Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Говорим по-английски: Учебно-методическая разработка. /Сост.: Та- расенко В.Е. и др. ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 28с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Учебное пособие «Неличные формы глагола» для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Компьютеры. Часть 1. Учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык. /О.А. Семина./ – ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2005. – 166с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла З. В. Егорычева. Инженерная геодезия: Методические указания для студентов специальности 170200 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» дневной и заочной формы обучения. – Красноярск, изд-во КГТУ, 2002. – 60 с. (1)
(Методические материалы)

Значок файла СУЧАСНИЙ СТАН ДЕРЖАВНОЇ ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАЇНИ (3)
(Статьи)

Значок файла ОРГАНІЗАЦІЙНО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ЗАСАДИ ДЕРЖАВНОГО ПРОТЕКЦІОНІЗМУ В АГРОПРОМИСЛОВОМУ КОМПЛЕКСІ УКРАЇНИ (5)
(Статьи)

Значок файла Характеристика контрольно-наглядових повноважень центральних банків романо-германської системи права (5)
(Рефераты)


Заказ научной авторской работы

Правовое регулирование права на неприкосновенность личности в международном праве и российском законодательстве

 

Приоритетность принципа неприкосновенности личности, являющегося важнейшим составляющим правового статуса личности, обусловила его повсеместное включение в различные правовые акты как международного права, так и российского законодательства. Исходя из объективной необходимости определенного вмешательства в гарантированную конституцией неприкосновенность личности для достижения общего блага, соблюдения интересов каждого члена общества, международные нормы, соглашения и национальное законодательство России осуществляют правовое регулирование такого вмешательства на всех уровнях его применения[1].

Еще на заре человеческой цивилизации мыслители различных школ  высказывали идею о свободе и равенстве, вели полемику о принципах устройства справедливого общества и «идеального государства». Однако свобода личности тысячелетия существовала только как противоположность рабству.

Свобода и неприкосновенность личности как принцип гражданского общества берет начало в английской Великой хартии вольностей 1215 года, в которой закреплено, что «ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны»[2]. Данное наложение было развито английским парламентом в 1679 году в Петиции прав и в 1679 году, став известным всему миру, как «Habeas Соrpus Act», установив юридические гарантии неприкосновенности личности: любой задержанный полицией должен быть доставлен к судье, который решает вопрос, отправить задержанного и тюрьму или отпустить под залог до рассмотрения дела судом, иначе говоря, обоснованность задержания должна быть определена судебной властью, и в случае незаконного заключения лица под стражу, он должен быть освобожден[3].

Законодательно право па неприкосновенность личности впервые было провозглашено в статье 7 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года. Вскоре Конгресс США, приняв Билль о правах, возвел право на защищенность личности от необоснованных задержаний в ранг конституционных положений.

Большинство современных международно-правовых актов допускают, с одной стороны,  возможность и необходимость ограничения неприкосновенности личности в публичных целях, а с другой – закрепляют гарантии от произвольных нарушений принципа личной неприкосновенности.

Так, содержательная часть Всеобщей декларации прав человека 1948 года -  «манифеста» современного правоведения - начинается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». И далее, в ч.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее – Европейская Конвенция) провозглашает, в частности, следующее: Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом. Все лица, находятся ли они на свободе или под стражей, имеют право не быть лишенными свободы, кроме как в соответствии с определенными частью 1 условиями, а в случае ареста иметь возможность воспользоваться различными гарантиями, предусмотренными частями 2-5 Конвенции. Ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены (ст.ст. 5, 18).

Закрепленные в ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантии преследуют три основные цели: а) обеспечить каждому право на индивидуальную неприкосновенность (свободу); б) определить случаи, в которых данное право может быть ограничено; в) оговорить условия, необходимые для того, чтобы действия по ограничению индивидуальной свободы контролировались судами и осуществлялись в строгом соответствии с законом[4]. Перечень случаев ограничения индивидуально свободы, закрепленный в ч.1 ст. 5 Конвенции, является исчерпывающим и расширению не подлежит: a) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом; b) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом; c) законный арест или задержание лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения; d) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом; e) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг; f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

Как отмечается в литературе, вступление Российской Федерации в 1998 г. в Совет Европы повлекло за собой признание всех гарантий прав человека, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также юрисдикции контрольных органов по правам человека, учрежденных в Совете Европы[5].

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года также провозглашает: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно» (ч. 1 и 4 ст. 9). Аналогичное положение нашло отражение в пп. 5.15 и 23.1 Документов Копенгагенского и Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 и 1991 годов.

Среди процессуальных гарантий, которые необходимо соблюсти при задержании или избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, международно-правовые акты называют следующие: а) каждому арестованному сообщается при аресте причина его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение; б) каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо должно в срочном порядке доставляться к судье или другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока (без неоправданной задержки) или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но может ставиться в зависимость от предоставленных лицом гарантий его явки в суд; в) каждый, кто стал жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию причиненного ущерба.

Кроме вышеуказанных документов, определенные положения, касающиеся регулирования ограничения неприкосновенности личности, содержатся в иных документах международного права: в Своде принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденном Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1988; в Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26.11.1987; в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 30.08.1955; в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правилах»), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1985; в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений злоупотребления властью (1985 г.); в Основных принципах обращения с заключенными, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990; в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990; в Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14.12.1990 и др.

Вступившая в силу 11.08.1998 Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека стала новым этапом в деле признания приоритета личности. Конвенция, как и другие важнейшие международные документы, провозгласила право каждого на неприкосновенность личности и предусмотрела в ст. 5 ч. 1 следующие случаи ограничения свободы личности при применении к нему уголовно-процессуального принуждения: а) законный арест или задержание лица; б) законное задержание несовершеннолетнего с целью передачи дела на расследование, вынесения наказания или в суд.

Конституция 1993 г. впервые включила в правовую систему нашей страны принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Это обстоятельство дало возможность лицам, вовлеченным в уголовный процесс, при защите своих прав и свобод непосредственно ссылаться на демократические нормы, принятые в международном праве. При этом Конституция четко закрепила правило, согласно которому, в случае возникшего противоречия между российскими законами и международными нормами, приоритет имеют правила международного договора. Это правило распространяется и на уголовное судопроизводство, что подтверждается и ч.3 ст. 1 УПК РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора».

Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации определяется УПК РФ, основанным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ); законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), которая допускает возможность определенных ограничений прав и свобод человека (ст. 55). Положения части 3 указанной статьи определяют границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. Статья 55 включает принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 17 Конституции: «Соблюдение прав и свобод других лиц входит в общую систему оснований, ограничивающих злоупотребление правами и свободами».

Завершает список актов, содержащих уголовно-процессуальные нормы, УПК РФ. Порядок уголовного судопроизводства, определенный им, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного процесса (ч. 2 ст. 1 УПК). УПК содержит положения, касающиеся неприкосновенности личности в уголовном процессе, определяющие порядок применения таких мер государственного принуждения, как: задержание, личный обыск, освидетельствование и др., а также мер пресечения - заключения под стражу, отобрание подписки о невыезде и др.

Не все вопросы, связанные с ограничением прав личности, в том числе ее неприкосновенности, в уголовном процессе охватываются перечисленными выше актами, так как некоторые из них либо требуют более детальной регламентации (порядок содержания под стражей), либо относятся к деятельности, сопутствующей уголовно-процессуальной (оперативно-розыскная и др.). Поэтому правовой базой ограничения неприкосновенности личности являются и некоторые федеральные законы.

Право личности на защиту ее неприкосновенности раскрываются, в частности, в Законе РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в ст. 4 которого определяется, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащихся под стражей.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо, согласно ст. 4 Закона РФ «О милиции», лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Милиция сообщает по просьбе задержанных лиц (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Ограничение неприкосновенности личности регламентируется также ст.ст. 2, 10, 26-36 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 7 Закона РФ «Об органах федеральной службы безопасности», ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 23 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 62 Закона РФ «О средствах массовой информации», Законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В заключение следует заметить, что Указы Президента РФ, руководящие разъяснения пленума Верховного Суда РФ, Постановления Конституционного Суда РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и указания Генерального Прокурора РФ и иные ведомственные акты не могут предусматривать нормы, регулирующие ограничение неприкосновенности личности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Если проанализировать уголовно-процессуальные нормы, посвященные правовому регулированию вопросов, связанных с лишением или ограничением свободы (задержание, избрание меры пресечения в виде ареста либо домашнего ареста, помещение в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения судебной экспертизы), то можно прийти к выводу, что российский законодатель внес существенные коррективы в процедуру лишения гражданина свободы и привел ее в соответствие с требованиями Конституции РФ и международного права в этом вопросе. Однако приведение законодательства в соответствие с международными, в том числе европейскими стандартами, еще не свидетельствует о том, что таким стандартам будет соответствовать и правоприменительная практика. Прежде всего, это касается сроков содержания обвиняемых под стражей, которые далеко не всегда являются разумными с позиции ст. 5 Конвенции, что выступает одним из наиболее часто встречающихся оснований поступающих в Европейский суд жалоб из России[6]. В рамках проблемы, связанной с лишением свободы, существует и проблема условий содержания обвиняемых под стражей, которая для России достаточно актуальна, а также применения насилия и угроз, которые чаще всего происходят в условиях изоляции подозреваемых и обвиняемых, т.е. по отношению к задержанным и содержащимся под стражей.



[1] Васильева Е.Г. Проблемы ограничения прав личности в уголовном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 2002.

[2] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М. 1984. С. 48.

[3] Там же.

[4] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М., 2005.

[5] См.: Захарова С.С., Панин Ю.И. Проблемы реализации международных стандартов при задержании и применении меры пресечения «заключение под стражу» // Международное публичное и частное право. 2005. N 3.

 

[6] См.: Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. М., 2002. С. 28-29.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров