Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Зарубежный опыт организации планирования и прогнозирования национальной экономики

С учетом новых подходов в теории и практике прогнозирования и планирования и сущности данных экономических категорий в Республике Беларусь было бы целесообразным издать специальный нормативный документ, возмож­но закон или постановление правительства, где четко были бы опреде­лены их роль, функции и формы. Это несомненно оказало бы положи­тельное воздействие на развитие экономики сегодня и в будущем. А главное, отбросило бы устаревшие подходы в мышлении и сформиро­вало новые, более совершенные концепцию и инструмент планирова­ния и прогнозирования, которые в наибольшей мере соответствуют тому передовому, что накоплено мировым сообществом и наиболее полезны для применения в Республике Беларусь.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е годы впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты—выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджет­ную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюд­жетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в це­лом по стране.

Необходимость макроэкономического планирования была обус­ловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономи­ки, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х годов страны осуществляли прогноз посредством нацио­нальных моделей прогнозирования. В середине 70-х годов начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых про­гнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Япо­нию). При разработке будущего мировой экономики ООН использо­вала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планирова­нию экономических и социальных процессов, постоянно совершенст­вуя их применительно к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах-представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской, пред­ставителями которой являются США и Канада; азиатской — Япония и Южная Корея; европейской — Франция и Швеция.

Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.

Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В США прогнозирование ассимилировало последние дости­жения экономической теории, математических методов и электрон­но-вычислительной техники [25, c.27].

Прогнозные разработки выполняют государственные подраз­деления различного уровня, исследовательские организации, коммер­ческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уров­не, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в це­лом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, от­дельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Организуются десятки научных конференций по экономическому про­гнозированию.

Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических ря­дов, эконометрическое моделирование, модель "затраты —выпуск".

В США выделяются три уровня организации прогнозных иссле­дований: прогнозирование в системе государственного регулирова­ния; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозиро­вание. На уровне государственного регулирования выделяют два ос­новных вида государственных подразделений: федеральные и шта­ты; местные органы власти.

Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономичес­ких консультантов, Совете управляющих федеральной резервной сис­темы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).

Для выработки экономической политики правительства был со­здан специальный орган — Совет экономических консультантов.

Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности [25, c.28].

Для США характерно стратегическое планирование, суть кото­рого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государст­во. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные во­просы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую тех­нологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Стратегическое планирование охватывает разработку стратеги­ческих планов на федеральном уровне, штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по от­ношению к организации, стране факторы, чтобы определить возмож­ные угрозы для фирмы [25, c.28].

Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факто­рам. Технологические факторы учитывают изменение технологий во внешней среде, что очень важно для технологического обновления. Экономические факторы включают оценку уровня занятости, инфля­ции, налоговых ставок, стабильности доллара США за рубежом и др. Конкурентные факторы предполагают выявление действий кон­курента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать. Политические факторы — руководство организации должно следить за нормативными документами местных органов, властей штата и федерального правительства, кредитами федерального правительст­ва и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограниче­ниями но найму рабочей силы и возможностью получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключенных с другими странами и т.д. Международные факторы — изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы — изменчивая рыночная внешняя сре­да представляет собой область постоянного беспокойства как в целом страны, так и организаций (конкуренция, доходы страны, населения и др.).

Стратегия фирм может быть направлена на укрепление внутрен­него рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для про­тиводействия стратегиям других компаний.

Южная Корея. Государственное планирование в Южной Корее началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот и ряд последующих планов были весь­ма несовершенны и не опирались на целостную концепцию экономи­ческого развития.

В начале 60-х годов экспертами Американского агентства между­народного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) про­грамма развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на реко­мендации МВФ, которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного про­изводства в развивающихся странах возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и ориентацией на мировой рынок.

В концептуальном плане программа предполагала ориентацию индустриального развития на всемерное укрепление связей с рынка­ми ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей эконо­мики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уров­не; контроль государства над производством [25, c.33].

Программой предусматривалось последовательно выполнить 4 пятилетних плана (1962-1966, 1967-1971, 1972-1976, 1977 — 1981 гг

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров