Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Вхождение молодежи в рынок труда: ценностные ориентиры и стратегия поведения

 Проблема включения  молодежи  в  рыночно-трудовые  отношения тесно связана с проблемой трудовых ориентаций молодежи, с определением ее приоритетов и потребностей, желаний и возможностей. Получило достаточно широкое распространение мнение о том, что острая ситуация с  молодежной  занятостью  связана  в  первую  очередь с отсутствием вообще каких-либо вакантных рабочих мест.  Тогда, если при помощи  некоторых  методов  (отправки  работников на льготные пенсии, квотирования рабочих мест для  молодежи  и  др.)  удастся освободить часть рабочих мест,  последние будут замещены молодыми людьми, и острота проблемы будет сглажена.

         Такая постановка вопроса представляется ошибочной. Как показывают исследования, подавляющее большинство рабочих мест  в  промышленности  и сельском хозяйстве  не соответствуют запросам сегодняшней молодежи по своему качеству, по тому уровню дохода, который они могут обеспечить.  Следовательно, молодые люди не придут на них работать.

         Существовавшая ранее  достаточно  стройная система воспроизводства кадров,  особенно рабочих, к настоящему моменту практически разрушена. С одной стороны, в рамках прежней  общественно-экономической  системы  преемственность в этой области обеспечивалась соответствующей воспитательной и пропагандистской работой со стороны государства,  стремившегося воспитать в  молодых  людях  уважение к производительному труду и внушить им его необходимость.  С другой стороны,  были законодательно провозглашены всеобщность и обязательность труда. Наконец, система народного образования искусственно "вытесняла" часть  молодых людей в ПТУ, откуда для них лежала прямая дорога на заводы. К слову сказать,  там все оказывалось не всегда плохо, особенно на предприятиях   оборонно-промышленного  комплекса,  и  молодежь оставалась работать.

         Ничего этого  не  обнаруживается в социально-экономических условиях сегодняшнего дня.  Молодежь поставлена  в  принципиально иные условия, у нее появилась возможность выбора. Ныне закон позволяет молодому человеку вообще не включаться в общественное производство, освобождает от обязательного труда. Меняются и взгляды молодых людей на понятие престижности того или  иного  вида  деятельности.  В их сознании накрепко и,  видимо, на долгое время утвердилось тождество понятий "престижность" и "высокий доход".

         Отказ от обязательного распределения имеет и оборотную сторону. “С одной стороны, по­добный отказ можно считать прогрессивным, потому что свободный диплом позволяет сделать выбор интересующего места работы, а не "трудиться", где положено по распределению. С другой - крайняя ограниченность вакансий, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия заня­тости молодежи, приводит к росту безработицы среди лиц, впервые выходящих на рынок труда.” 23 

         Тяжелая ситуация складывается с использовани­ем труда подростков, не достигших трудоспособного возраста. Она во многом обусловлена несовершенством российского законода­тельства. “На основании ст. 118 КЗоТ для лиц в возрасте от 16 до 18 лет вводятся различные льготы на производстве, что правомерно. Однако в условиях сокращения за­нятости эта статья ставит преграды для найма несовершеннолетних работников, так как предоставление льгот экономически невыгодно руководству предприятий. Кроме того, согласно закону о занятости, данная категория молодежи, хотя и относится по всем признакам к безработным, не может получить соответствующий статус. Все это приводит к росту неформальной занятости подростков.”24 

         Переход к рынку породил новые требования к экономическому по­ведению населения и вслед за этим - к социальной и ценностной ориен­тации индивида, к характеру его мотивации. Как молодежь самоопреде­ляется в новых социально-экономических условиях - это вопрос, который сегодня стал весьма актуальным.

         В ходе московских общегородских репрезентативных иссле­дований в рамках проекта “Молодежный рынок труда”, осуществляемых Исследовательской социоэкономической ассоциацией, Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, московским Центром труда и занятости молодежи “Перспектива” (2004-99гг), были получены данные, которые позволяют проанализировать ценностные ориентации и стратегию поведения молодых людей на рынке труда. Значительная часть информации была получена при социологическом опросе участников общегородского праздника на Поклонной горе в Москве “Завтра - трудовая жизнь” (2005 г.).

         Используя полученные в ходе социологического исследования данные, Г. Мкртчян, кандидат философских наук (Институт социологии РАН) и  И.  Чистяков, аспирант (Институт социологии РАН), опубликовали ряд статей, посвященных поведению молодежи на рынке труда. В данном подразделе используются материалы одной из них 25 .

         В этих статьях рассматриваются некоторые результаты социо­логического исследования, относящегося к проблеме стратегии молоде­жи как субъекта рынка труда. В порядке теоретического обоснования предлагаемого подхода к анализу эмпирического материала авторы ссылаются на идею М. Вебера о том, что фундаментальные соци­ально-экономические сдвиги, связанные с возникновением капитализма, не могли бы осуществиться без новой трудовой этики 26 .

         Учитывая важ­ность этого утверждения, которое впоследствии получило серьезное эм­пирическое подтверждение у Д. Макклелланда27 , можно сделать вывод, что экономические успехи общества во многом зависят от выраженности у людей мотивации достижения.

          В этой связи логично предположить, что радикальные социально-экономические перемены в российском об­ществе не могут не стимулировать человека к формированию адекватного отношения к труду, чтобы достичь нового качества жизни. По­этому, видимо, социально-психологические факторы стратификации оказываются  весьма значимыми.

         Авторы также ссылаются на предложенный М. Коном анализ взаимодействия стратификации и ценностной ориентации28 . Ведь стратификационная позиция, с одной стороны, влияет, а с другой - зависит от уста­новки достижения. В рамках неовеберианской традиции (структурологический подход к быстро трансформирующемуся обществу переход­ного типа с происходящими изменениями социальной структуры ) делается акцент на характеристике стратегии молодежи на перспективу (жизненные шансы) на рынке труда как стратообразующего признака29 . При этом в интерпретации действий молодых используется теория рационального выбора Э. Гиденса, предполагающая значи­мость различных стратегий решения проблемы молодыми людьми30 . Исследователи исходили также из обозначенной У. Уорнером и Дж. Голторпом роли субъективных, оценочных характеристик и определенных систем ценно­стей формирования различных моделей поведения31 .

         В рамках проводимого исследования была поставлена задача осветить некото­рые важные особенности ценностных установок и намеренческо-поведенченских приоритетов, связанных с готовностью молодых моск­вичей “вписаться” в рыночные отношения и охарактеризовать страте­гию молодежи как субъекта рынка труда. Для изучения был выбран кон­тингент респондентов, находящихся на начальном этапе социально-профессионального

самоопределения - выпускники средних общеобра­зовательных школ, стоящие перед выбором профессии и формированием профессиональных планов. Совокупность выборки - 840 человек (девушки составили 56%).

        Исследовалась  также  зависимость  указанных   социально-психологических факторов от так называемых “структурных ресурсов”: принадлежности молодежи к семьям, относящимся к различным социальным и профессиональным группам; уровня материального благо­состояния семьи; степени помощи, ожидаемой молодыми людьми со стороны родителей.

         Результаты исследований показывают, что в системе жизненно значимых ценностей среди пяти групп, охватывающих ос­новные “базовые” потребности человека (использовалась модифицированная методика М. Рокича с применением концеп­ции иерархии ценностей А. Маслоу)32 , ценность “самоутверждения”, в структуре которой доминантой является  “работа, активная трудовая жизнь”, занимает первое место - частота выбора 36%.

        Такую позицию можно отчасти объяснить ситуацией определяющего жизнь выбора, в кото­рой находится данная категория молодежи. Важность этого выбора подтверждает тот факт, что более 63% респондентов дальнейшие успехи в жизни связывают со своей будущей профессиональной (трудовой) деятельностью. Данные дают основания предполагать, что в представлениях юношей и девушек "трудовая деятельность" является основополагаю­щей сферой активности, где удовлетворяются их потребительские запросы. Эта трактовка отношения молодых москвичей к труду, по сути, становится попыткой выявить более фундаментальные перемены в факторах социальной мобильности. Иначе говоря, стратегия молодежи уже на этапе выбора профессии определяется двумя основными моментами. “Во-первых, стремлением достичь конкурентоспособного уровня собственных ресурсов, способ­ствующего относительно свободному "включению" в рынок труда и обеспечивающего относительно стабильное, устойчивое положение на нем. И во-вторых, желанием удовлетво­рить собственные материальные запросы, сформировавшиеся на основе новых потреби­тельских стандартов. Речь идет о прямых связях достижительных мотиваций и поведенче­ских приоритетов. В этой связи стратегию молодежи в целом можно охарактеризовать как стремление к "ресурсным" накоплениям, обеспечивающим конкурентоспособность субъек­та рынка труда.”33 Подавляющее большинство выпускников московских школ (67%) доминирующую роль отводят такому мотиву, как достижение высокого уровня образования и квалификации. По их мнению, чем выше профессиональная подготовка и квалификацион­ный уровень, тем больше ресурсов не только для относительно стабильного, устойчивого положения на рынке труда (и в обществе в целом), но и с точки зрения уровня потребления.  “... Кажется, что в изменениях вектора молодежного сознания в отношении труда как до­минанты в структуре жизненных ценностей ключевую роль сыграло включение рыночных механизмов в сфере трудовых отношений.”34 

         Материалы исследования показывают, что для большинства выпускников средних школ определяющая ценность "хорошей работы" - деньги, а не содержание. Молодые люди строят свои планы на трудовую деятельность, прежде всего, исходя из позиций "хорошая зарплата" (67%), а не "интересная работа" (33%).

         Ниже приведена таблица 4 (стр. 53), данные которой показывают основные ценности, привлекающие выпускников, принадлежащих двум социаль­но- профессиональным группам, при выборе своей будущей трудовой деятельности (профессии).



23  Дунаева Н. Указ. соч. С. 84.

 

24  Дунаева Н. Указ. соч. С. 83.

25 Мкртчян Г., Чистяков И. Молодежь Москвы на рынке труда// Социс. 2000. № 12. С. 42.

 

26 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / М.Вебер. Избранные произ­ведения. Пер. с немец. Москва. Прогресс. 1995.

 

27 McClelland D.C. The Acheving Society. N.-Y Free Press. 1983. См. также: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Пер. с немец. / Под ред.Величковского Б.М. T.I, М., 1986.

28  Kohn M.L. in collab. Social Structure and Selfdirection. Oxford. 1995. См. также: Kohn М. And CarmiSchooler with the collab. Work and Personality. An inquiry into the impact of Social Stratification. Norwood, 1983.

 

29 Вебер М. Основные понятия стратификации / Социс. 1994. №5. С. 54; Weber М. Status Groups and Classes / Economy and Society. Vol.1. Berkeley, CA. 1978; См. также: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., Аспект Пресс, 2003. С. 147-156;302-310;121-139.

 

30 Giddens A. Power, the Dialectic of Control and Class Stratification. Polity Press, 1984.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров