Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей

 

Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

- рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

- анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;

- извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

- приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

- защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

Данные полномочия реализуются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[2].

МАП РФ были разработаны Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям[19, с. 36-38]:

1)            формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций. Подразделения по защите прав потребителей органов местного самоуправления:

- координируют деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;

-   взаимодействуют с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;

- подготавливают проекты нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей;

-    вносят руководству органа местного самоуправления предложения по совершенствованию защиты прав потребителей;

-   подготавливают предложения о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;

- оказывают помощь уполномоченным поселковых и сельских администраций в работе по защите прав потребителей;

-    сотрудничают с общественными объединениями потребителей, содействуют развитию общественного потребительского движения;

2) Оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)

Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:

-   при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;

-   по утвержденному плану работы;

- по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;

- совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом требований органа местного самоуправления, предъявленного в рамках его компетенции, последний вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителей или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Материалы могут быть переданы территориальным управлениям МАП РФ, другими контролирующими органам для принятия мер в рамках их компетенции.

Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления вправе согласно статье 44 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); при выявлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно – приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются органу местного самоуправления, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя.

По информации территориальных управлений МАП России в 2002 г. 2350 органов местного самоуправления (или 89% от их общего количества) занимались защитой прав потребителей. При этом в 25% органов созданы самостоятельные структурные подразделения по защите прав потребителей, а в 64% – специалисты по защите прав потребителей введены в другие структурные подразделения (см. также приложение 5). Как показывает практика, систематическая, масштабная и многоплановая работа по защите прав потребителей в муниципальных образованиях под силу органам местного самоуправления, имеющим самостоятельные структуры по защите прав потребителей.

Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой областью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления.

Сдерживающим фактором для развития самостоятельных структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления является недостаточность финансирования последних. Вследствие этого уровень защищенности жителей административных центров значительно выше, нежели отдаленных населенных пунктов (сел и поселков). Но даже в такой форме деятельность специалистов по защите прав потребителей существенно влияет на уровень правовой защищенности граждан-потребителей. Учитывая значительные расстояния, разделяющие районные центры и многие населенные пункты, специалисты по защите прав потребителей районов используют такую форму, как организация выездных приемов потребителей.

Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.

Объективно расширяется круг проблем, с которыми потребители обращаются в органы местного самоуправления. По наиболее сложным вопросам органы местного самоуправления, в свою очередь, обращаются за разъяснениями в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в МАП России.

Больше всего обращений поступает в антимонопольные органы из муниципальных образований, где имеются структурные подразделения по защите прав потребителей. Меньше обращений граждан поступает из тех муниципальных образований, где специалисты совмещают функции по защите прав потребителей с другими обязанностями. Некоторые территориальные управления отмечают, что из городов и районов, где отсутствуют специалисты по защите прав потребителей, обращений в территориальные управления не поступает вообще. При этом следует отметить, что, если органы местного самоуправления имеют в своем составе специалистов по защите прав потребителей, то обращения потребителей и хозяйствующих субъектов поступают в территориальные управления МАП России при невозможности решить вопрос на месте или при несогласии с позицией отдела (специалиста) по защите прав потребителей.

Антимонопольные органы проводят анализ деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей и направляют информацию главам администраций городов и районов. Одновременно направляются рекомендации по созданию эффективного механизма защиты прав потребителей, обеспечивающего условия, при которых каждый житель города или района будет иметь возможность дл

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров