение ответов родителей на вопрос № 2: «Ваше отношение к интегрированному обучению детей-инвалидов?»

 

 

Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная груп­па

1. Негативное отношение к интегри­рованному обучению

 2. Положительно

 3. Затруднились ответить

 

40,16

20,04 39,8

 

41,02

20,3 38,68

Итого

100

100

Таким образом, большая часть опрошенных родителей затруднились ответить на во­прос (38-39%). На наш взгляд, главная причина этого - низкая информированность роди­телей о процессе интегрированного обучения. Негативное отношение к процессу вырази­ли 40-41% опрошенных, так как считают очень проблематичным процесс интегрирован­ного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таблица 3

Распределение ответов родителей на вопрос: « Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок

учился в массовой школе?»

 

 

Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная груп­па

1.    «Да хотим»

2.   «Не хотим»

 3.   Затруднились ответить

29,23 30,14 40,63

30.02 28,31 41,67

Итого

100

100

Следовательно, большинство родителей по причине плохой информированности о процессе интеграционного обучения не могут чётко выразить своё отношение к нему (40-41%). 29-30% родителей выразили своё желание обучать ребёнка в массовой школе и го­товность решать возникающие в связи с этим проблемы.

Чуть меньше опрошенных не желают обучать своего ребёнка-инвалида в массовой школе.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: № 3 «Что может помешать интегрированному обучению?»

 

 

Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная груп­па

1.   Негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей

 

50,13

 

51,23

 

2.   Неподготовленность школ к обу­чению детей-инвалидов

 

20,41

 

20,04

 

3.   Недостаток необходимых специа­листов

 

15,03

 

15,82

4.   Другое

14,43

12,91

Итого

100

100

Таким образом, большее число опрошенных основным препятствием интегрирован­ного обучения считают негативное отношение учеников к ребёнку инвалиду (больше по­ловины опрошенных родителей).

Менее значима (20%) проблема неподготовленности школ к обучению детей-инвалидов. На наш взгляд, эта проблема станет более значимой для родителей, когда с ней столкнуться дети в реальной ситуации, так как в этой общественной организации состоят в основном родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таблица 5

Распределение ответов родителей на вопрос: № 4 «Какие проблемы вы видите в ситуации интегрированного обучения?»

 

Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная груп­па

1. Проблемы адаптации

35,03

34.21

2.              Проблемы общения ребёнка инва­лида со сверстниками

 

25,21

25,03

3.              Отсутствие специальных условий
обучения в массовых школах

 

20,34

20,41

4.              Недостаток специальных педаго­гов

 

14,02

14,01

5.      Другое

5,13

6,34

Итого

100

100

 

Следовательно, для родителей проблема адаптации ребёнка-инвалида является наиболее актуальной в ситуации интегрированного обучения (от 34 до 35% опрошенных в обеих группах).

На втором месте стоит проблема общения ребёнка-инвалида со сверстниками. В качестве «другого» родители называют: отсутствие специальных программ обуче­ния, психологическую  неподготовленность ребёнка-инвалида к обучению  в  массовой школе.

Таблица 6

Распределение ответов родителей на вопрос № 5: «Какую помощь вы хотели бы получить от общественных организаций для решения проблем интегрированного обучения ?»

 

Варианты ответов

Кол-во, %

 

 

экспериментальная группа

контрольная груп­па

1.       Помощь в процессе адаптации ре­бёнка-инвалида в массовую школу

65,24

64,37

2.       Помощь в преодолении нега­тивного отношения здоровых учеников и их родителей

20,56

 

20.03

 

3.      Психологическую помощь и под­держку родителей детей-инвалидов

9,62

10.14

4.      Затруднились ответить

4,58

5,46

Итого

100

100

Следовательно, большая часть родителей (64-65%) хотели бы получить от общест­венных организаций помощь в процессе адаптации ребёнка-инвалида в массовую школу. Меньше всего родители детей-инвалидов нуждаются в психологической помощи и под­держке (9-10%).

Анализ результатов анкетирования показал, что к основным проблемам интегриро­ванного обучения детей-инвалидов родители относят:

-   низкий уровень информированности о процессе интегрированного обучения;

-   неадекватное отношение общества к людям с особыми потребностями;

-   проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями в массовую школу;

-   психологические проблемы общения детей-инвалидов со здоровыми сверстниками;

- недостаток в общеобразовательных школах специальных педагогов.

В рамках основного этапа эксперимента работа по программе проходила по двум направлениям: работа с родителями, имею­щими детей с ограниченными возможностями школьного возраста; занятия с детьми-инвалидами.

?

Содержание программы.

1.   Обучающий семинар по философии независимой жизни для родителей детей-
инвалидов.

В ходе семинара родители учатся повышать свою самооценку, знакомятся со спосо­бами преодоления психологических и физических барьеров по продвижению детей с ог­раниченными возможностями в общество. Принимают участие в работе группы взаимной поддержки.

2.         Информационная лекция для родителей о процессе интегрированного обучения.

3.         Знакомство с историей   развития процесса, практикой реализации, возможными
проблемами и путями их преодоления.

4.         Психологический тренинг по адаптации детей-инвалидов.

5.        Занятие для детей-инвалидов, направленное на развитие навыков общения.

6.        Тренинг «Позитивное общение».

7.        Консультации психолога.

8.        Индивидуальное и групповое решение психологических проблем детей с ограниченными возможностями и их родителей.

Продолжительность программы - 1 месяц (по 2 мероприятия в неделю). Мероприя­тия проводились только с экспериментальной группой (15 человек).

Остальные 15 родителей (контрольная группа) в занятиях не участвовали. После реализации программы было проведено повторное анкетирование экспери­ментальной и контрольной групп. Анализ анкетирования показал, что результаты опроса экспериментальной группы изменились, а ответы контрольной группы остались такими же (этап формирующего эксперимента).

Таблица 7 Распределение ответов родителей (после проведения программы)

 

Варианты ответов

Кол-во, %

 

 

Экспериментальная

группа

Контрольная

 груп­па

1. Что вы знаете об интегрированном обучении?

«Ничего»

0

52,3

«Многое»

19,97

21,01

«Всё»

80,03

18,2

Затруднились ответить

0

8.49

2. Ваше отношение к интегрированному обучению детей-инвалидов?

Негативное

0

41,02

Положительное

89,64

20,3

Затруднились ответить

10,36

38,68

3. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок учился в массовой школе?

«Да»

80,24

30.02

«Нет»

0

28,31

Затруднились ответить

19,76

41,67

4. Если «да», то что, на ваш взгляд, может помешать интегрированному обучению?

Техническая неприспособленность школ

40,27

20,04

Недостаток необходимых специалистов

30,05

15.82

Отсутствие специальных программ

24,76

0

Негативное  отношение  со  стороны     здоровых

4,92

51.23

учеников и их родителей

 

 

Другое

0

12,91

5. Какие проблемы вы видите в ситуации интегрированного обучения?

Отсутствие   специальных   условий   обучения  в массовых школах

 

50,42

20,41

Недостаток специальных педагогов

39,12

14,01

Проблемы общения ребёнка-инвалида со сверст­никами

 

10,46

 

25,03

 

Проблемы адаптации

 

0

 

34,21

Другое

0

6,34

6. Какую помощь вы хотели бы получить от общественных организаций для решения проблем интегрированного обучения?

Регулярная психологическая помощь

41,23

10,14

Помощь в процессе адаптации ребёнка-инвалида в общеобразовательное учреждение

28,74

 

64,37

Поддержка в преодолении негативного отноше­ния здорового окружения ребёнка-инвалида

19,32

20,03

Ничего не указали

10,71

5,46

Анализ повторного анкетирования показал, что после проведения программы видны явные улучшения: наблюдается высокий уровень информированности родителей о про­цессе интегрированного обучения; улучшение отношения к нему; значительно большее число родителей детей-инвалидов выразили желание обучать своего ребёнка в общеобра­зовательной школе; многие родители видят меньше проблем в ситуации интегрированно­го обучения и уверены, что эти проблемы разрешимы и значительную помощь можно по­лучит от общественных организаций.

Интегрированное обучение играет важную роль в формировании полноценной лич­ности ребёнка-инвалида.

Во многом от желания родителей зависит, будет ли их ребёнок учится в общеобразо­вательной школе.

В процессе интегрированного обучения, семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями необходима помощь в решении многих проблем: неадекватное отношение общества к ребёнку-инвалиду; трудности адаптации в новый коллектив; психологические проблемы родителей и детей-инвалидов.

Решение большей части этих проблем должны взять на себя общественные органи­зации путём проведения необходимых мероприятий в рамках специально создаваемых программ.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров