Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЛЕОНТЬЕВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно этой концепции, деятельность субъ­ектаявляется тем содержательным процессом, в кото­ром осуществляются реальные связисубъекта с пред­метным миром и который опосредствует   связи между воздействующим объектом исубъектом.   Деятельность включена всистему общественных условий.    Основнойхарактеристикой деятельности является еепредметность: деятельностьопределяется предметом, подчиняется, упо­добляется ему: предметный   мир «втягивается»   в дея­тельность и отражается в его образе, втом числе в эмоционально-потребностной  сфере.   Образ    порождается предметной деятельностью. Таким образом, психикарас­сматривается как   процессысубъективного   отражения объективногомира, порождаемые материальной практи­ческойдеятельностью. Формой существования образа в индивидуальном сознанииявляются значения языка, в сознании обнаруживается также чувственная ткань», т.е. чувственные образы, и личностные смыслы, которые придают сознаниюпристрастный характер. Исследова­ние всех этих составляющих сознания отражено вряде публикаций.

Деятельность имеет сложную структуру. Различаютсядеятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель,операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологическиемеханизмы, реализаторы деятельности. Между компо­нентами деятельностисуществуют переходы и трансфор­мации. Анализ образующих деятельность единицпривел к выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности, в формекоторой существует психическое. Показаны переходы от внешней деятельности квнутрен­ней (интериоризация) и от внутренней — к внешней (экстериоризация). Такпреодолевалась мистификация психики, сознания.

Деятельность предполагает субъекта деятельности,личность. В контексте теории деятельности различаются образования «индивид» и«личность». Личность является продуктом всех отношений человека к миру, реализу­емыхсовокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личностиявляются широта свя­зей человека с миром, степень их иерархизированности иобщая их структура. Подход к изучению личности с позиции теории деятельностиуспешно развивается в со­ветской психологии.

Деятельность человека имеет сложное иерархическоестроение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень –это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним –уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построениизанимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в своюочередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимообратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ.Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себяв сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активностичеловека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенныхпричин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения,например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являютсячетыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимогокомпонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие– это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то,что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, извышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теориидеятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания иповедения.

В-третьих, психологическая теория деятельности черезпонятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию навоздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним изосновных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий начеловека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойствосамого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится всамом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельностьчеловека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия можетносить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также можетбыть направлена на установление социального контакта или создание предмета, несвязанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основногоэлемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципыпсихологической теории деятельности:

·                Сознание не может рассматриваться как замкнутоев самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» кругасознания).

·                Поведение нельзя рассматривать в отрыве отсознания человека (принцип единства сознания и поведения).

·                Деятельность – это активный, целенаправленныйпроцесс (принцип активности).

·                Действия человека предметны; их цели носятсоциальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип еесоциальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тотэлемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – этосложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такоеположение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человекане только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятсяна более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще болеемелкие частные цели и т.д.

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждоедействие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов.Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способвыполнения действия зависит от условий.

В различных условиях для достижения одной и той же целимогут быть использованы различные операции. При этом под условиямиподразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самогодействующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теориидеятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция можетсостоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще болеемелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицыдеятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они малоосознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий,которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканиемдействия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий инавыков.

Под навыками понимаются автоматизированные компонентысознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличиеот тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как,например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результатеболее или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: коперациям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации иприспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида –сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенныев область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются,в то время как вторые находятся на грани сознания.

Третий, самый  нижний уровень структуры деятельности –психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теориидеятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психическихпроцессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протеканиепсихических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня,обеспечивающих возможность осуществления психических процессов.

 Существует рядвозможностей организма, без которых большинство психических функций не можетосуществляться. К таким возможностям в первую очередь следует отнестиспособности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следовпрошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов,закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают втечение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаютсячеловеку при его рождении, т.е. они имеют генетическую обусловленность.

Психофизиологические функции обеспечивают и необходимыепредпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности.Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундаментпроцессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но ипостановка задач на их осуществление.

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров