Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Труд и занятость: ретроспективный взгляд

За рубежом активно заниматься проблемами занятости молодежи теоретики и практики начали вскоре после Второй Мировой войны. Там уже тогда была понята важность сохранения и развития человеческого потенциала. За последние десятилетия в других странах был накоплен немалый опыт в этой области, который неплохо бы было использовать в России. В нашей стране только недавно начали осознавать актуальность проблемы занятости молодежи. В президентской программе, разработанной под руководством Г. Грефа, говорится, что государство будет создавать благоприятные условия для развития человеческого потенциала. Недавно была принята целевая программа “Молодежь России (2001-2005 годы)”. Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию уделил большое внимание проблемам образования. 

         На протяжении  значительного  периода  времени отечественная наука не обращалась к изучению проблем молодежного рынка труда.  В этом не было необходимости, поскольку в условиях нерыночной экономики процесс трудоустройства вообще, и молодежи, в частности, имел по сути своей формальный характер.  Согласно достигаемого в тот  или  иной  период времени возраста  предписывалось  нахождение  молодого человека в той или иной сфере общественной жизни  (школе,   армии,   вузе  и т.д.). Далее, на основе демографических данных - отчетных и прогнозных - в рамках баланса трудовых  ресурсов  определялось  количество вновь  входящих в процесс общественного производства и количество вновь создаваемых рабочих мест. Механизм включения молодежи в  производственную  деятельность носил по существу принудительный характер и “был жестко регламентирован. Приток молодых кадров происходил двумя путями: для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство, осуществ­лялось бронирование рабочих мест; выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет. Служба в армии, набор рабочих по лимиту, призывы на молодежные стройки и т. д. в конечном счете были направлены на обеспечение потребностей эк­стенсивного типа производства в трудовых ресурсах.” 6

         Ни в  теории,   ни в практике не принималось во внимание то, как соотносятся качество создаваемых рабочих мест  и  потребности людей, включающихся в производственную сферу. Более того, несмотря на  планово-централизованный  характер  экономической  системы возник и все более увеличивался разрыв между потребностями экономики в тех или иных специальностях и тем перечнем специальностей, который предлагался системой подготовки кадров.

         Препятствия, связанные  с  переходом России к рыночной экономике, разнообразны. Ценностно-нормативные стереотипы в сфере труда десятилетиями были ориентированы на стабильность,  неизменность, гарантированность. Текучесть кадров и трудовая мобильность рассматривались как негативные явления,  нарушающие стройный ход планового производства. Вся система моральных и материальных поощрений,  а также распределения социальных  благ  в  СССР  традиционно была ориентирована на закрепление профессионального и квалификационного статусов работника в сфере  производства, на его стабильность на рабочих местах, в профессиях, по месту жительства. Значительная часть социальных благ (жилье, образование, здравоохранение,  отдых)  распределялись  бесплатно  или льготно через предприятия.  Реальный доступ ко многим особо дефицитным товарам и услугам  (например,  приобретение  автомобиля,  ряда товаров длительного пользования, получение садового участка, обеспечение продовольственными заказами) также зависел от места работы.

         Политика воспроизводства рабочей силы была направлена на формирование индустриального типа работника и на индустриальную систему занятости. Идеалом этой системы являлся специализированный рабочий и стабильная рабочая сила.  Существующий образовательный и технический уровень не являлся важным фактором. В системе квалификации акцент делался на производственный опыт и гораздо меньше (для подавляющей части рабочих в материальном производстве) - на интеллект и знания.

         В условиях административно-командной системы управления производством проблемами  рынка  труда  не  занимались ни практически,  ни  теоретически, поскольку этого рынка не существовало. Обычно  составлялся  баланс   трудовых ресурсов, предписывающий  движение  рабочей  силы  в том или ином направлении. При этом исходили из потребностей в рабочей  силе  в том или ином регионе (отрасли).  Эти потребности определялись директивным путем.  Подобная практика не имела никакого отношения к рыночно-трудовым отношениям и сводилась лишь к распределению человеческих ресурсов между рабочими местами.

         Вряд можно согласиться с тем, что в условиях административно-командной системы управления производством имел место рынок труда. Как известно, на рынке может продаваться лишь товар, а в условиях административно-командной системы управления  производством рабочая сила не являлась товаром ни теоретически, ни тем более практически.  Работник не был лично свободен, поскольку его свобода ограничивалась  институтом прописки и даже отсутствием до 60-х годов паспорта у колхозников.  Юридически в Конституции СССР была провозглашена и закреплена обязательность труда в общественном производстве.  Фактически существовала единая государственная собственность,  при которой обмен результатами труда носил прямой (а порой и натуральный характер),  что не имело ничего  общего  с

рыночными отношениями. Государство представляло собой единого (и единственного) собственника, колоссального моносубъекта всех экономических и, в том числе, трудовых отношений.

         Движение рабочей  силы  в этих условиях происходило целенаправленно путем жесткой регламентации,  в заранее оговоренных и не нарушаемых рамках и масштабах. Характер регламентации был во многом  внеэкономическим,  формировался под сильным влиянием идеологии, принимал во многих случаях принудительный характер. Работник, включаясь в трудовую сферу жизнедеятельности, практически сразу получал программу своего пребывания в ней,  которая предопределяла,  как начнется его трудовая жизнь,  как она будет развиваться,  какими пределами будут ограничены его достижения в  этой сфере,  каким,  наконец,  должно  быть поведение работника в этих условиях.

         В советской экономической науке прогнозная работа, касающаяся человеческих ресурсов, осуществлялась в обществе стабильном, его основные характеристики казались неизменными,  а потому как бы переносились в будущее как данность. Неучет возможных  перемен  характера  развития общества лишал проделанные прогнозы экономического и социального развития главного  -  научной обоснованности,  научного  предвидения.

         Советская административно-командная система не могла не вести к серьезным искажениям в структуре занятости. “При гипертрофии промышленного сектора (особенно - машиностроения) весьма слабое развитие имела сфера услуг. Основная масса рабочей силы концентрировалась на крупных и сверхкрупных предприятиях, доля занятых на небольших предприятиях была чрезвычайно низкой. Свое крайнее выражение эта тенденция находила в создание моногородов, вся жизнь которых строилась вокруг одного единственного предприятия.” 7  

         В 70-80-ые годы, разрабатывая прогнозы движения трудовых ресурсов и социального развития, специалисты зачастую рассматривали этот прогноз как  полностью  автономный. Достаточной  увязкой  считалось  определение  соотношения прироста человеческих ресурсов с количеством рабочих мест,  формируемых за счет развития производства. Идеальный вариант прогноза - нахождение оптимального варианта включения трудоспособного населения  в процесс общественного производства, создание необходимого количества рабочих мест по числу вновь входящих в процесс производства.  При этом в прогнозе разрабатывались, как правило, мероприятия, закрепляющие работника на данном рабочем месте.

         Разумеется, сегодня подобные методы неприменимы. В условиях переходной экономики на первый план выдвигаются проблемы изменения именно тех социальных и экономических параметров, которые прежде были стабильными,  а  потому и не учитывались при пр

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров