Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Применение компьютерных сетей в дистанционном обучении

 

Анализ, проведенный в ходе нашого исследования, позволил установить, что технология  дистанционного обучения (ТДО) - это система методов,    специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного  содержания образования.  ТДО  ориентирована  на дидактическое применение научного  знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса ДО.

Среди преподавателей-практиков высшей школы, имеющих педагогический опыт, но не занимающихся непосредственно преподаванием педагогики или дидактики, особого интереса к конкретизации понятия «метод обучения» не наблюдается. Это связано прежде всего с эмпирическим характером освоения преподавательской деятельности подавляющим большинством таких преподавателей, поскольку главное внимание уделяется освоению удачных приемов, используемых руководителями кафедр или более опытными преподавателями. Освоив операциональную сторону применения таких приемов, практики чаще всего не интересуются их сущностью, и тем, какой метод обучения реализуется при использовании этих приемов. Очевидно, что такое положение дел неудовлетворительно.

Приступая к исследованию методов обучения, автор столкнулся прежде всего с терминологическими проблемами, наблюдаемыми даже в традиционной педагогике. Методологический анализ педагогической литературы [78, с. 100] выявил недостаточную дифференциацию в ней понятий, обозначаемых терминами «метод», «прием», «способ» обучения.

Современные толковые словари, философские, психологические, педагогические энциклопедии и справочники не дают однозначной трактовки этих понятий, все они определяют метод через способ и наоборот, часто приводя перевод слова метод с греческого «methodos» - путь, способ поведения.

По нашему мнению при выработке понимания существа термина «метод» следует ориентироваться на  высказывание  польского педагога Ч. Куписевича о том, что «если формулировка принципа дает ответ на вопрос, почему следует учить так или иначе, т.е. систематически, наглядно, активизируя деятельность и т.д., то выбор методов обучения позволяет получить ответ на другой вопрос, а именно: как это следует делать в ходе преподавания разных предметов, на различных уровнях учебной работы, с учетом принятых целей и задач обучения» [87, с. 45].

Опираясь на исследования этой проблемы, проведенные  И.Я. Лернером, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткиным, Ю.Г. Фокиным, М.Г. Гаруновым   под методом обучения мы  будем понимать   дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. Словосочетание «система норм взаимосвязанной деятельности» означает, что каждый из методов обучения предписывает (задает) деятельность преподавателя и указывает на адекватные ей действия обучающихся. И.Я. Лернер показал, что существует пять общедидактических методов  обучения:  информационно-рецептивный, репродуктивный,  проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Им показано, что  они охватывают  всю  совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся [90, с. 157].

На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала общедидактические методы обучения в системе ДО  реализуются через  множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и   выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения.  Можно полагать, следуя И. Я. Лернеру, что и в системе ДО при использовании средств ИТ, какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении,  или слушателем (при учении),  он всегда окажется составной частью одного или нескольких из указанных выше общедидактических методов обучения [47, с. 144].

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в  традиционной дидактике и  включающих в себя 24 наименования  [42, с. 15], для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание  учебного материала, письменные работы, повторение. Заметим, что в указанных работах эти приемы отождествляются с методами, что, по нашему мнению не совсем корректно.

Анализ деятельности образовательных учреждений (ОУ) ДО  показал,  что при ДО в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения в совокупности с проблемным. В экспериментальном порядке находит применение эвристическое обучение, методология которого разработана  А.В.Хуторским [83, с. 31].

Рассмотрим средства дистанционного  обучения, в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них, как о средствах преподавания и учения. При  ДО в руках преподавателя и обучающегося средства обучения  выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио-видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), как систему носителей учебной информации, предназначенную для решения  совокупности дидактических  задач.

Анализ многочисленных источников, в частности [79, 84], а также собственные исследования и опыт показали, что с СДО средства обучения могут представлять собой:

1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях  и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2. Сетевые учебно-методические пособия;

3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

4. Аудио учебно-информационные материалы;

5. Видео учебно-информационные материалы;

6. Лабораторные  дистанционные практикумы;

7. Тренажеры с удаленным доступом;

8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;

9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;

10. Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС);

11. Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС);

12.Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);

Прежде, чем дать дидактическую характеристику указанных средств (мы понимаем под этим возможности этих средств для педагога), необходимо определится в терминологии, поскольку новизна ДО требует смены понятий. В соответствии с принятыми взглядами  в традиционном учебном процессе      средства обучения реализуются, как традиционно считается, через  так называемые технические средства обучения (ТСО) [81, с. 403].

Они включают в себя магнитофоны, видеомагнитофоны, кинопроекторы, диапроекторы, кодоскопы, компьютеры. В свою очередь  ТСО входят в состав учебного оборудования, включающего в себя лабораторное оборудование (контрольно-измерительные приборы, микроскопы, химическая посуда и т.п.), а также  учебную мебель и приспособления. Следует подчеркнуть, что в СДО  средства обучения реализуются через средства  новых информационные технологий (СНИТ).

Приведем  краткую дидактическую характеристику (возможности) этих средств обучения, причем в разделе будут проанализированы  те средства из представленного списка, которые имеют специфические для ДО особенности или мало представлены в педагогической практике   на сегодняшний день.

Учебные книги. Традиционные учебники, учебно-методические пособия, рабочие тетради и др. печатные издания  широко используются в системах ДО. Даже в зарубежных системах  ДО,  где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий достаточно  велика.  Кроме того, надо учитывать, что менталитет и техническое оснащение российских студентов таковы, что если перед ними положить учебный материал,  исполненный в виде книги, компьютерной дискеты и видеокассеты,  то они наверняка протянут в первую очередь руку к книге, в то время, как зарубежный студент - к видеокассете. 

Как показывает опыт, при разработке  дидактических печатных   материалов для ДО,  этих своеобразных "самоучителей", необходимо, в первом приближении, руководствоваться следующим:

· учебные  пособия  по  полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

· при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

· должны  быть  приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

· обязательными элементами в учебном  пособии  должны  быть контрольные задания,  глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания [63, с. 35].

Нами изучено более  десятка реальных печатных  учебных пособий, используемых при ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике. Каждое из них имеет определенное своеобразие. Например, в начале каждого пособия, издаваемого в Московском государственном социальном университете, помещается текст самовнушения (настроя), прочтение которого несколько раз перед началом занятия, как установлено, помогает лучше воспринимать учебный материал. С нашей точки зрения можно только приветствовать введение элементов суггестивной педагогики в  дидактическое оснащение ДО. Во многих пособиях, особенно зарубежных,  в начале разделов приводятся ключевые слова, а в конце приводятся толкования новых часто используемых терминов.

В целом, в результате проведенного анализа учебно-методических материалов, предназначенных для ДО и  заочного  обучения (УПП, самоучителей, учебников и учебных пособий, рабочих тетрадей, методических материалов, руководств по самостоятельной работе и др.), было установлено, что рациональная структура УПП по дисциплине (курсу), инвариантная к содержанию учебной дисциплины, должна включать в себя следующие разделы:

1. Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами  программы по специальности);

2. Учебную программу по дисциплине (курсу);

3. Цель и задачи изучения дисциплины;

4. Методические указания по самостоятельному изучению курса;

5. Оглавление;

6. Основное содержание, структурированное по  разделам (модулям);

7. Тесты, вопросы , задачи с ответами для тренинга (по разделам);

8. Итоговый тест;

9. Практические задания для самостоятельной работы;

10.Тематика для небольших научно-исследовательских работ (МИНИ-НИР);

11.Толковый словарь

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров