Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Пути совершенствования системы планирования и прогнозирования национальной экономики

Изучив внимательно основные направления развития национальной экономики, отраженные в программе социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, можно сделать следующие выводы.

Развитие промышленного комплекса страны в ближайшие пять лет видится правительству в русле структурной санации экономики, оздоровления государственного сектора на основе снижения доли убыточных производств, аккумулирования средств на первоочередное развитие "точек роста". По замыслу, наряду с усилением маркетинговой деятельности, межотраслевой кооперацией будут активизированы процессы санации, банкротства, перепрофилирования действующих неэффективных предприятий, создание новых, в т. ч. совместных и иностранных.

Особенность ситуации - в принятии адекватных рыночных решений в непростых условиях. Необходимо повысить потенциал отечественной экономики при одновременном устранении препятствий росту.

Полномасштабное исполнение принятых страной социальных гарантий и обязательств, в том числе по господдержке отдельных стратегически и социально значимых предприятий, имеющих нередко хронические проблемы с убыточностью и неплатежеспособностью, сдерживается рядом ограничителей. А именно: недостаточностью финансовых, материальных, технико-технологических, человеческих ресурсов, необходимых для модернизации и инновационного обновления предприятий и отраслей, их реструктуризации;  значительными запасами готовой продукции на складах (по оценке на 1.10.2005 г. - на 1 млрд. USD), в которых заморожены оборотные средства субъектов, испытывающих их острый недостаток;  все еще высокой долей убыточных и неплатежеспособных предприятий.

Указанная стратегия требует тщательных взвешенных настроек, в том числе через развитие конкурентной рыночной среды и повышение конкурентоспособности. Для этого необходимо очищение экономического поля от нежизнеспособных агентов, улучшение условий для восстановления платежеспособности неэффективных, но жизнеспособных, стратегически и социально значимых предприятий, ликвидация условий, стимулирующих самовоспроизводство кризисных явлений в экономике субъектов. Важно создание новых рабочих мест, новых подотраслей (в том числе, сервисной) через накопление критической массы малого и среднего предпринимательства, развитие венчурного финансирования, стимулирующего создание start up компаний, основанных на инновационных технологиях, и т.д.

Правительство разработало механизмы внесудебного и судебного финансового оздоровления, в том числе путем легитимного вывода с рынков  нежизнеспособных должников без ухудшения социальной защищенности работников, населения, когда речь идет о  градо- и поселкообразующих предприятиях.

В рамках экономического курса, скорректированного на новые социально-экономические вызовы и реалии, утвержден Перечень работ по экономическому оздоровлению неплатежеспособных организаций с использованием инструментов законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

Министерства и концерны, приняв к исполнению посыл правительства о том, что механизм присоединения убыточных предприятий к прибыльным эффективен в сложившихся обстоятельствах, начали реализовывать программу слияний и поглощений. Поскольку государственные технологии в этой области еще не отработаны, за исключением небольшого опыта в АПК, то о результатах судить пока рано. Однако опыт общемировой практики слияний и поглощений должен быть принят к сведению: во-первых, 60% всех слияний  не эффективны (некоторые авторы приводят цифру  92%); во-вторых, в процессе слияний создается возможность формирования благоприятной среды для недружественных захватов активов; в третьих, усиление госрегулирования и контроля, закономерное для переходных экономик, наряду с другими факторами является причиной существования теневого сектора.

Необходимость компромисса в этих условиях приводит к выводу: реструктуризация предприятий и отраслей при слияниях и поглощениях должна проходить в рамках специального законодательства, чтобы не допустить  криминальных схем увода активов и неправомерного передела собственности.

Помимо этого, задача "оздоровления экономической структуры" требует творческого, инициативного подхода. Следовательно, инструменты госрегулирования должны стимулировать такой подход исполнителей к достижению результата  в короткие сроки и в соответствии с законодательством.

В связи с этим результативность отдельных норм проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы РБ по вопросам ответственности за нарушение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)" видится неоднозначно. Отдельные положения этого проекта способны выступить как антистимулы для проявления предпринимательской и служебной инициативы. Увеличенная согласно проекту жесткость наказания ограничивает право исполнителей  на ошибку при работе в условиях высокой неопределенности бизнес-процессов, неясности правовых отношений, множественности и высокой степени обновления правовых норм.

С точки зрения проблемы построения эффективно функционирующей системы планирования и прогнозирования национальной экономики следует осуществить мероприятия в следующих направлениях.

Планы-прогнозы социально-экономического развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе должны содержать реальные цифры, отражающие действительную динамику основных макроэкономических показателей. Данные параметры должны нести правдивую информацию о состоянии отраслей, о прогнозных показателях развития рынков сбыта, а также конкурентной среды и в целом обрисовывать несколько вариантов развития экономической ситуации в стране.

В этом случая такая информация будет полезна для деловой среды, т.е. субъектов хозяйствования и станет качественной основой для внутрифирменного планирования в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Такие планы-прогнозы должны носить комплексный характер: содержать прогнозы конъюнктуры мирового рынка (первую очередь, традиционных и потенциальных рынков сбыта отечественных экспортеров), развитие отдельных стран (основных торговых партнеров) и групп стран, экономики Беларуси в це­лом, ее отраслей и регионов, городские районы, товарных рынков.

В рамках планов-прогнозов (программ, концепций устойчивого развития) следует разрабатывать реальный прогноз развития наиболее выгодных для отечественных игроков на мировом рынке регионов сбыта, а также прогнозировать развитие научно-технического потенциала определенных регионов, технологический уровень отраслей и основных конкурентов. Такие планы-прогнозы должны обеспечивать информационную основу для всех управленческих решений.

Особая значимость должна придаваться технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факто­рам. Эти группы факторов являются центральными в системе прогнозирования и стратегического планирования национальной экономики в США. Позитивный опыт этой страны в создании эффективной системы планирования и прогнозирования может стать весьма полезным.

Основные направления развития экономики, сформулированные в планах на пятилетки, следует разрабатывать с таким учетом, что они станут ориентиром для частных и государственных компа­ний, а централизованные и заемные ресурсы, выдаваемые под их выполнение (если предусмотрены), являлись стимулом для реализации конкретных эконо­мических программ.

Таким образом, совершенствование системы планирования и прогнозирования предполагает постепенный отказ от директивных плановых показателей, обязательных для выполнения «чиновниками на местах», в сторону рекомендательного и информативного характера документа, который бы содержал конкретные намерения и механизм их реализации государственными органами управления экономикой.

 

 


 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров