Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Производственная специальная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению преддипломной практики на металлургических предприятиях.: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 20 с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению производственной практики на металлургических предприятиях. : Метод. указ / Сост.: И.К. Коротких, Б.А. Кустов, А.А. Усольцев, А.И. Куценко: СибГИУ - Но-вокузнецк 2003- 22 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Применение регрессионного и корреляционного анализа при проведе-нии исследований в литейном производстве: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Преддипломная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 9 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (7)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (11)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Законодательно-нормативное регулирование лизинга в Украине

Значительной вехой на пути создания условий эффективного функционирования и развития лизинга на Украине стал 2003 г., отмеченный качественным обновлением кодифицированного, а также специального законодательства о лизинге. В 2003 г. были приняты, а с 1 января 2004 г. вступили в силу Гражданский кодекс Украины, создавший стройную систему обязательственного права, а также Хозяйственный кодекс, определивший основные принципы осуществления хозяйственной деятельности. Важным событием 2004  года стало также принятие Парламентом Украины 11 декабря закона «О финансовом лизинге», пришедшего на смену закону «О лизинге» 1997 г. Указанные акты составляют основу юридического нормирования лизинга на Украине на современном этапе [10, с.25].

Пристальное внимание к вопросам стимулирования инвестиционной активности и лизинга вполне закономерно. В частности, по оценкам независимых экспертов степень изношенности основных фондов в различных отраслях экономики Украины составляет: в промышленности – 49 %, сельском хозяйстве – 48%, транспорте – 50%, связи – 40%, строительстве – 49%. При этом доля лизинга в общем объеме инвестиций по неофициальным данным составляет около 1%. Необходимость технического перевооружения производства, оснащения предприятий передовыми технологиями поставила в разряд актуальных задачу создания на уровне законодательства благоприятных условий для развития инвестиционных механизмов.

Своеобразным отправным моментом в развитии законодательного регулирования лизинга на Украине стал закон «О лизинге» 1997 г., незначительные изменения в который вносились в 1999 г. Редакция закона 2003 г. отличается принципиально переработанным содержанием, что в целом позволяет характеризовать ее как прогрессивный шаг на пути создания действенного правового механизма. Новый закон Украины «О финансовом лизинге», призванный согласно его преамбуле определить общие правовые и экономические основы финансового лизинга, последовательно и четко регламентирует многие аспекты лизинговых отношений, что чрезвычайно важно для развития лизинговой практики. Отдельные юридические недоработки, которые встречаются в законе, требуют устранения в процессе дальнейшего совершенствования акта, но в целом, по моему мнению, не носят неразрешимого характера.

Говоря о конструкции договора лизинга в новом законе и его особенностях, прежде всего, обратим внимание на явное смещение акцентов, которое происходит при определении финансового лизинга в сравнении с понятием, содержащимся в прежней редакции закона, где лизинг был определен как предпринимательская деятельность, которая направлена на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и заключается в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, которое является собственностью лизингодателя или приобретается им в собственность по доверенности и согласованию с лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей (ст.1). Надо заметить, что закон 1997 г. дефиниции договора лизинга не содержал.

Новая редакция закона пошла по другому пути, раскрывая в ст.1 сущность обоих ключевых понятий, подчеркивая тем самым их непосредственную взаимосвязь и в то же время самостоятельное значение каждого из них. Так, под финансовым лизингом в законе понимается вид гражданско-правовых отношений, возникающих из договора финансового лизинга. Что касается договора лизинга, он представляет собой договор, на основании которого лизингодатель обязуется приобрести в собственность вещь у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями и передать ее в пользование лизингополучателю на определенный срок не менее одного года за уста кандидат юридических наук ловленную плату (лизинговые платежи). Право лизингодателя использовать для приобретения объекта лизинга как собственные, так и заемные средства хотя и не звучит в приведенных определениях, но у лизингодателя сохраняется, будучи особо упомянутым в п.1 ст.10 закона «О финансовом лизинге» [22].

Несомненным преимуществом нового закона (в отличие от его прежней редакции и ГК, а также ХК Украины 2003 г.) является предпринятое в нем разграничение лизинговых отношений и типичной аренды. Прописывая особенности лизинга, в числе которых особо выделяются трехсторонний характер сделки и ее инвестиционная составляющая (специальное приобретение имущества лизингодателем для реализации договора лизинга), закон о финансовом лизинге тем самым развил общую логику ГК Украины. В ГК договор лизинга рассматривается как разновидность аренды и регулируется специальными положениями  6 главы 58 («Лизинг»), а в субсидиарном порядке, - нормами  1 главы 58 («Общие положения о найме (аренде)»). Однако, обозначая юридическую природу договора лизинга указанным образом, ГК Украины допускает очевидную погрешность: ¤ 6 главы 58 наряду с классическим пониманием лизинга (согласно терминологии ГК «непрямой лизинг») вводит категорию «прямой лизинг», которая тождественна понятию аренды. Отсутствие разграничения лизинга и классической аренды может повлечь проблемы в правоприменении: в сфере гражданско-правового регулирования, поскольку принципиальные аспекты правоотношений могут быть диаметрально противоположно урегулированы общими положениями об аренде и специальными правилами о лизинге, в сфере публично-правовой, - при наличии в законодательстве налоговых преимуществ для субъектов лизинга. Таким образом, выделяя особенности лизинга и вводя отличное от типичной аренды определение лизинга, новый украинский закон способствует преодолению указанных сложностей.

Между тем нельзя не признать, что ограничение сферы действия нового закона финансовым лизингом еще более наглядно продемонстрировало остроту проблемы, связанную с отсутствием должного разграничения лизинга и типичной аренды в ГК Украины (ст.806), поскольку финансовый лизинг согласно буквальному смыслу специального закона (п.2 ст.1) может быть только «непрямым лизингом». В этой связи неразрешенным остался также вопрос о соотношении видов лизинга и закрепленного в ст.806 ГК деления лизинга на «прямой» и «непрямой».

Анализ определения договора финансового лизинга (ст.1 закона) позволяет выделить следующие его специфические черты:

а) трехсторонний характер лизинговых отношений;

б) наличие комплекса договоров (обязательные – договоры лизинга и купли-продажи);

в) специальное приобретение имущества лизингодателем для передачи его в лизинг, т.е. к моменту заключения договора лизинга лизингодатель не является собственником вещи, как это имеет место в обычной аренде. Кроме того, в законе четко определена последовательность юридических действий субъектов при лизинге, - первым в данной системе договорных связей всегда следует договор лизинга;

г) активная роль лизингополучателя, которому предоставлено право выбрать объект лизинга и его продавца;

д) минимальный срок договора лизинга составляет один год.

В числе очевидных достоинств закона «О финансовом лизинге» стоит упомянуть решение вопроса о его соотношении с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины. Сказанное представляется весьма важным ввиду имеющихся расхождений Хозяйственного кодекса и специального закона. Внося ясность в столь принципиальный вопрос, новый закон установил, что финансовый лизинг регулируется ГК и законом о финансовом лизинге (п.1 ст.2).

Особо следует отметить удачное законодательное решение вопроса о существенных условиях договора лизинга, представленное в новом законе. В качестве существенных ст.6 прямо называет условия о предмете лизинга, сроке договора и размере лизинговых платежей. Характер существенных приобретают также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.2 ст.6). Закон о лизинге 1997 г. (ст.7) формулировал неоправданно широкий перечень существенных условий договора лизинга, упоминая 14 групп таких условий. Тем самым были созданы возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных субъектов, имевших юридические основания во всякое время отказаться от исполнения договорных обязательств, сославшись на то, что договор лизинга не заключен [28, с.75].

Отдельные новые положения в сравнении с ГК закон предусматривает в части предмета лизинга. Ст.3 закона, повторяя правила ст.807 ГК Украины, закрепляет, что предметом договора лизинга может быть индивидуально-определенная неупотребляемая вещь, отнесенная в соответствии с законодательством к основным фондам. Косвенно эта мысль отражена уже в самом определении договора лизинга (ст.1 закона), срок которого должен быть не менее одного года. Помимо земельных участков и иных природных объектов, которые предметом лизинга становиться не могут (ст.807 ГК), закон о финансовом лизинге из перечня объектов лизинга исключает единые имущественные комплексы предприятий. Государственное имущество может передаваться в лизинг, если в отношении него отсутствует запрет на передачу во владение и/или пользование. По замыслу законодателя порядок передачи таких объектов в лизинг должен быть установлен в законе о финансовом лизинге.

Вслед за ГК Украины (ст.806) новый закон не обозначает целей, для которых имущество предоставляется лизингополучателю (ст.1), позволяя давать им достаточно широкую трактовку. Вместе с тем, очевидно, что сфера использования предмета лизинга, не ограничиваясь лишь предпринимательскими целями, не может пониматься и сколь угодно широко, включая личное, семейное, домашнее использование имущества. Закон содержит подтверждение сказанного: лизинг связывается в нем с инвестированием (п.1 ст.10), в качестве лизингового имущества рассматриваются только основные средства (ст.3), ст.4 устанавливает ограничение по субъектному составу – в роли лизингодателя может выступить только юридическое лицо.

Одним из отличий нового закона от прежней его редакции и ХК Украины является закрепление права лизингополучателя передать имущество в сублизинг и создание соответствующих нормативных предписаний. Сублизинг рассматривается в ст.5 закона о финансовом лизинге как вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам в пользование за плату на согласованный срок в соответствии с условиями договора сублизинга предмет лизинга, полученный ранее от лизингодателя по договору лизинга. Обязательное требование при заключении договора сублизинга – письменное согласие на то лизингодателя. Немаловажно подчеркнуть и то, что при передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к сублизингополучателю [15].

Характеризуя заложенный в украинском законе механизм защиты интересов субъектов лизинга, интересно обратить внимание на ст.9, которая устанавливает правило о защите прав лизингополучателя на предмет лизинга наравне с правами собственника. Изложенное, в частности, означает предоставление лизингополучателю возможности истребовать это имущество из чужого незаконного владения, а также защитить свои права от нарушений, не связанных с лишением владения.

Кроме того, новый закон устанавливает бесспорный порядок списания просроченной задолженности лизингополучателя (ст.10) и внесудебный порядок изъятия объекта лизинга (ст.7) на основании исполнительной надписи нотариуса. При этом условием применения к лизингополучателю упомянутых правил об изъятии объекта лизинга является однократное нарушение им обязанности по уплате лизинговых платежей (неисполнение или исполнение не в полном объеме), если просрочка уплаты превышает тридцать дней. Процедура изъятия имущества на основании исполнительной надписи нотариуса согласно п.2 ст.7 основывается на правилах специального законодательства об испо

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров