Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Условия и цели предоставления кредитов Республике Беларусь

К основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия (979,71 млн. долл. США), Германия (662,9), МВФ (294,61), ЕБРР (178,34), МБРР (163,12), Чехия (146,58) (данные приведены по состоянию на 01.01.2005 г. с нарастающим итогом с 1992 года) [65]. В 2004 году сумма внешних государственных займов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, составила 191,27 млн. долл. США, из них 16,27 млн. - в рамках экспортных кредитных линий (Германии, Кувейта и МБРР) на финансирование инвестиционных проектов.

Снижение уровня поступлений внешнего финансирования на указанные цели по сравнению с последними несколькими годами (фактически в 2001 г. получено – 88,2 млн., 2002 г. – 72,54 млн., 2003 г. – 48,83 млн. долл. США) в основном обусловлено завершением ряда крупных инвестиционных проектов, использованием потенциальными заемщиками иных источников финансирования, а также недостаточным количеством новых валютоокупаемых проектов (предложений) [65]. Рассмотрим условия и цели предоставления кредитов Беларуси ее основными кредиторами.

Кредитные линии Германии. Банки-кредиторы – AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft m.b.H./Frankfurt am Main, Kreditanstalt fur Wiederaufbau/Frankfurt am Main. Минимальный размер кредита составляет 1 млн. немецких марок. Размер кредита равен 85% контрактной стоимости. Одним из основных условий предоставления кредита является та, что от 50 до 70% приобретаемого оборудования должно быть произведено в восточных землях Германии. Кредит выдается путем открытия аккредитива в пользу поставщика на сумму кредита и его раскрытия по мере поставки оборудования. Обеспечением служит гарантия Совета Министров Республики Беларусь. Кредит выдается на период до 11 лет и гасится равными полугодовыми долями. Также возможен мораторий по погашению основного долга – от 6 месяцев после средневзвешенной даты поставок, последней значительной поставки либо готовности оборудования к эксплуатации. Проценты уплачиваются 30 июня и 30 декабря до момента начала выплат по кредиту, а затем вместе с погасительным платежом [63].

По решению Федерального правительства Германии для стран СНГ через поручительство страхового общества «Гермес» в 1991 – 1992 гг. предоставлены покрытия экспортных сделок на общую сумму 5 млрд. немецких марок. Цель кредита – поддержание и расширение экспорта фирм, расположенных в новых землях. Доля Беларуси в кредите Германии определялась на основе конкретных проектов, предлагаемых белорусской стороной [63].

На 1993 – 1994 гг. Правительство Германии установило размер лимита кредитования (плафонда) для Беларуси в размере 300 млн. марок, на 1995 г. – 100 млн. немецких марок. Такой же плафонд был предоставлен и на 1996 г., но из-за наличия просроченных задолженностей по предыдущим кредитам он не был использован. Плафонды на 1997 – 1999 гг. для Беларуси не были установлены.

Всего в период с 1991 по 1998 г. в рамках экспортных кредитных линий Германии профинансировано 87 предприятий в различных секторах экономики с целью реструктуризации и модернизации действующих промышленных предприятий, создания производств и рабочих мест, повышения квалификации кадров, укрепления экспортного потенциала, поддержки и развития сельского хозяйства, транспорта, улучшения экологии и функционирования сферы  здравоохранения [63].

В 2004 году за счет кредитов Германии были завершены поставки сельскохозяйственной техники для Брестской области (сумма кредитных средств составила 12,71 млн. евро) и специализированного оборудования по проекту ОАО "Витебская бройлерная фабрика" (сумма кредита 2,97 млн. евро); продолжено финансирование строительства Центра коммерческих связей в Минске СП "БелИнтерЭСТ" ЗАО (кредит в сумме 18,13 млн. евро, фактически получено – 10,02 млн. евро) и корпуса БГУ (сумма кредита – 6,32 млн. евро, фактически получено – 5,38 млн. евро); началась реконструкция подстанции "Колядичи" РУП "Минскэнерго" (сумма кредита – 10,2 млн. долларов США, фактически получено – 1,6 млн. долларов) [65].

В рамках плафонда Германии в размере 75 млн. евро в 2004 году к реализации были одобрены 5 новых проектовОАО "Могилевхимволокно", РУП "Минскэнерго", ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" на общую сумму 49,8 млн. евро.

Позиция немецкой стороны остается неизменной: финансирование новых проектов возможно лишь в случае полного выполнения белорусской стороной обязательств по ранее полученным кредитам.

Финансирование по линии Международного валютного фонда. МВФ требует от всех стран-заемщиков согласования с ним экономической программы. Для этого в страну-заемщика направляется миссия МВФ в составе 4 – 6 экономистов, которые в течение двух – трех недель изучают ситуацию в стране. Результатом должно стать достижение соглашения с правительством относительно экономической программы – ее целей, экономической политики и критериев реализации. Цели программы охватывают три области: платежный баланс, инфляцию, устойчивые темпы экономического роста.

Обычно МВФ выделяет кредиты сроком от 10 до 20 лет с мораторием на выплату основного долга – 3-5 лет и процентной ставкой в размере 2,5 – 7, 27% годовых [64]. Средства МВФ направляются преимущественно в финансово – кредитную сферу.

Первый транш кредита МВФ по линии фонда системных трансформаций выделен в августе 1993 г. в сумме 70,1 млн. СДР, или 92, 3 млн. долл., и использован в соответствии с решением правительства на закупку топлива (почти 60%), для расчетов за поставляемый в республику газ (28%), на закупку медицинского оборудования и поддержания обменного курса белорусского рубля (20%) [64].

Второй транш получен в феврале 1995 г. в размере 70,1 млн. СДР, или 101,7 млн. долл. США [64]. Кредит использован на создание запасов топочного мазута, кредитование кооперативного и жилищного строительства через Сбербанк, финансирование инвестиционных проектов и оборотного капитала промышленных предприятий. К концу 1995 г. заем был полностью использован.

В 1996 г. МВФ одобрил новую двенадцатимесячную кредитную программу stand-by для Беларуси на сумму 196,3 млн. СДР (239 млн. долл. США). Правительство получило только первый транш в 66,5 млн. долл. США, а затем отказалось от принятых на себя обязательств. Кредит использован на приобретение азотных удобрений, закупок топлива; в рамках этого кредита были предоставлены долгосрочный инвестиционные кредиты МТЗ, Минскому заводу им. Октябрьской революции, ГП «БелВАР», Могилевскому заводу «Электродвигатель» на общую сумму 13 млн. долл. США [62].

Кредитование Республики Беларусь МВФ в 1996 г.  было приостановлено, т.к. правительство не выполнило меры согласованной с МВФ программы.

Марк Хортон, постоянный представитель МВФ в Литве и Беларуси, 01.02.2002г. сделал заявление о том, что Международный валютный фонд готов продолжить переговоры о новой экономической программе для Беларуси только в том случае, если правительство республики пересмотрит некоторые прогнозные показатели на 2002 год. Как известно, белорусское правительство в 2001 году не смогло осуществить шестимесячную экономическую программу под наблюдением экспертов фонда. Именно это было основным и необходимым условием для начала переговоров о кредите «стенд-бай». Тогда возникли проблемы с выполнением бюджетных показателей и, прежде всего, с повышением зарплаты. По мнению экспертов МВФ, увеличение выплат работникам бюджетной сферы не основывалось на соответствующем увеличении продуктивности труда в республике. С такой оценкой экспертов согласился и Совет директоров МВФ [62]. По состоянию на 01.01.2005 г. Задолженность Республики Беларусь перед МВФ была полностью погашена. От получения кредитов на условиях МВФ, предложенных в настоящее время Беларусь воздерживается [50].

Помощь, полученная от Всемирного банка. История взаимоотношений Беларуси с ВБ условно может быть разделена на три периода: с 1992 г. по 1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000г. по настоящее время. В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. Все полученные республикой кредиты ВБ одобрены в этот промежуток времени. С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка.

Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.

Возобновлены консультации с Международным валютным фондом (МВФ). Правительство Республики Беларусь совместно с МВФ подготовили Программу мониторинга Международным валютным Фондом, которая реализовывалась в республике в период с 1 апреля по 30 сентября 2001 года. Заключено новое Кредитное соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по займу на проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере республики размером в 22,6 млн. долларов США. На Совете директоров Всемирного банка 14 марта 2002 г. утверждена новая Стратегия сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002 – 2004 гг. финансовые годы. Завершается подготовка кредитного проекта «О предотвращении эпидемии туберкулеза, ВИЧ/СПИД инфекции, заболеваний, передаваемых половым путем и реформировании системы здравоохранения».

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров