Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Особенности стоматологического бизнеса

Стоматологическая практика - исторически одно из самых старых направлений медицинского бизнеса. Базируется стоматологический бизнес на весьма устойчивом спросе - у человека много зубов, и когда хоть один из них болит, за избавление от напасти любой готов отдать все, что у него есть. Зато после излечения, любой из нас забывает ухаживать за зубами, и история с зубной болью повторяется вновь и вновь. Причем - парадокс! Чем дольше человек терпит боль и откладывает поход к стоматологу, тем дороже ему обходится лечение. Цинично, но факт: страусиная политика, а именно боязнь пойти лечиться, пока не все запущено, обогатила не одно поколение дантистов.

Выгоден ли стоматологический бизнес? За ответом на этот вопрос не поленитесь сходить на выставку "Дентал Экспо", или "Дентал Салон", посмотрите на роскошные двухэтажные павильоны экспонентов, на припаркованные на стоянке автомобили экстра-класса - вы убедитесь, что уровень доходов участников стоматологического рынка куда выше, чем у других представителей российского бизнеса. К слову, на Западе стоматологический бизнес также далеко не на последнем месте по привлекательности. Первичных инвестиций он требует, по правде сказать, больше, чем ресторанный и салонный. Зато он не подвержен моде, устойчивый, стабильный и всесезонный.

Каких инвестиций требует старт стоматологического бизнеса?

Возьмем для примера клинику среднего размера на три стоматологические установки. Такая клиника, как правило, требует площади около 100 кв. метров.

Архитектурное проектирование (50 долл. за кв. метр)

5 тыс. $

Ремонт (350 долл. за кв. метр)

35 тыс. $

Оборудование и стартовый набор расходных материалов

80 тыс. $

Оборудование и стартовый набор расходных материалов

80 тыс. $

Мебель

10 тыс. $

Реклама стартового периода

15 тыс. $

Прочие расходы стартового периода

30 тыс. $

ИТОГО:

175 тыс. $


В зависимости от выбора уровня поставщиков суммарная стоимость затрат на оборудование может колебаться между 70 до 130 тысячами долларов. Точные суммы затрат определятся в ходе выбора технологического оборудования. Ремонт - еще один труднопредсказуемый параметр инвестиционных расходов. Тут все зависит от состояния помещения. В статью "прочие расходы стартового периода" входит, в основном, оплата труда персонала в период, когда выручка не будет покрывать текущие расходы. Если помещение в аренде, и не удалось договориться о "каникулах" на период проведения ремонтных работ, то плюсуйте сюда арендные платежи за несколько месяцев, пока стоматологическая клиника еще только будет создаваться. Если при создании стоматологического бизнеса вам потребуются услуги профессиональных консультантов, прибавляйте еще 10% к смете. Впрочем, почти все расходы на помощь в создании клиники вернуться к вам скидками с оборудования, экономией времени и снижением рисков.

Сколько дохода может приносить стоматологическая клиника?

Показатели

Долларов, в ср. за мес.

Процентов от выручки, в ср. за мес.

Выручка

40 000

100,0

Расходы

25 400

63,5

В том числе: - на аренду помещения (150 кв. м)

3 750

9,4

- на закупку расходных материалов

2 400

6,0

- на зарплату персоналу (8 врачей и 8 ассистентов)

14 300

35,7

- на рекламу

1 000

2,5

- на хоз. нужды

700

1,8

- на налоги (при упрощенной системе налогообложения)

3 250

8,1

- на налоги (при упрощенной системе налогообложения)

3 250

8,1

Прибыль

14 600

36,5


На такой финансовый результат может рассчитывать московская клиника с помещением в собственности, с четырьмя стоматологическими установками (креслами), работающая шесть дней в неделю и обслуживающая около 30 человек в день. Текущая рентабельность стоматологического бизнеса весьма высока, но возникает она не сразу, а через минимум шесть месяцев после открытия клиники. И сбываются плановые показатели далеко не у всех, кто собирался пожинать хороший урожай.

Коммерческие риски частной стоматологии

Ежегодно на стоматологический рынок приходят новые и новые предприниматели. Заработав деньги в других сферах бизнеса, они вкладывают в организацию своей клиники сотни тысяч долларов, закупают дорогое оборудование, делают евроремонт и… спустя какое-то время нередко терпят фиаско. Уровень ротации (открытие/закрытие) в частной стоматологии, в принципе, не слишком высок, и составляет менее 10%, но мало кто желал бы оказаться в числе клиник, не выдержавших "первый бой".

Причина разорения проста: дилетантство, наивные представления о частной стоматологии как о некоем Клондайке, неправильный выбор помещения для размещения клиники, неудачное зонирование, неумение просчитывать стратегию бизнеса, найти изюминки, наладить управление неуправляемыми казалось бы специалистами, выстроить клиентский сервис.

Две ключевых особенности стоматологического бизнеса Профессионалы стоматологического рынка считают, что неуспех некоторых стоматологических проектов вовсе не в ошибках управленческого или экономического плана. У этого бизнеса есть два серьезных отличия, не учтя которых нельзя добиться успеха.

Первая особенность лежит на поверхности. Дело в том, что стоматологическая клиника - то немногое в сфере услуг, куда клиенты ходят отнюдь не по любви, а без желания и через силу. Если кто-то из клиентов направляется в ресторан, салон красоты, боулинг или кинотеатр, то он идет за радостью, за удовольствием. И только в стоматологическую клинику, как и в похоронное бюро, клиент направляется удрученно, без надежды на чудо. Но это чудо ему можно дать, сняв психологическое напряжение, чем-то удивив, изменив настрой с негативного к положительному. Эти маркетинговые ходы изначально закладываются успешными клиниками в свою концепцию. Вторая особенность стоматологического бизнеса заключается в органической невозможности пациентами объективно оценить качество услуг. Практически никто не в состоянии отличить истинно ювелирную технику мэтра от работы обычного коновала, оценивая результаты лечения только на уровне "болит - не болит, мешает - не мешает жевать" и т.п. В этом случае, для успеха бизнеса понятия "быть" и "казаться" становится почти тождественными с точки зрения экономических результатов. При этом тщательно продуманное позиционирование клиники способно принести на чашу весов больше денежных знаков, чем "золотые ручки" маэстро от стоматологии.

Вот почему, прежде чем начинать стоматологический бизнес, важно разобраться в том, какими качествами сегодня должна обладать стоматологическая клиника, чтобы обеспечить успех бизнеса. Об этом - в следующей главе.

 В России частный стоматологический бизнес еще только формируется.Оценим рынок.Только в Москве действует, по разным данным, от полутора до двух с половиной тысяч стоматологических клиник и кабинетов, хотя емкость рынка, по мнению специалистов почти вдвое больше. И дело даже не в том, что зубных проблем у населения стало больше ввиду плохой экологии, увеличению употребления сладкого и природной лености россиян, проявляющейся в нерегулярной чистке зубов. Скорее, с ростом среднего слоя россиян, приближающегося по уровню жизни к западным меркам, растут требования пациентов к качеству лечения и сервису. Традиционно поход к зубному врачу ассоциируется с ужасной болью, поэтому сегодняшние пациенты предпочитают заплатить дороже за то, чтобы его встретили дружелюбно, успокоили, дали в уютной обстановке выпить чашечку кофе или стаканчик сока, расспросили о жизни, и лишь потом приступили к делу. И уж конечно, для обезболивания применили не устаревшие анестетики новокаиновой группы, а полностью блокирующие боль современные артикаиновые препараты.

  Современный пациент более образован, часто задает врачу вопрос по составлению плана лечения. Знает, что существуют современные слепочные материалы. Многие пациенты уже знают даже, что такое визиограф, и не хотят, чтобы их по-старинке облучали рентгеновскими аппаратами дедовских времен. Хотя клиники с устаревшим оборудованием и отсутствием сервиса, берут меньше за лечение, но пациенты кошельком голосуют за более дорогое, но качественное обслуживание, поэтому средняя стоимость пломбы в Москве поднялась за последние пять лет почти вдвое. Росту числа стоматологических клиник и стоимости услуг способствует и то обстоятельство, что в обществе стало неприличным «носить» кривые зубы, иметь табачный или кофейный налет, и уж тем более демонстрировать зияющие пробелы в улыбке. Кроме того, россияне стараются теперь не удалять зубы, а лечить их, тем более что современные технологии и материалы позволяют побороться за сохранение зуба в самых запущенных случаях. Кроме того, пациенты понимают, что возможность отбеливания, например, зубов в домашних условиях по эффективности не идет ни в какое сравнение с клиническими процедурами.

 

От советских времен нам досталось множество муниципальных и ведомственных клиник, хотя частный сектор, представленный как большими клиниками, так и одиночными кабинетами уже занимает почти половину московского рынка и продолжает расширяться. Похоже, государственный сектор пока еще держится на плаву лишь из-за того, что врачи подрабатывают в таких клиниках неофициально, себе «на карман». В таких клиниках работают на устаревшем, изношенном оборудовании, обновлять которое никто не собирается. Качество таких услуг могут вытерпеть лишь те, кто закален временами дефицита. Частный сектор представлен тремя категориями: Крупные клиники (порой с филиальной сетью), где, как ни прячь, все-таки проявляются издержки поточной системы,  борьба врачей за пациентов, высокая сменяемость кадров.

В результате обезличенности приема пациент порой даже не запоминает фамилии врача, зато последствия ошибок и огрехов в лечении или в сервисе легко распространяет на всю клинику. Мини и микро- клиники, а точнее стоматологические кабинеты, где работает сам владелец. Сюда пациенты идут не на бренд, а на имя врача, который отвечает за все. Качество услуг здесь повыше, ведь стоить допустить ошибку и останешься без клиентуры. Но увы, такие мини-салоны с одной стороны весьма уязвимы (порой работают без надлежащей документации, которую собирать долго и дорого), и к тому же предлагают пациентам весьма ограниченный набор услуг – разнообразное оборудование таким кабинетам не по карману, да и поставить негде. Быстрее всего развивающаяся система небольших частных клиник на три-четыре кресла. Это, пожалуй, самое перспективное направление, поскольку в такой клинике с одной стороны царит индивидуальный подход к клиенту, а с другой — ассортимент услуг и рентабельность выше, чем у частных кабинетов. Не зря же, видимо, во всем цивилизованном мире главенствует именно система таких небольших стоматологических клиник.

Цены на услуги стоматологических клиник

Вид услуги

Стоимость USD

Осмотр

15

Рентген

10

Анестезия

3

Удаление

25

Пломбирование

40 — 200

Протезирование (металлокерамика)

200

Снятие зубного камня

10 (с зуба)

Еще пару лет назад серьезный капитал стоматологического бизнеса просто не замечал, считая его прерогативой медиков. Но сегодня многие предприниматели из самых разных отраслей деятельности стали обращать внимание на то, что маржа в частной стоматологии может дать фору самым рентабельным сферам деятельности, а финансовые риски можно минимизировать, если сделать ставку на создание высокотехнологичной клиники с современным оборудованием. При этом, в стоматологическом бизнесе по-прежнему пока недостаточно быть только инвестором, чтобы получать высокие дивиденды, даже не появляясь в своей клинике. Этот бизнес остается человеческим и творческим, где от талантов руководителя во многом зависит успех дела.

Задача владельца клиники – предложить пациентам те виды лечения, которые наиболее востребованы, подобрать эффективное оборудование, хороший персонал, и обязательно предусмотреть в клинике действенную систему контроля и учета. Все перечисленное не требует медицинского образования, но заставляет изучить специфику стоматологического бизнеса, пройдя, например, недельный курс обучения в одном из учебных центров, посещать семинары и выставки. Эти знания помогут предпринимателю придумать немало «фишек», которые будут привлекать пациентов, и отличать его клинику от десятков безликих «стоматологий», появляющихся тут и там в каждом микрорайоне.

 

 Направления  в  клинике:

  • терапевтическая стоматология (лечение кариеса, пульпита, периодонтита),
  • терапевтическая пародонтология (лечение пародонтита и пародонтоза),
  •  хирургия (удаление зубов, лечение гнойно-воспалительных заболеваний полости рта, хирургические методы лечения заболеваний тканей пародонта, иссечение доброкачественных новообразований и т.д.),
  • ортопедическое лечение дефектов зубного ряда, подготовка к протезированию, имплантология,
  • ортодонтия (лечение зубочелюстных аномалий), лечение врожденных дефектов челюстно-лицевой области, в том числе дефектов, приобретенных вследствие травм или ранних заболеваний;
  • детская стоматология
  • эстетическая стоматология (отбеливание зубов, снятие зубного камня, налета курильщика и пр.)

В советские времена клиники ориентировались в основном на терапию и хирургию, то есть на решение сиюминутных проблем пациентов, которые, как смерти боясь зубной боли обычно затягивали начало лечения. Количество пациентов с острой болью в те времена превышало все мыслимые нормативы. Поскольку удаление зубов было обычной практикой, и на вопрос «удаляем?» пациенты легко отвечали «да», то уже к середине жизни для многих россиян зияющий пустотами рот требовал установки протезов. То есть следующими по востребованности были процедуры по установке всяческих съемных или несъемных конструкций («мостов»). То есть возникала потребность в восстановлении визуальной привлекательности клиентов.

Поскольку и в советское время протезирование было занятием достаточно дорогим, то козырять зубами из чистого золота могли лишь избранные. Перестроечное время подарило этому же социально обеспеченному слою населения металлокерамику. Современные технологии ушли еще дальше – теперь для установки искусственных зубов часто уже не требуется обтачивать соседние здоровые зубы, на помощь пришла имплантология. Конкурентное окружение Концепцию клиники требуется скорректировать и в зависимости от конкурентного окружения. Найдите все стоматологические клиники в вашей трехкилометровой зоне (возьмите карту, очертите круг и нанесите все салоны).

Дальше, под видом недавно переехавшего в данный район жителя, посетите каждого конкурента и попросите показать вам клинику, запишите:

  • перечень услуг и по-возможности оборудования
  • прейскурант
  • оцените рекламную активность
  • оцените уровень обслуживания
  • оцените вежливость и обученность администратора

В хороших клиниках пациенты не ждут своей очереди, а, приехав по записи, сразу проходят в кабинеты.  

Помещение

Сделаем расчет небольшой стоматологической клиники, в которой присутствует:

  • Зона приема пациентов (холл), выполняющая также роль мини-магазина по продаже средств домашнего ухода - 20 кв.метров · Четыре терапевтических кабинета по одному креслу - 14х4=56 кв. метров
  • Кабинет имплантологии - 15 кв. метров
  • Кабинет ортодонтии и ортопедии – 15 кв. метров
  • Кабинет хирургии – 15 кв. метров
  • Кабинет детского стоматолога –15 кв. метров
  • Рентгеновский кабинет - 12 кв. метров
  • Зуботехническая лаборатория – 15 кв. метров
  • Вспомогательные помещения (стерилизационная, склад, кабинет директора, комната отдыха персонала, туалет, коридор) - 42 кв. метров

ИТОГО: 200 кв. метров!

Почему такие большие кабинеты и вспомогательные площади, спросите вы? Посмотрите на нормы СЭС! На одну стоматологическую установку — не менее 14 кв. м. Если же вы планируете разместить в одном кабинете два стоматологических кресла, то надо прибавить к этому числу еще 7 кв. м. И так далее — по семь на каждое новое рабочее место. Но ни врачам, ни пациентам в наши времена уже не хочется ютиться в общих кабинетах, где установлены сразу несколько кресел. Предпочитают уют и закрытость, поэтому кабинеты лучше делать отдельными. Покупать или брать в аренду помещение? Существует много аргументов за покупку помещения под стоматологическую клинику.

Начнем с того, что вложение в недвижимость уже выгодная инвестиция. При самом худшем варианте, если даже ваш стоматологический бизнес провалится, помещение останется вашей собственностью навсегда. К тому же простой подсчет показывает, что за два-три года аренды вы выложите арендодателю столько же, как если бы купили эти площади. Но есть и другие аргументы: · Самые сложные в добывании разрешительные документы, как например, санитарный сертификат, разрешение пожарников и медлицензия выдаются применительно к указанному в них адресу салона. При перемене места вы теряете несколько месяцев на то, чтобы получить новые согласования. · При перемене адреса вы потеряете и львиную долю клиентов. · Арендодатель понимает, что вы «на крючке», и вы попадаете к нему в полную зависимость. Остальное – дело совести арендодателя.Бывают ли совестливые арендодатели? Встречаются.

Проектирование и ремонт

Выбираем проектировшиков, обязательно с лицензией и желательно с опытом работы по созданию клиник. Потребуется особый ремонт, ведь стоматологическое кресло должно быть подсоединено и к электричеству, и к воде, и даже к канализации, т.е. под полом необходимо проложить целую систему. Стоимость ремонта кабинета обойдется в сумму никак не меньше чем 250 долл. за кв. м. Многие новички делают на этом шаге ошибку, вкладываясь в ремонт по полной катушке, в результате у них остается совсем немного денег на приобретение главного и самого важного – оборудования. Не делайте этого! В кабинетах должно быть светло и чисто, а в холле – уютно, не более. Ведь стоматологическая клиника – не ресторан и не музей. Гораздо больше пациент оценит качество услуг, чем «навороченный» антураж.

Персонал

Сколько сотрудников должно обслуживать одно стоматологическое кресло? По нормативам один врач–стоматолог может работать 6 ч в сутки. Обычно работают две смены. Если вы хотите, чтобы клиника функционировала круглосуточно, то для работы на одной установке придется нанять четырех врачей. С каждым врачом должна работать медсестра. Тут, конечно, можно сэкономить и предложить медсестре работать сразу на двух врачей, но в этом случае вероятны сбои в работе. Ведь ее помощь может понадобиться одновременно обоим. Если помещение большое, то требуется еще и санитарка, в обязанности которой входит поддержание порядка. Зарплаты в частных клиниках у санитарок обычно от 3 000 руб., у медсестер — от 6 000 руб.

Оплата работы врача — отдельный, очень тонкий вопрос. Практика последнего времени такова: каждый врач официально получает минимальную зарплату. Сегодня это не менее двух с половиной минимальных окладов. Дальше доходы специалиста напрямую связаны с его работой, поскольку врач по большому счету живет на проценты от стоимости того, что он сделал. Обычно эта цифра колеблется от 10 до 30%. Больше он будет получать или меньше, зависит от его взаимоотношений с владельцем клиники, от того, насколько тот в нем заинтересован. Ну и, конечно, от уровня специалистов.

Объем рынка стоматологических услуг составляет около 6750-7000 млн. руб. в год,
средние обороты одной стоматологической клиники на несколько кресел составляют около 500 - 750 тыс. руб. в месяц

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров