Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Направленность как психологическая характеристика личности

В отечественной психологии системообразующей, стержневой характеристикой личности считается её направленность — устойчивая устремленность мыслей, чувств, желаний, фантазий, психологических отношений и поступков, которая является следствием доминирования ведущих мотивов и ценностных ориентации

В работах отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов,  Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, Б.С.Братусь) разработан подход к исследованию развития личности через понятие направленности.

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д. Н. Узнадзе), отношений личности (В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов), теория значимости (Н. Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Все указанные теории в той или иной степени связаны между собой.

Понятие «направленность» введено С. Л. Рубинштейном, который указал, что при психологическом изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни. В зависимости от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность[1].

Т.А. Флоренская, обращаясь к понятию направленности, пришла к выводу, что при рассмотрении развития личности, нужно всегда иметь в виду духовную направленность. Духовная направленность является тем вектором, который ориентирует всю жизнедеятельности человека, особенно проявляясь в профессиях, направленных на взаимодействие с другими людьми[2].

Анализ представленных подходов к пониманию содержания понятия ''направленность'' и ее роли в структуре личности позволяет определить следующие признаки направленности личности: системность; устойчивость данной системы; иерархичность внутри системы; связь со всей системой характеристик личности; определяющая роль в активности личности.

Направленность личности современными учеными понимается как мотивационная обусловленность действий и поступков человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются как его базовые потребности, так и требования общества к его личности. Отметим, что существуют различные определения понятия «направленность». Так, С. Рубинштейн определял направленность личности как ее «динамическую тенденцию». Ученый считал, что в деятельности проявляется характер человека, что получает выражение в направленности его действий и поступков, его темперамент и способности, которые, в свою очередь, обуславливают совершенство исполнения.

Направленность человека по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека. Она является интегральной психологической характеристикой системы субъективных ценностей, эмоционально окрашенных отношений к окружающему миру, себе, другим людям. Она конкретизируется через сферу ценностно-смысловых отношений и определяет выбор мотивов, приемов и способов общения с другими людьми. Направленность личности в общении, функционируя как единое целое, определяет общую ориентацию личности на равноправное, доминирующее, игнорирующее, подчиняющееся или неравноправное общение, с тенденцией получения выгоды за счет партнера.

Концепция эмоциональной направленности, разработана отечественным психологом Б.И.Додоновым, в ней рассматриваются только те эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” переживаний. В данной концепции эмоциональные переживания человека рассматриваются не только в своей основной, оценочно-отражательной функции, но и дополнительно в функции относительно самостоятельных ценностей для личности[3].

Первоначально возникая в процессе определенной деятельности  и сигнализируя человеку о значимых для него событиях  — достигаемых  результатах, действиях, поступках  и т.п. — эмоциональные переживания могут оказаться для человека настолько позитивными, что у него формируется  особое, психологически обусловленное тяготение к их повторным проявлениям. Такое тяготение прочно объединяется с выполнением данного вида деятельности, к которой человек теперь стремится и ради достижения значимых для него  результатов, и ради самого  процесса деятельности, доставляющего ему эмоциональное удовлетворение.

Таким образом, понятие эмоциональной направленности надо  рассматривать в двух аспектах. Во-первых, она есть сторона  направленности личности человека, и может рассматриваться как её проекция на эмоциональную сферу человека. То есть,  эмоциональная направленность на определенные переживания, отражает те социальные потребности  и мотивы — альтруистические, коммуникативные, познавательные, эстетические и т.д. —  которые являются доминирующими в направленности личности человека. Во-вторых, эмоциональная направленность может рассматриваться и в качестве закрепившейся психологической  установки человека на  переживания как специфические ценности,  в качестве относительно самостоятельной  потребности в определенных эмоциональных переживаниях.

На основе сложившихся представлений о направленности личности в общении выделяется манипулятивная направленность. Она, являясь внутренней характеристикой личности, основана на приемах использования других в собственных целях, лишая их ценности и превращая в объекты.

Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX и начала XX в., исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и, прежде всего социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.

С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основой, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества. Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими и в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных жизненно важных для него целей. В направленности надо различать ее качества и формы (см. Рис. 1 и Рис. 2)[4].

 

Рис. 1. Качества направленности личности

 

Рис. 2. Формы направленности личности.

А.Н.Леонтьев сопоставлял понятие направленности личности как «смыслообразующий мотив»[5] в то время как Б.Г.Ананьев указывал на существование «основной жизненной направленности» личности[6]. Однако чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от сложившейся ситуации.

В основе направленности личности лежит система мотивов, в которой ведущие мотивы, подчиняя себе остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека.

Доминирующая система мотивов обусловливает общественно-гуманистическую или эгоистически-прагматическую направленность личности. Общественно-гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов служения общему делу, обществу, духовной удовлетворенности. Эгоистически-прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа.

Направленность в современной психологии выделяется в качестве ведущей характеристики личности, определяющая её социальную и нравственную ценность. Основными детерминантами направленности являются преобладающие и устойчивые потребности и интересы, мировоззрение, включающее убеждения и идеалы. В свою очередь, направленность в подростковом возрасте играет ведущую роль в процессе дальнейшего развития мотивации и личности в целом.



[1] Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – С. 255-386.

[2] Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 144-148

[3] Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 6

[4] Милевич А.С. Направленность личности // "Международный журнал экспериментального образования", № 4, 2009.

[5] Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.

[6] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – Спб: Издательство: Питер, 2001.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров