Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (4)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (2)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Оперативно-розыскное право

 

Оперативно-розыскное право - это социально обусловленная система правовых норм, регулирующих гласную и негласную деятельность органов обеспечения безопасности России по использованию специальных сил и средств, проводимую с целью защиты человека и общества от преступных посягательств, а также розыска лиц, совершивших преступления, и общественные отношения, возникающие в этой деятельности.

Рассмотрим один из важнейших компонентов отрасли права - ее норму, а также вопрос об оперативно-розыскных правоотношениях, возникающих в оперативно-розыскной деятельности.

Норма оперативно-розыскного права можно представить как установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения и связанные с ним общие веления, призванные в своем единстве регулировать общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности. Можно определить норму оперативно-розыскного права и иначе. Например, как исходящее от государства и охраняемое им общее правило поведения, которое предоставляет участникам оперативно-розыскной деятельности юридические права и возлагает на них юридические обязанности[1].

Не ставя в рамках настоящей статьи задачу детально обосновать определение нормы оперативно-розыскного права, отметим лишь то, что эта правовая норма является истинной, т.е. обладает объективным свойством, выражающим проверяемую практикой меру пригодности ее содержания и формы в виде познавательно-оценочного образа соответственно отражать тип, вид, уровень либо элемент развития человеческой деятельности.

Структурно норма оперативно-розыскного права, как и любая иная норма (в логическом ее понимании), состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Автор специально акцентирует внимание читателей на рассмотрении нормы оперативно-розыскного права как логической нормы, характеризующей бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительные и нормативно-регулирующие качества (в отличие от нормы-предписания, воплощающей государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования[2]). Такой подход позволит более детально осветить проблемы становления уголовно-розыскного права, поможет точнее определить «болевые точки» процесса формирования законодательства об оперативно-розыскной  деятельности.

Элементы логической нормы схематично можно представить так: «если - то - в противном случае»[3]. Например, логическую норму оперативно-розыскного права, состоящую из предписаний, содержащихся в ч. 2 ст. 16 и ч. 9 ст. 5 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», можно представить в следующем виде: если возникла реальная угроза противоправного посягательства на жизнь лица в связи с его содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то эти органы обязаны принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, в противном случае (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности с нарушением Закона) наступает ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

На этом простом примере можно убедиться, с одной стороны, в пользе конструирования логических норм, а с другой - в несовершенстве действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Анализ текста упомянутого Закона позволяет сделать заключение о том, что в нем содержится единственное (!) упоминание о возможных санкциях для нарушителей правил оперативно-розыскной деятельности (ч. 9 ст. 5 Закона). Причем эти санкции весьма и весьма декларативны. Что означает «ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации»? Уголовная ответственность? Административная? Материальная? Какая-то иная? Или все виды ответственности вместе взятые? Полагаем, что нарушение предписания нормы оперативно-розыскного права может (и, разумеется, должно) влечь санкцию, относящуюся исключительно к сфере уголовной, дисциплинарной или материальной ответственности.

В связи с этим необходимо предусмотреть в Законе об оперативно-розыскной деятельности санкции (ответственность) за конкретные действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие санкции должны быть более детализированы, чем имеющиеся в действующем Законе, и отнесены к конкретным отраслям законодательства.

Не менее актуальным, чем исследование норм оперативно-розыскного права как для теории, так и для практики является изучение вопроса об оперативно-розыскных правоотношениях или, точнее, о правовых отношениях в оперативно-розыскной деятельности.

Известный советский юрист М.С. Строгович считал, что «юридические законы нельзя понять и правильно объяснить, если не рассматривать их вне связи с общественными отношениями»[4]. Вне всякого сомнения, его высказывание справедливо и в отношении законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Вообще проблема наличия и роли правоотношений в такой деятельности государства связана с аналогичной не вполне разрешенной проблемой в родственных для оперативно-розыскного права отраслях - уголовном и уголовно-процессуальном праве прежде всего. Не секрет, что в отечественной науке долгое время замалчивалось либо вообще отрицалось, в частности, существование уголовно-правовых отношений[5]. Только в конце 50-х - начале 60-х годов, благодаря работам А.А. Пионтковского, М.С. Строговича и других ученых, удалось разрушить миф об отсутствии в уголовном праве правоотношений[6]. В результате плодотворных дискуссий большинство ученых признали наличие правоотношений как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном праве. Был также отмечен их специфический, отличный от других отраслей права характер, определяемый тем, что отношения здесь возникают по поводу совершения преступления.

Таким образом, при исследовании правоотношений в оперативно-розыскной деятельности возникает двойная сложность. Во-первых, необходимо учитывать специфичность, исключительность правоотношений в отраслях науки, от которых отпочковывается оперативно-розыскное право. Во-вторых, нельзя забывать о феномене собственно оперативно-розыскного права как новой комплексной отрасли. И все же постараемся ответить на следующий вопрос: имеются ли, и если имеются, то в чем выражаются правоотношения в оперативно-розыскной деятельности?

Читатели-оппоненты заведомо могут выразить сомнение: возможно ли ограничить рамками правоотношений борьбу органов обеспечения безопасности Российской Федерации (специальных служб и правоохранительных органов) с преступлениями, равно как и в целом работу по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в их негласной сфере деятельности? Что же, такие сомнения вполне уместны, хотя, скорее всего, беспочвенны. Правоотношения в указанной сфере деятельности государства - оперативно-розыскные правоотношения - не только теоретически возможны, но и достаточно реальны, в чем и постараемся убедить читателей.

Рассуждения начнем со следующей общетеоретической посылки. Исходя из реальности оперативно-розыскного права (хотя и непризнанного пока наукой), предположим, что в новой отрасли права правоотношений не существует. Разумеется, возможные оппоненты могут возразить на это и заявить, что сама постановка вопроса о реальности оперативно-розыскного права есть не более чем абстрактное теоретизирование. Не возражая на это, пожелаем только придерживаться столь же бескомпромиссной позиции и в возможной конкретной жизненной ситуации, в которой, не дай Бог, может оказаться, наверное, почти каждый из потенциальных оппонентов, т.е. в ситуации, когда российские специальные службы или правоохранительные органы негласно ограничат его конституционные права в связи с совершением «кем-либо» преступления. Вот тогда, следуя логике оппонента, ему не следует возмущаться и требовать от компетентных органов ни объяснений в связи с ограничением его прав человека и гражданина, ни материалов, возможно, имеющегося «досье» па себя, ни компенсации за вероятное нанесение морального вреда или материального ущерба, ни многого другого, регулированием чего и призвано заниматься отрицаемое им оперативно-розыскное право. Став на такой путь, придется, во-первых, проигнорировать положение теории о том, что во всех отраслях права обязательно присутствуют правоотношения и, во-вторых, признать, что оперативно-розыскное право является исключением в «семье» отраслей российского права, так как оно должно строиться не в зависимости от предмета правового регулирования (т.е. особенностей общественных отношений в данной области права), а с учетом каких-то иных критериев. Возможно ли это? Отрицательный ответ напрашивается сам собой. Следовательно, с позиций теории предположение о наличии правоотношений в оперативно-розыскном праве обоснованно, и вопрос, по-видимому, состоит лишь в том, чтобы их определить, вычленить среди иных правоотношений, а также объяснить их особенности.

Оперативно-розыскная деятельность как вид государственной деятельности заключается в защите человека и гражданина от преступных посягательств посредством решения задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и розыску лиц, их совершивших («узкое» толкование оперативно-розыскной деятельности). В ней, как и в других видах деятельности государства (например, в уголовно-исполнительной и уголовно-процессуальной), должно сохраняться общее положение: осуществление органами обеспечения безопасности и их должностными лицами своих правомочий в оперативно-розыскной деятельности (в частности, в оперативно-розыскном процессе) производится посредством преломления их в сугубо специфических правоотношениях - оперативно-розыскных отношениях. Силы обеспечения безопасности Российской Федерации и их представители, реализующие на практике нормы оперативно-розыскного права, являются субъектами (участниками) оперативно-розыскных отношений точно так же, как следователь и суд являются участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений, применяя меры уголовно-процессуального характера. Иные лица (конфиденты и специалисты, с одной стороны, проверяемый и разыскиваемый - с другой), участвующие в производстве по оперативному делу и наделенные определенными правами и обязанностями, также выступают субъектами (участниками) оперативно-розыскных отношений[7].

Следовательно, оперативно-розыскные отношения возникают в основной части оперативно-розыскной деятельности, называемой оперативно-розыскным процессом, т.е. в основанной на законе и, как правило, облеченной в форму правовых отношений деятельности органов обеспечения безопасности Российской Федерации, использующих специальные силы и средства, осуществляемой в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

Думается, что в практической оперативно-розыскной деятельности сил обеспечения безопасности уже достаточно давно сложились объективные предпосылки для интеграции имеющихся процедур и порядка осуществления отдельных оперативно-розыскных действий в единый операти

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров