Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (7)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (23)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (20)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Естественные монополии. Основные понятия

 

Основным   документом,    регулирующим    вопросы   естественных монополий в России, является Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. № 147-ФЗ. Этим законом установлен исключительный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий, органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, методы государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий, права и обязанности органов регулирования естественных монополий их функции и полномочия.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров[1].

            Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии[2].

Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик,  что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих  с   ним    хозяйствующих   субъектов. Крупные предприятия

обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи  с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность[3]. Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик,  определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли. Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны  особо важное и стратегическое значение  для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте-и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем[4].    Государство,    опираясь    на   общее    понятие    естественных

монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства  или виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.02.1995г. №147-ФЗ  регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

            - услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования[5].

Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии, определяемого   в    соответствии   с    абзацем  вторым части первой статьи 3

Федерального закона №147-ФЗ, в состояние конкурентного рынка[6].

            История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточняться в настоящее время. В условиях советской экономики естественные монополии, как специфический предмет государственно-правового регулирования не выделялся, потому, что монополиями в своем роде были все  отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало.  По мере проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор. Фундаментальное значение имеет Федеральный закон  «О естественных монополиях» от  17.08.1995г. № 147-ФЗ и определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. В отношении некоторых сфер естественных монополий приняты регулирующие специальные нормативно-правовые акты, например федеральные законы «О связи» от 07.07.2003г. №126-ФЗ, «О почтовой связи» от 17.07.1999г. №176-ФЗ, «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.1995г. №153-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным услугам связи» от 13.08. 1996 №950; О развитии газификации Российской Федерации в 1996-2000 годах» от 18.07. 1996г. № 819. В основной части в нормативно-правовую основу естественных монополий входит принятый впервые в юридической практике нашего государства  Федеральный закон «Об энергосбережении» от 10.04.1996г. №28-ФЗ. Он определяет нормативно-правовую базу по эффективному использованию энергетических ресурсов, прежде всего электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении[7]. Ценообразование в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней. В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской Федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или совместном ведении с Российской Федерацией. Это право зафиксировано в ст. 76 Конституции Российской Федерации[8]. Нормативно-правовая база естественных монополий тесно связана с нормативно-правовой базой конкуренции и монополистической деятельности. В частности, речь идет о Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948-13.



[1] О естественных монополиях//Федеральный закон от 17.08. 1995 №147-ФЗ;

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров