Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Сегодня система обеспечения конституционных прав и
свобод граждан в регионах России представляет собой довольно пеструю картину,
причем не только по организационным формам, но и по темпам продвижения к
конституционной модели устройства государственно-правового механизма охраны
основных прав и свобод. Едиными основами всей системы органов государственной
власти являются конституционные положения: о регулировании и защите прав и
свобод граждан (предмет ведения Российской Федерации) и о защите прав и свобод
граждан (предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов). Однако процесс
создания подлинно единой системы органов государственной власти России, обеспечивающей
охрану и защиту основных прав и свобод личности, идет весьма неравномерно в
разных регионах, на разных уровнях власти, в разных ведомствах.
Особенность состояния этого важнейшего института
демократии сегодня заключается в том, что задача государственных органов по
обеспечению охраны и защиты основных прав и свобод граждан выступает как
внутренняя задача обеспечения прав, прежде всего, самих чиновников государственного
аппарата, а не населения, как это должно быть по определению. Органы
государственной власти приобрели за последние годы чрезмерную относительную
самостоятельность. В итоге оказались исчерпанными ресурсы доверия граждан к государству
и его органам. Это привело как к отчуждению масс от государственных структур,
так и к отчуждению государственных органов от населения. Как справедливо
отмечает В.В. Лазарев, отчуждение государственных органов можно
охарактеризовать как неприятие принципа, исходящего от общества, - жить по
справедливости и исходящего от власти - жить по закону. Последнее в большой
степени означает поклонение теневым ценностям.[1]
Важным для всей России документом является проект
Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека,
разработанный в 2000 г. Комиссией по правам человека при Президенте РФ. В его
основу положены нормы и принципы взаимоотношений гражданина и государства,
признанные международным сообществом. В проекте отражены вопросы развития
политических и гражданских прав, прав третьего поколения, защиты социально-экономических
прав населения, определены группы населения, нуждающиеся в неотложной защите
своих прав, освещены вопросы образования и просвещения в области прав человека,
обеспечения единых стандартов защиты прав человека, в том числе с помощью
международно-правовых актов и договоров в этой сфере. Однако вопросы охраны,
предупреждения конституционных прав и свобод граждан не нашли должного
освещения в указанном проекте.
Наличие правовых норм, закрепляющих возможность
гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами,
вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их
реализация или охрана и защита. Наличие таких норм является необходимым, но
отнюдь не достаточным условием для реализации личностью своих прав и свобод в
практике общественных отношений.[2]
Требуется реализация провозглашенного в Конституции права личности, т.е.
действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного
права. В свое время Л.С. Явич писал, что право – ничто, если его положения не
находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных
отношениях и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации
в жизни общества.[3]
В юридической литературе реализация прав и свобод
граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс,
обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые
лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от
любых посягательств. Как конечный результат, она означает достижение полного
соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения
определенных поступков и суммой фактически последовавших действий.[4]
Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет
определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права,
их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний
в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации
понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом
согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и
иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс.
Вопрос о структуре механизма реализации прав граждан в
юридической науке является дискуссионным. Так, иногда в нем выделяют три
составные части: 1) механизм обеспечения, являющийся предпосылкой осуществления
прав граждан, 2) механизм непосредственной реализации - фактического
претворения этих прав в жизнь и 3) механизм защиты, вступающий в действие при
нарушении прав и направленный на их восстановление.[5] Это
представляется не вполне правильным, поскольку и обеспечение и защита прав
выступают как процессы, постоянно сопровождающие действие непосредственно
механизма реализации.
С точки зрения К.Б. Толкачева, механизм реализации
прав граждан состоит из двух подсистем: подсистемы обеспечения реализации прав
и подсистемы действий (актов поведения) граждан по пользованию закрепленными
правами,[6] то
есть непосредственная реализация права.
Для понимания действия механизма правового обеспечения
конституционных прав и свобод граждан необходимо: во-первых, раскрыть роль
государства в обеспечении прав и свобод граждан; во-вторых, показать
соотношение охраны и защиты норм права в сфере обеспечения прав и свобод как
стадий процесса их реализации; в-третьих, охарактеризовать формы и способы
реализации прав; в-четвертых, раскрыть систему гарантий данного процесса.
Одна из главных особенностей реализации
конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен
пользоваться правами и свободами, например жизнью, здоровьем, то есть благами,
неотъемлемыми от него. Характер многих конституционных прав и свобод делает ненужной
юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение, поскольку
они принадлежат ему с момента рождения. Их осуществление выражается в
определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется
благами в виде прав и свобод, и при этом само это пользование прямо не связано
с действием или бездействием.[7]
Конечно же, здесь речь идет лишь о юридическом аспекте
обеспечения основных прав и свобод. В реальной жизни человек сам,
руководствуясь инстинктом самосохранения и здравым смыслом, постоянно заботится
о своих правах и свободах. От него самого во многом зависит, насколько
комфортным будет его существование.
Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин
вынужден прибегать к защите, например к необходимой обороне. В таких ситуациях
гражданин сам осуществляет активные, юридически значимые действия по
осуществлению и защите своих конституционных прав и свобод. Но в целом
конституционные права и свободы гражданина обеспечиваются специальной деятельностью
государства, направленной на охрану и защиту его благ. Государство возложило на
себя обязанность создавать, насколько это возможно, условия осуществления
конституционных прав и свобод гражданина. Реализуя эту обязанность, государство
стремится свести к минимуму посягательства на конституционные права и свободы,
а если они совершаются, то быстрее прореагировать на них. То есть реализация
конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по
предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы
гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. В этом состоит
вторая особенность реализации исследуемой группы прав и свобод.
Необходимо отметить еще один аспект обеспечения
государством конституционных прав и свобод граждан. Принцип свободы осуществления
прав человека в Российской Федерации, равно как и во многих странах мира, имеет
пределы своего действия. Допускается возможность ограничения конституционных
прав и свобод посредством федерального закона. Субъектам Федерации такое право
не предоставлено. Однако Федерация также ограничена в вопросах умаления прав и
свобод человека сферами правового регулирования, его целями. Так, в ч. 3 ст. 55
Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
По мнению А.С. Мордовца, суть правового ограничения
состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной
стороны, и сдерживанию социально вредного поведения – с другой. Таким образом,
ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны
Российского государства предполагают решение следующих задач: 1) поддержание
правопорядка; 2) обеспечение личной безопасности; 3) обеспечение внутренней и
внешней безопасности общества и государства; 4) создание благоприятных условий
для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; 5) учет минимальных
государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное
развитие граждан.[8] Следует подчеркнуть, что
задача обеспечения охраны прав и свобод граждан государством имеет
первостепенное значение и возглавляет вышеприведенный перечень.
Представляется, что охрана и защита государством
конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств являются
стадиями процесса реализации конституционных прав и свобод граждан. Именно в
наличии этих двух стадий проявляется специфика реализации прав и свобод.
В научной литературе термины «охрана», «защита» и
«обеспечение» получили различное толкование, в связи с чем возникает
необходимость уточнения их содержания. Следует согласиться с мнением, что
понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита».[9] Оно
включает в себя всю систему Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук,
мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок. * поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела