Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (4)
(Методические материалы)

Направленность как психологическая характеристика личности

В отечественной психологии системообразующей, стержневой характеристикой личности считается её направленность — устойчивая устремленность мыслей, чувств, желаний, фантазий, психологических отношений и поступков, которая является следствием доминирования ведущих мотивов и ценностных ориентации

В работах отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов,  Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, Б.С.Братусь) разработан подход к исследованию развития личности через понятие направленности.

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д. Н. Узнадзе), отношений личности (В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов), теория значимости (Н. Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Все указанные теории в той или иной степени связаны между собой.

Понятие «направленность» введено С. Л. Рубинштейном, который указал, что при психологическом изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни. В зависимости от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность[1].

Т.А. Флоренская, обращаясь к понятию направленности, пришла к выводу, что при рассмотрении развития личности, нужно всегда иметь в виду духовную направленность. Духовная направленность является тем вектором, который ориентирует всю жизнедеятельности человека, особенно проявляясь в профессиях, направленных на взаимодействие с другими людьми[2].

Анализ представленных подходов к пониманию содержания понятия ''направленность'' и ее роли в структуре личности позволяет определить следующие признаки направленности личности: системность; устойчивость данной системы; иерархичность внутри системы; связь со всей системой характеристик личности; определяющая роль в активности личности.

Направленность личности современными учеными понимается как мотивационная обусловленность действий и поступков человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются как его базовые потребности, так и требования общества к его личности. Отметим, что существуют различные определения понятия «направленность». Так, С. Рубинштейн определял направленность личности как ее «динамическую тенденцию». Ученый считал, что в деятельности проявляется характер человека, что получает выражение в направленности его действий и поступков, его темперамент и способности, которые, в свою очередь, обуславливают совершенство исполнения.

Направленность человека по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека. Она является интегральной психологической характеристикой системы субъективных ценностей, эмоционально окрашенных отношений к окружающему миру, себе, другим людям. Она конкретизируется через сферу ценностно-смысловых отношений и определяет выбор мотивов, приемов и способов общения с другими людьми. Направленность личности в общении, функционируя как единое целое, определяет общую ориентацию личности на равноправное, доминирующее, игнорирующее, подчиняющееся или неравноправное общение, с тенденцией получения выгоды за счет партнера.

Концепция эмоциональной направленности, разработана отечественным психологом Б.И.Додоновым, в ней рассматриваются только те эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” переживаний. В данной концепции эмоциональные переживания человека рассматриваются не только в своей основной, оценочно-отражательной функции, но и дополнительно в функции относительно самостоятельных ценностей для личности[3].

Первоначально возникая в процессе определенной деятельности  и сигнализируя человеку о значимых для него событиях  — достигаемых  результатах, действиях, поступках  и т.п. — эмоциональные переживания могут оказаться для человека настолько позитивными, что у него формируется  особое, психологически обусловленное тяготение к их повторным проявлениям. Такое тяготение прочно объединяется с выполнением данного вида деятельности, к которой человек теперь стремится и ради достижения значимых для него  результатов, и ради самого  процесса деятельности, доставляющего ему эмоциональное удовлетворение.

Таким образом, понятие эмоциональной направленности надо  рассматривать в двух аспектах. Во-первых, она есть сторона  направленности личности человека, и может рассматриваться как её проекция на эмоциональную сферу человека. То есть,  эмоциональная направленность на определенные переживания, отражает те социальные потребности  и мотивы — альтруистические, коммуникативные, познавательные, эстетические и т.д. —  которые являются доминирующими в направленности личности человека. Во-вторых, эмоциональная направленность может рассматриваться и в качестве закрепившейся психологической  установки человека на  переживания как специфические ценности,  в качестве относительно самостоятельной  потребности в определенных эмоциональных переживаниях.

На основе сложившихся представлений о направленности личности в общении выделяется манипулятивная направленность. Она, являясь внутренней характеристикой личности, основана на приемах использования других в собственных целях, лишая их ценности и превращая в объекты.

Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX и начала XX в., исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и, прежде всего социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.

С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основой, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества. Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими и в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных жизненно важных для него целей. В направленности надо различать ее качества и формы (см. Рис. 1 и Рис. 2)[4].

 

Рис. 1. Качества направленности личности

 

Рис. 2. Формы направленности личности.

А.Н.Леонтьев сопоставлял понятие направленности личности как «смыслообразующий мотив»[5] в то время как Б.Г.Ананьев указывал на существование «основной жизненной направленности» личности[6]. Однако чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от сложившейся ситуации.

В основе направленности личности лежит система мотивов, в которой ведущие мотивы, подчиняя себе остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека.

Доминирующая система мотивов обусловливает общественно-гуманистическую или эгоистически-прагматическую направленность личности. Общественно-гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов служения общему делу, обществу, духовной удовлетворенности. Эгоистически-прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа.

Направленность в современной психологии выделяется в качестве ведущей характеристики личности, определяющая её социальную и нравственную ценность. Основными детерминантами направленности являются преобладающие и устойчивые потребности и интересы, мировоззрение, включающее убеждения и идеалы. В свою очередь, направленность в подростковом возрасте играет ведущую роль в процессе дальнейшего развития мотивации и личности в целом.



[1] Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – С. 255-386.

[2] Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 144-148

[3] Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 6

[4] Милевич А.С. Направленность личности // "Международный журнал экспериментального образования", № 4, 2009.

[5] Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.

[6] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – Спб: Издательство: Питер, 2001.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров