Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт

Представляется, что процесс приобретения газовой промышленностью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Действительно, отрасли удалось избежать разрушения своего ядра, более того, фактически только в новых условиях ее подлинная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся первенством нефтяной промышленности, оказалась в центре общественного внимания. Тем не менее до сих пор остро ощущается неурегулированность многих вопросов функционирования отрасли и РАО «Газпром». В основном все концентрируется вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и возможных мерах по ее либерализации.

Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыночной экономики – весьма специфическая отрасль, для которой стандартные подходы малоприемлемы. В развитых странах Запада, в том, числе в тех, где газовая промышленность пошла длительный путь развития, современное понимание ее статуса или сложность в последние 10-15 лет, или в настоящее время является предметом острой дискуссии. Проблемы либерализации газовой отрасли объективно связаны с необходимостью привлечения крупных финансовых средств для создания новых газотранспортных систем, гарантией возврата которых обычно выступает наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для его подачи по этим системам, и предварительных договоренностей с потребителями на поставки газа по ним. Однако для достижения таких договоренностей нужно подтверждение реальности сооружение системы в требуемые сроки и возможности обеспечения надежных поставок газа. Все это легче сделать крупным интегрированным компаниям, зачастую опирающимся на государственную поддержку, чем потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований.

Регулирование отрасли, на наш взгляд, будет происходить параллельно с развитием и унификацией методов регулирования газовой промышленности в странах Европы. Именно европейский вариант станет решающим. Североамериканский опыт, на который обычно ссылаются, играет гораздо меньшую роль, поскольку отсутствует практическое взаимодействие с инфраструктурой этого рынка: российский газ экспортируется в основном на европейский рынок, конкуренция и деловое сотрудничество осуществляются с его представителями и по принятым на нем правилам. Надо отметить, что в настоящее время в Европе нет унифицированной модели организации и функционирования газовой промышленности. Газовые рынки европейских стран за редким исключением не либерализованы. В большинстве случаев государство в той или иной степени контролирует отечественную газодобывающую отрасль, а также магистральный транспорт газа.

Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах- членах ЕС и переходе от национальных моделей к функционированию единого газового рынка. Генеральный секретариат Совета ЕС подготовил так называемое президентское компромиссное предложение о принципах работы газовой промышленности, которое стало объектом жестокой дискуссии и пока окончательно не принято. Разногласия в основном возникают из-за опасения, что нововведения не приведут к равноправию поставщиков и потребителей в различных странах ЕС. Это понятно, поскольку позиции привилегированных национальных участников газового рынка в европейских странах хорошо защищены, и главную угрозу влиятельные газовые компании видят в международной конкуренции и открытии рынка. Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е годы были во многом вызваны падение спроса на газ. Последнее произошло по ряду причин. Главная из них – господство традиционного, очень жесткого по форме, но мало ориентированного на экономические стимулы и развитие конкуренции регулирования, включающего контроль цен как в добыче газа, так и у потребителей. Параллельно была создана система долгосрочных контрактов по принципу «бери или плати». Подобная система могла существовать только в условиях достаточно стабильных или растущих цен на альтернативные топливно-энергетические ресурсы. Когда же в начале 80-х годов цены на нефть стали снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и ценообразования в газовой промышленности США сделало ее неконкурентоспособной, предопределило сокращения спроса на газ и трудности с выполнением долгосрочных контрактов. Вскоре аналогичная ситуация возникла в газовой промышленности Канады.

Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности с поставщиками других топливно-энергетических ресурсов. Для выражения такой конкуренции во многих случаях, в том числе импортно-экспортных контрактах, стали применяться формулы для цены газа как производной от «корзины цен» иных ресурсов (мазута, угля и т.п.). Эти изменения условий контрактов получили широкое распространение после нефтяных кризисов. Другой подход наряду с гибкой реакцией на внешнюю конкуренцию предусматривает также внутренние преобразование в газовой промышленности для создания в ней стимулов повышения эффективности.

В целом в Северной Америке кризисные явления конца 70-х годов способствовали реализации второго подхода. В 1984г. в США были одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов поставок в долгосрочных контрактах и введены требования открытого доступа поставщиков к сетям трубопроводного транспорта. Затем логика преобразований постепенно привела к необходимости разделения видов деятельности и предоставляемых услуг, к формированию уже в начале 90-х г. полностью конкурентного рынка. Таким образом, развитие рыночных отношений в газовой промышленности США и их глубина в значительной мере определялись остротой возникших проблем и наличием соответствующих предпосылок – большого количества субъектов рынка, длительным периодом предшествующего развития, приведшего к созданию широкой и даже чрезмерно разветвленной газотранспортной сети и других мощностей.

В Европе к периоду ценовых кризисов газовая промышленность не успела пройти столь длительный путь развития и находилась на этапе становления. Решения принимались преимущественно на межгосударственном уровне, поскольку зачастую определяющим фактором был импорт газа, в том числе из Советского Союза с его плановой экономикой. Это облегчало решения проблемы покрытия рисков, но одновременно усиливало государственное влияние. Неудивительно, что вполне естественным стало появление так называемых «уполномоченных» компаний, т.е. по сути государственных или ориентированных на государство фирм, занимающихся импортом газа, формированием газового рынка и имевших монопольные или близкие к этому статусу права в соответствующих странах. Кроме того, функционирование ограниченных национальными рамками рынков газа и других энергоносителей со своим специфическим законодательством препятствовало расширению конкуренции.

В России к настоящему времени создание основной инфраструктуры магистрального транспорта газа для снабжения внутренних потребителей в целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 года снижения объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его уровня, особенно учитывая растущие стремление к сохранению только платежеспособного спроса, возникла определенная пауза в развитии отрасли. Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных газопроводов для газоснабжения новых регионов, а также газификации мелких и рассредоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее, на внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возникнет потребность в высоких темпах роста объемов поставок газа, что создает благоприятный фон для повышения качества газоснабжения. Причем возможная неустойчивость внутреннего рынка не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время крупные инвестиции требуются для завоевания новых позиций для российского газа на устойчиво растущем европейском рынке.

На внутреннем рынке долгосрочные контракты на поставку газа практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникающих при либерализации газового рынка в других странах, и облегчает ведение новых форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой промышленности России носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995гг. действовала формула ценообразования, предусматривающая ежемесячную коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Для нынешних трудностей с неплатежами критически важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на газ и другие энергоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым (европейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт, а также при конкуренции с импортируемыми товарами это становится определяющим фактором.

Газовое законодательство как таковое в России практически отсутствует. Основу законодательной базы составляют закон РФ о недрах, закон о естественных монополиях и ряд правительственных положений и актов. Основываясь на этих документах, нынешнюю ситуацию, рациональные пути развития отрасли можно охарактеризовать следующим образом.

Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обуславливается как решающей ролью транспортного фактора, так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов.

Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в эксплуатации месторождения были переданы «Газпрому». Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей газотранспортной системы.

Целесообразно создать такую регулирующею систему, при которой «Газпрому» будет выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении. Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых месторождений не входящими в него структурами и поступление этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного потребления, ценовые и прочие условия которые могут формироваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа самим «Газпромом».

Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение является обязанностью «Газпрома». И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода это требование практически не нарушалось. Увеличение количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось.

Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми в системе несколькими способами резервирования: от объективного резервирования (резервные агрегаты на компрессорных станциях, резервные мощности в добыче и на транспорте) до многониточной и закольцованной структурой газоснабжающей сети и объектов хранения газа, прежде всего подземных газохранилищ. Роль последних многофункциональна: они позволяют сочетать высокую внутригодовую загрузку базовых магистральных газопроводов с переменным во времени уровнем потребления газа отдельными потребителями, показывать при необходимости экстремальные потребности, обеспечивать резервные поставки газа при технических отказах и авариях на объектах газоснабжения.

К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую ценность подземных хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их функции носят описательный характер, не подкреплены конкретными диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями, нуждающимися в соответствующем качестве услуг по газоснабжению.

Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собственного газа «Газпрома», так и газа сторонних производителей обеспечение надежности обоих видов поставок по крайней мере в течении достаточно длительного периода будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих функций, а также правила справедливого поведения оператора по отношению к поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения отказов оборудования или аварийных ситуаций еще предстоит разработать.

В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использованием национальных ресурсов природного газа.

В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответст

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров