Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Понятийный аппарат: рынок труда, молодежь

 Прежде чем начинать какое-либо исследование, полезно уточнить терминологию. В данном случае это просто необходимо, поскольку в разных источниках и публикациях под термином “молодежь” понимаются разные возрастные группы.  Понятие же “рынок труда”, как уже отмечалось во “Введении”, отечественными учеными долгое время не употреблялось и стало официально использоваться только в 1991 году с принятием Закона о занятости.

         В широком смысле рынок труда - это система экономических  отношений, складывающихся между субъектами,  формирующими рабочие места, и субъектами, претендующими на них. Первые определяют количество, качество рабочих мест, условия их получения. Вторые в силу объективных причин, как правило, принимают эти условия, но могут воздействовать на них.

         В условиях  социально-рыночной  экономики третьим партнером является государство, различными способами регулирующее отношения на рынке труда,  обеспечивая таким образом необходимое социальное равновесие.

         В узком  смысле  рынок  труда - это соотношение предлагаемых рабочих мест и субъектов, претендующих на них.

         Рынок труда - это всегда предложение рабочих мест,  за которым всегда стоит работодатель,  формирующий рабочие  места.  Этот работодатель создает рабочие места определенного качества и рассматривает перспективу изменения их количества в зависимости от того,  как это повлияет на размер получаемой им прибыли.  Если увеличение числа рабочих мест не приведет к повышению прибыли, то новых рабочих мест предприниматель создавать не будет. Однако в любом цивилизованном обществе кроме потребности в прибыли  у  имеющего  власть  в  хозяйстве есть потребность в нормальном функционировании общественной системы.  Следовательно,  предприниматель объективно согласен (точнее, вынужден  согласиться)  передать  некоторую долю прибыли другому субъекту общественных отношений (чаще всего государству), который способен  снять возможную социальную напряженность.  Вместе с тем неконтролируемое увеличение прибыли также разбалансирует  общество,  приводя  к росту числа социальных конфликтов,  поэтому образ действия работодателя и с этой стороны предполагает некоторое самоограничение.

         Работник выставляет на продажу свой товар  -  рабочую  силу.

         Рынок рабочей силы - это важнейший элемент рыночной экономики, представляющий собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара  "рабочая сила".  Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам  и отраслям хозяйства,  видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии  со  структурой общественных потребностей и форм собственности. Основные элементы этого механизма - спрос, предложение, конъюнктура.

         Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе,  представленных  на  рынке  и  обеспеченных   соответственно средствами  производства для использования рабочей силы, что характеризуется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для покупки этого товара.

         Предложение характеризует численность и состав людей (по полу, возрасту,  образованию и другим характеристикам), способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы.

         Конъюнктура рынка  рабочей  силы  - это соотношение спроса и предложения рабочей силы,  складывающееся под воздействием  конкретной ситуации.  На  конъюнктуру  рынка рабочей силы влияет множество факторов,  поэтому на практике общее и структурное  равновесие спроса и предложения рабочей силы трудно достижимы. Конъюнктура на рынке рабочей силы непосредственно воздействует на  цену рабочей силы,  которая в свою очередь колеблется в зависимости от действующих рыночных цен на остальные товары.

         Если на рынке труда работник является покупателем предлагаемых рабочих мест,  то на рынке рабочей силы он -  продавец  единственного товара, которым располагает. Следует отметить, что и на том, и на другом рынке присутствует свойственный рыночной системе фактор риска.  Если работодатель предложит некачественные рабочие места, то они не будут проданы (заполнены).  Если носитель рабочей  силы не  обладает  достаточным ее качеством,  то он также не сможет ее продать.

         Тем не  менее,  предприниматель находится в лучшем положении по сравнению с продавцом рабочей силы - работником, так как может на некоторый срок отложить реализацию своего товара, т.е. может в конкретный момент времени не создавать рабочие места. Эта отсрочка имеет, однако, свои границы, ибо совершенно отказаться от создания рабочих мест работодатель не в состоянии,  поскольку он существует только тогда, когда получает прибыль.

         По сравнению с предпринимателем работник находится в  худшем положении.  Рабочая сила зачастую продается при особо неблагоприятных условиях.  Во-первых,  это связано с тем,  что рабочая сила отличается "нехранимостью",  и, во-вторых, с тем, что продавцы ее большей частью не имеют никаких резервных фондов и не могут из-за этого произвольно  снять свою рабочую силу с продажи.  Отсутствие резервных фондов и неспособность надолго откладывать  предложение на  рынке своей рабочей силы присущи почти всем категориям работников, особенно занятым физическим трудом,  вследствие того,  что размер  их  заработной платы оставляет им очень мало возможностей для сбережений.

         Теперь следует оговорить, кто же выходит на рынок рабочей силы с предложением.

         Сначала среди общей численности населения необходимо выделить экономически активное население, т.е. тех, кто в любой форме участвует в  процессе общественного производства.

         Экономически активное население делится на следующие группы:

- наемные  работники,  деятельность  которых управляется или осуществляется согласно установленному набору правил;

      - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, состоят из следующих четырех категорий: работодатели; лица, работающие на индивидуальной основе;  неоплачиваемые работники семейных предприятий; члены коллективных предприятий;

      - безработные.

         Следует подчеркнуть,  что в рыночно-трудовые отношения вступает все экономически активное население, при этом каждый занимает в структуре этих отношений свое место. Экономически  активное население можно подразделить на собственников и на тех, кто готов работать по найму,  т.е. потенциально занятых. Собственники могут быть самозанятыми,  т.е.  создавать  рабочие места в основном для себя и своей семьи.  В качестве примера можно  назвать  фермеров, занимающихся индивидуальной  трудовой  деятельностью и др.  Часть собственников создает рабочие места для наемных работников,  причем  если  крупные  собственники в состоянии делать это самостоятельно,  то мелкие и средние предприниматели  объективно  заинтересованы в помощи служб занятости.

         Готовность индивидуумов воспроизводиться как занятое население приводит их на рынок рабочей силы, однако, вследствие тех или иных причин акт включения в процесс производства может не состояться. Если это происходит,  то занятый становится незанятым, лишенным участия в общественном производстве на  условиях занятости, иначе говоря - безработным.

         К безработным относятся лица 16 лет  и  старше (согласно российским законам),  которые  не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Также к безработным относятся лица, обучающиеся по направлению службы занятости.

         Среди тех, кто впервые выходит на рынок труда, подавляющее большинство составляет молодежь.

         С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту, и

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров