Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Сущность экономических потребностей и их классификация

 

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические  предпосылки, географические условия.

Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

             Потребность отно­сится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимулирующих про­изводственно-экономическую деятельность. Природа потребнос­тей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают вследствие того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникнове­ние общественных потребностей.

Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности – потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации,  в условиях которой складываются и развиваются.

            Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

            Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

            С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

            Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

            Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

            Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

            Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

            Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.

            С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем в конечном счете полнее они удовлетворяются.

            Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление процесса возрастания потребностей.

         Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изме­няются с развитием общества, и установить их полный перечень практически невозможно.

          Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления.  При классификации необходимо учитывать следующие признаки:

 

  •  объективное содержание потребностей (материальные, социальные, духовные);
  •  принадлежность к тому или иному субъекту (общество в целом, группа, индивид);
  •  роль потребностей по отношению к материальному производству. Это позволяет выделить общие и конкретные (частные) потребности.

В экономической литературе существуют различные подходы к классификации потребностей.  Каждая из них строится по какому-либо одному, в лучшем случае по двум-трем признакам. Различие подходов зависит не столько от расхождения взглядов по существу, сколько от задач и аспекта исследования, тогда как характеристика потребностей как системы должна включать все классификационные признаки в целом.

      Необходимым моментом является классификация потребностей в зависимости от степени конкретизации: общие и конкретные. Под общей понимается потребность, удовлетворение которой обеспечивает определенный самостоятельный вид жизнедеятельности человека (потребность в пище, одежде, информации и т. д.). Объектом конкретных потребностей являются блага и услуги, служащие удовлетворению какой-либо общей потребности (часть и целое).

    Приведем пример наиболее удачной классификации потребностей.

По субъектам (носителям потребностей):

  •  индивидуальные, коллективные и общественные;
  •  домохозяйств, предприятий и государства;
  •  общественно-экономических классов и социальных групп.

По объектам (предметам, на который направлены потребности):

  •  материальные связанные с удовлетворением физических по­требностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;
  •  духовные, обеспечивающие стремление человека к образова­нию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.;
  • этические ( относящиеся к нравственности) и эстетические(касающиеся искусства);
  • социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, про­двигаться по службе и т.д.;

Исходя из очередности удовлетворения потребностей их подразделяют следующим образом.

  • Первичные (необходимые) - самые насущные потреб­ности человека, без удовлетворения которых он не может суще­ствовать. Эти потребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еде невозможно заменить потребностью  во сне и наоборот. В то же время одна и та же потребность может бьпь удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — ра­стительным.
  • Вторичные (избыточные) потребнос­ти -   удовлетворяются после удовлетворения первичных; являются замещаемыми. Например, вмес­то кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первич­ные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров