Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Демонополизация страхового дела в России

 

Бурное развитие страхового дела в России во вто­рой половине XIX в. дало свои  результаты: в 1913 г. в форме страховых платежей во всех страховых учреждениях России было аккумулировано 204,9 млн. рублей, что принесло хорошие дивиденды членам акционерных страховых обществ. Дальнейшее развитие страхового дела было прервано политическими потрясениями 1914-1917 гг., вызвавшими тяжелые экономические последствия. Страховое дело было национализировано в числе прочих видов экономической деятельности, за исключением взаимного страхования ценностей кооперативных организаций, а средства страховых обществ конфискованы в доход государства. Однако и без такого прямого уничтожения страхового дела оно не смогло бы выполнять свою основную функцию – компенсации материального ущерба - в условиях гиперинфляции, гражданской войны, разрухи и голода. Новая власть это поняла и Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. вообще отменила имущественное страхование, восстановив его лишь по окончанию гражданской войны.

В условиях установившейся командно-административной экономики страховое дело было централизовано и, как все прочие институты,  стабильно функционировало до следующей гиперинфляции 90-х гг. В этот период была разрушена теперь уже государственная система страхования, и началось воз­рождение страхового рынка в рыночных условиях, продолжа­ющееся по  настоящее время.

         Решение перечисленных выше задач возможно лишь при условии, что государство определит в качестве важнейшей своей функции  деятельность по демонополизации экономики и ее страхового сектора. Как известно из мирового опыта функционирования рынка, монополия – неизбежный его результат. Без вмешательства государства монополия наносит огромный ущерб всем рыночным структурам, подрывая основу их существования. В развитых странах государство уже давно пытается ставить различные ограничения монополизации в экономике. В настоящее время эта политика приобрела такие масштабы, что вполне резонно рассматривать демонополизацию в качестве важнейшей функции государства, одно из основных направлений его деятельности, сравнимое с его функциями по поддержанию занятости или противодействию инфляции.

В российской экономике, где масштабы и глубина монополизма намного больше, чем в странах с давними рыночными традициями и где впору говорить о сверхмонополизме, соответственно и значимость демонополизации возрастает. Например, в страховом деле два советских страховщика – Госстрах и Ингосстрах - были «избавлены» от взаимной конкуренции разделением сфер деятельности. В этих условиях понятие «государственное страхование» стало отражать иное, чем прежде, содержание – сферу деятельности внутри страны. От него отпочковалось «иностранное страхование», т.е. деятельность вне пределов страны. С точки зрения правовой, обе эти сферы оставались государственными. В частности, Ингосстрах назывался «Главным управлением иностранного страхования СССР». Лишь в 1973 г. Ингосстрах стал первым в СССР акционерным страховым обществом.[1]

Обращаясь к истокам демонополизации страхового дела в конце 80-х годов, надо отметить, что этот процесс в России начался с принятием Верховным  Советом СССР  26 мая 1988 г. Закона СССР «О кооперации»[2]. В п.3 ст.22 данного Закона сказано: «Кооператив в целях создания устойчивого финансового положения и возмещения ущерба, возникающего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств, не зависящих от его деятельности, может страховать свое имущество и имущественные интересы в органах государственного страхования. Страхование осуществляется добровольно по решению общего собрания кооператива.

         Кооперативы и их союзы (объединения) вправе создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования».     

         По своему содержанию эта законодательная норма послужила импульсом для развития частного страхования в России. Первой кооперативной страховой организацией был московский кооператив «АСКО». В 1989 г. была создана ассоциация  советских страховых организаций (АССО), созданная с целью защиты интересов страховых кооперативов.

         Поскольку сфера проведения страховых операций была определена неоднозначно, то эта законодательная норма дала возможность кооперативам заниматься страхованием не только в пределах кооперативной системы. Кроме того, кооперативам разрешалось определять условия, порядок и виды страхования, они начали заниматься проведением добровольного имущественного и личного страхования. Частные страховые компании стали успешно конкурировать с Госстрахом, завоевывая страховой рынок, применяя гибкую систему тарифных ставок и условий страхования. Этому способствовали последующие нормативные акты, развивавшие дальнейшую демонополизацию страхового дела, среди которых:

1) Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденное  постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. (№ 590)[3] и Постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства»[4] от 16 августа 1990 г.;   

2) Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[5] от 25 декабря 1990 г., Закон РСФСР «О собственности в РСФСР»[6] от 24 декабря 1990 г.;

3) Постановление правительства РСФСР «Об утверждении Положения об акционерных обществах»[7] от 25декабря 1990 г. (№601).

Так, Постановление № 590 давало возможность проведения страхования одновременно государственными, акционерными, взаимными и кооперативными обществами, а Закон и Постановление правительства заложили принципы рыночной экономики, на основании которых действовали, в том числе, страховые организации. 

31 мая 1991 г. Верховным Советом СССР были утверждены «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик»[8] (далее по тексту -  «Основы»). Указанный нормативный акт учитывал формирование рыночных отношений, что проявилось в установлении новых правил, регламентирующих предпринимательскую деятельность, одним из видов которой является страхование.

«Основами» были предусмотрены специальные нормы о субъектах, объектах, особенностях проведения предпринимательской деятельности и имущественной ответственности за ее ненадлежащее осуществление. Впервые было закреплено право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Граждане получили право создавать юридические лица, как коллективным, так и индивидуальным путем.

Все юридические лица в «Основах» были определены в качестве коммерческих и некоммерческих лиц. Например, к коммерческим юридическим лицам были отнесены хозяйственные общества и товарищества. К объектам гражданских прав относились, в том числе, имущественные права на пай (долю) в имуществе хозяйственного общества, товарищества, кооператива. Долевое (паевое) участие давало право на получение части дохода, участие в управлении, получение доли при ликвидации организации. Так, «Основами» было реформировано право собственности, поскольку документ установил многообразие и равноправие всех форм собственности, а также гарантии их защиты.

Все вышеуказанное имеет непосредственное отношение к страхованию,  процесс демонополизации которого быстро развивался. Теперь граждане могли в соответствии с законодательством создавать коммерческие страховые организации с правами и обязанностями, регулируемыми участниками гражданских правоотношений. В «Основах» появилась глава 14, посвященная страхованию, которая так и называется  «Страхование». Она включает в себя всего три статьи (ст.ст.106-108 в Приложении 2, п.1), которых сформулированы объекты и субъекты страховых правоотношений, определен круг наиболее существенных обязательств страховщика и страхователей при наступлении страхового случая.  Определено, в частности, что страховщиками могут быть юридические лица, имеющие лицензию на право осуществления страховой деятельности.

Согласно «Основам», страхование осуществляется в двух формах – добровольной и обязательной государственной. Договору добровольного страхования посвящена целая статья, в которой подчеркнута возмездность страховой услуги, необходимость ее письменного оформления, независимость выплаты страховой суммы от выплат по социальному страхованию и обеспечению, а также в  порядке возмещения вреда, предоставлено право страховщику на регрессный иск к лицам, виновным в нанесении ущерба, оговорены некоторые другие принципиальные положения страховых правоотношений. Обязательное государственное страхование, согласно «Основам», осуществляется в установленных законодательными актами случаях исключительно государственными страховыми организациями. Заключение договора обязательного страхования не предусматривалось, поэтому страховое обязательство возникало, согласно ст.3 «Основ», вследствие событий, с которым законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий. Перечень таких событий должен устанавливаться законодательными актами.

Экономические и правовые реформы также привели к изменениям в системе государственного страхования. Постановлением Совета Министров СССР от 23 июня 1991 г. «О мерах государственного регулирования страховой деятельности»[9] был учрежден орган государственного страхового надзора (Госстрахнадзор). Постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1991 г.  «О создании Всесою

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров