Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Структура управления образованием

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетаю­щей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распре­делением функций по уровням управления. Она характеризует­ся следующими положениями.

Федеральный уровень управления представлен Министер­ством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему органи­заций системы образования. На этом уровне управление подве­домственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.

Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение нахо­дится непосредственно в административном ведении соответ­ствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведе­ниями являются главным образом, учреждения профессиональ­ного образования[1].

Для учреждений дошкольного образования, общеобразо­вательных школ, части учреждений профессионального обра­зования характерна четырехзвенная структура управления: Ми­нистерство образования Российской Федерации —> орган уп­равления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —> образователь­ное учреждение.

Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управления­ми образованием субъектов Российской Федерации — мини­стерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основ­ное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они за некоторым исключением (см. данные о ведомственной принадлежности учебных заведений) не имеют в своем непосред­ственном ведении образовательных учреждений и осуществля­ют функциональное управление системой образования в преде­лах субъекта федерации.

Под "некоторыми исключениями" имеется в виду, что:

  в ведении 18 субъектов федерации находятся расположен­ные на их территории 1285 образовательных учреждений на­чального профессионального образования (остальные подведом­ственны федеральным органам);

  в ведении отдельных субъектов федерации находятся 28 высших и 100 средних специальных учебных заведений.

По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

Муниципальный уровень управления образованием пред­ставлен отделами народного образования (отделами образова­ния или другими структурными подразделениями органов вла­сти муниципальных образований). По отношению к образова­тельным учреждениям, относящимся к муниципальному уров­ню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществ­ляя управление ими по двухзвенной схеме.

Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в адми­нистративное ведение государственных и муниципальных орга­нов управления. По отношению к этим образовательным уч­реждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления (См. Приложение).

На уровне субъектов Российской Федерации законодатель­но установлены 18 функций управления. Они во многом повто­ряют функции федерального уровня, но сфера их реализации ограничена определенной территорией субъекта федерации. Эти функции также можно объединить в аналогичные группы.

1.  Формирование и осуществление государственной (регио­нальной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Глав­ным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соот­ветствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в пер­вую очередь региональных задач и проблем.

2.  Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регио­не, включая правовое регулирование в пределах своей компе­тенции. В первую очередь — это установление региональных ком­понентов государственных образовательных стандартов.

3. Установление дополнительных региональных льгот, эко­номических нормативов, различных норм и правил: льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных норма­тивов и порядка финансирования, дополнительных по отно­шению к федеральным социальных льгот учащимся и работни­кам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.

4.  Создание учебных заведений регионального ведения и не­посредственное руководство ими: осуществление функций вы­шестоящего органа, учредителя, прямое финансирование обра­зовательной деятельности.

5.  Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения госу­дарственных образовательных стандартов.

6.  Реализация специфических функций — лицензирование образовательных учреждений (за исключением лицензирования по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки пе­дагогических работников.

На муниципальном уровне органы местного самоуправле­ния ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего об­разования; ежегодную публикацию среднестатистических пока­зателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образова­тельных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона Российской Федерации "Об образовании", и можно еще раз убедиться в том, что госу­дарство уже на уровне распределения управленческих полномо­чий переложило ответственность за реализацию важнейшей кон­ституционной гарантии на формально негосударственные орга­ны власти и управления, т.е. практически перевело осуществле­ние государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.

К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции.

1. Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений с целью осуще­ствления государственной политики в области образования.

2.  Формирование местных бюджетов в части расходов на об­разование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.

3.  Предоставление гражданам, проживающим на соответству­ющих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.

4.  Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования.

5.  Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

6.  Создание и ликвидация местных (муниципальных) орга­нов управления образованием и (или) самоуправляемых школь­ных округов, определение их структуры и полномочий, назна­чение и увольнение по согласованию с государственными орга­нами управления образованием руководителей местных орга­нов управления образованием.

7.  Назначение руководителей муниципальных образователь­ных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми поло­жениями об образовательных учреждениях соответствующих ти­пов и видов или решением органа местного самоуправления;

8.  Строительство зданий и сооружений муниципальных об­разовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

9. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров