Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Классификации проблем решаемых исследователем

Предмет исследования – это то, на что направлено исследование.

Предмет исследования - это противоречие что предложено на разрешенье; задача, для отыскания неизвестного по данному

Задача предполагает знание алгоритма ее решения; выбор необходимого алгоритма из известных.

Проблема - задача, для отыскания неизвестного по данному.

Проблемы, требующие проведения исследования систем управлений: (6)

o      развитие структуры управления;

o      разработка управленческих решений;

o      мотивация персонала;

o      разработка управленческих решений.

Классификация проблем:

o      фундаментальные и прикладные;

o      общие и частные;

o      теоретические и эмпирические.

 

Все проблемы в зависимости от глубины их познания подразделяются на три класса: (13)

а) хорошо структуризированные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов численные оценки;

б) неструктуризированные или качественно выра­женные проблемы, содержащие лишь описание важ­нейших ресурсов, признаков и характеристик, количе­ственные зависимости между которыми совершенно не­известны;

в) слабо структуризированные или смешанные про­блемы, которые содержат как качественные, так и коли­чественные элементы, причем качественные малоизвест­ные и неопределенные стороны проблемы имеют тенден­цию доминировать.

Для решения хорошо структуризованных проблем ис­пользуется методология исследования операций. Она состоит в применении математических моделей и методов {линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, тео­рии игр и т.д.) для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями. Основная проблема применения методов исследования операций состоит в том, чтобы правильно подобрать типовую или разработать новую математическую модель, собрать необходимые исходные данные и убедиться путем анализа исходных предпосылок и результатов математическо­го расчета, что эта модель отражает существо решаемой задачи.

В неструктуризованных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает максимум различных све­дений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях.

При таком подходе отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, и специа­лист, выдвигающий определенные предложения, не может сколько-нибудь четко изложить способ, на основе которо­го он от совокупности разрозненных исходных сведений пришел к окончательным рекомендациям. При решении проблемы такой специалист полагается на имеющийся собственный опыт, на опыт своих коллег, на профессиональ­ную подготовленность, на изучение аналогичных проблем методом ситуаций, но не на четко сформулированную методику.

К слабо структуризованным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится боль­шинство наиболее важных экономических, технических, политических и военно-стратегических задач крупного мас­штаба.

Типичными проблемами такого рода являются те, ко­торые:

а) намечены для решения в будущем;

б) сталкиваются с широким набором альтернатив;

в) зависят от текущей неполноты технологических до­стижений;

г) требуют больших вложений капитала и содержат элементы риска;

д) внутренне сложны вследствие комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;

е) для которых не полностью определены требования стоимости или времени.

В самом общем случае под проблемой понимается не­соответствие между необходимым (желаемым) и факти­ческим положением дел.

Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы. (В Древней Греции это система обучения путем наводящих вопросов). (13)

 

Подходы к решению проблем.

Три подхода к решению задач:

o      творческий;

o      экстремистский;

o      компромиссный.

 

Методы разрешения противоречий.

Методы разрешения противоречий:

o   во времени и пространстве;

o   в структуре;

o   в воздействиях;

o   в отношениях.

 

 

 

 

 

Тема 3 - Общие понятия о системах и системном анализе.

 

Типы системных представлений (6).

Типы системных представлений:

o      микроскопи­ческое;

o      функциональное;

o      иерархиче­ское;

o      процессуальное;

o      микроскопи­ческое.

Микроскопическое представление системы основано на понимании системы как множества наблюдаемых и неделимых величин.

Под функциональным представлением системы пони­мается совокупность действий, которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы.

Макроскопическое представление характеризует систе­му как единое целое, находящееся в «системном окру­жении».

Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокуп­ность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное представление характери­зует систему как совокупность действий, которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы; состояние системы во времени.

 

История развития системных представлений (13). (Прил.1)

Первые представления о С. возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование С. как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии и науке (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматическое построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики. 17-18 вв., стремившейся к естественной (а не телеологической) интерпретации системности мира (например, классификация К. Линнея). В философии и науке нового времени понятие С. использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк - от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Э. Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И. Г. Ламберт и др.).

Принципы системной природы знания разрабатывались в нем. классической философии: согласно И. Канту, научное знание есть С., в которой целое главенствует над частями; Ф. Шеллинг и Г. Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектического мышления. В буржуазной философии 2-й половины 19-20 вв. при общем идеалистическом решении основного вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отдельных случаях и решения некоторых проблем системного исследования - специфики теоретического знания как С. (неокантианство), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методов построения логических и формализованных систем (неопозитивизм).                                       

Общефилософской основой исследования С. являются принципы материалистической диалектики (всеобщей связи явлений, развития, противоречия и др.). Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержат богатейший материал по философской методологии изучения С. - сложных развивающихся объектов (см. в ст. Системный подход). 

Для начавшегося со 2-й половины 19 в. проникновения понятия С. в различные области конкретно-научного знания важное значение имело создание эволюционной теории Ч. Дарвина, теории относительности, квантовой физики, структурной лингвистики и др. Возникла задача построения строгого определения понятия С. и разработки оперативных методов анализа С. Интенсивные исследования в этом направлении начались только в 40-50-х гг. 20 в., однако многие конкретно-научные принципы анализа С. уже были сформулированы ранее в тектологии А. А. Богданова, в работах В. И. Вернадского, в праксеологии Т. Котарбиньского и др. Предложенная в конце 40-х гг. Л. Берталанфи программа построения "общей теории систем" явилась одной из первых попыток обобщённого анализа системной проблематики. Дополнительно к этой программе, тесно связанной с развитием кибернетики, в 50-60-е гг. был выдвинут ряд общесистемных концепций и определений понятия С. (в США, СССР, Польше, Великобритании, Канаде и других странах).           Существенным аспектом раскрытия содержания понятия С. является выделение различных типов С. (при этом разные типы и аспекты С. - законы их строения, поведения, функционирования, развития и т. д. - описываются в соответствующих специализированных теориях систем).                   

Современная научно-техническая революция привела к необходимости разработки и построения автоматизированных С. управления народным хозяйством (промышленностью, транспортом и т. д.), автоматизированных С. сбора и обработки информации в национальном масштабе и т. д. Теоретические основы для решения этих задач разрабатываются в теориях иерархических, многоуровневых С., целенаправленных С. (в своём функционировании стремящихся к достижению определённых целей), самоорганизующихся систем (способных изменять свою организацию, структуру) и др. Сложность, многокомпонентность, стохастичность и др. важнейшие особенности современных технических С. потребовали разработки теорий систем "человек и машина", сложных систем, системотехники, системного анализа.   

 
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров