Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Рождение новых идей и принципов

 

Поиск идей и принципов, которые можно было бы положить в основу построения системы постоянного, устойчивого улучшения качества, всегда был заботой и тех, кто занят научной деятельностью, и тех, кто организует и осуществляет производственные процессы.

В середине 50-х годов и в нашей стране, и за рубежом все явственнее ощущалось, что контроль качества даже при всемерном его усилении, расширении масштабов, увеличении числа объектов и участников не может существенным образом изменить в лучшую сторону состояние дел с качеством продукции.

Контроль по своему предназначению, функциям не мог обеспечить решения многих вопросов, которые все острее и масштабнее ставила практика. Например, как учитывать мнение возможных потребителей, характер их потребностей, как меняются требования к качеству с развитием технического и социального прогресса, как качество зависит от платежеспособного спроса, что должны делать для улучшения качества и своевременного обновления продукции те или иные подразделения предприятий. Действующему специалисту это возможно  покажется странным. Но в то время именно такие вопросы все чаще возникали перед теми, кто занимался проблемами качества.

В те годы в нашей стране вопрос о массовом переходе к рыночным отношениям не стоял. Поэтому рассчитывать на стимулирующую роль экономической конкуренции не приходилось. Задачу нужно было решать в условиях высокого уровня государственной монополизации и централизации управления производством.

Для того чтобы объединить все возможности улучшения качества в единый комплекс, нужно было глубже проникнуть в природу качества, понять, какие силы и в каком порядке участвуют в процессе создания, изготовления . и обновления продукции, осознать, каким объективным закономерностям нужно следовать, чтобы действовать наиболее эффективно.

В ответ на требования жизни в тот период был разработан ряд результативных мер, таких, например, как четкое нормирование требований к качеству в рамках государственной системы стандартизации, классификация продукции по трем категориям качества и ее аттестация[1], усиление госнадзора за состоянием средств измерений и соблюдением требований стандартов и ряд других.

И все же многое в организации работ по устойчивому улучшению качества продукции, повышению ее технического уровня оставалось неясным, а значит, практика не получала объективных, обоснованных рекомендаций. Не была осознана какая-то очень важная закономерность, не найдена идея, способная дать импульс дальнейшему развитию работ по качеству.

На той стадии знаний о качестве трудно было допустить, что в основе всего многообразия методов разработки и производства продукции высокого качества, своевременного ее обновления, расширения номенклатуры и ассортимента лежит некая универсальная схема, имеющая если не всеобщий, то широко распространенный характер.

В самом деле, создание и изготовление, скажем, самолетов, строительных сооружений, различных видов тканей, одежды, продуктов питания, лакокрасочных покрытий и других изделий имеет глубокие различия в составе материалов, конструктивном оформлении, технологии. В их воспроизводстве участвуют специалисты и рабочие различных профессий и специальностей, используются отличные друг от друга оборудование, средства контроля и испытаний. В производственные связи по кооперации вступают десятки и сотни предприятий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Мы вправе говорить, и это не будет преувеличением, что вариантов организации работ по качеству реально в жизни существует бесчисленное множество. Именно из-за множества разных способов создания и изготовления продукции, множественности форм и их вещественных воплощений складывалось впечатление, что общий подход, общая схема хорошей, эффективной организации работ по качеству невозможны в принципе.

В такой ситуации можно было бы довериться опыту, знаниям высококвалифицированной части производственников и в каждом конкретном случае в каждой отрасли искать, разрабатывать свои способы организации работы по улучшению качества. Это, так сказать, эмпирический путь, опирающийся на опыт персонала и чаще всего на личный опыт руководителя. Он исходит из сложившейся практики и преобладающих традиций.

Можно со всей определенностью говорить, что эмпирический подход к организации работ по улучшению качества в тот период был общепризнанным и преобладающим. Он широко практикуется и до сих пор. Нельзя отрицать, что этот подход приносил и будет приносить свои положительные результаты. Но справедливости ради отметим, что с середины 90-х годов ушедшего века в связи с развитием рыночных отношений его "авторитет" сильно поколеблен.

По своей природе эмпирический подход консервативен, поскольку люди склонны считать, что наилучшие методы — это методы хорошо им известные, для реализации которых они обладают знаниями и навыками, и что эти методы ранее всегда приводили к успеху. Но в тени остается то обстоятельство, что, как бы ни был богат и успешен наш опыт, он всегда неустойчив и ограничен. Опыт, как правило, уходит с людьми, и новые организаторы начинают затрачивать время и силы на накопление своего собственного "багажа", неся при этом значительные потери и невольно сдерживая развитие.

В то же время известно, что в любой отрасли деятельности возможен и другой подход к решению задач — научно обоснованный, опирающийся на достаточно хорошую и потому убедительную теорию или исходную принципиально новую идею. Второй метод организации деятельности более устойчив, более эффективен. Ему можно обучать, он легче распространяется и потенциально способен к развитию.

Вместе с тем научный метод не следует противопоставлять эмпирическому. Дело в том, что теория научно-обоснованной деятельности в области качества в отличие от таких областей знания, как теоретическая механика, теоретическая физика или математика формируется на основе анализа и обобщения многолетнего и разнообразного производственного опыта, и только тщательная практическая, опытная апробация новых методов дает им дорогу для широкого использования.

Итак, хорошо и эффективно организовать деятельность по качеству можно лишь при условии, если:

— понятна динамика развития форм и методов этой деятельности;

— ясно, какие элементы составляют процесс обеспечения и улучшения качества и какова их техническая и экономическая природа;

— известно, какие силы нужно привести в действие;

— установлено, кто это должен сделать и в какой последовательности;

— определено, к достижению какого уровня качества нужно стремиться;

— ясно, какими возможностями мы располагаем.

К середине 60-х годов в отечественной промышленности был накоплен не только богатый опыт хорошей организации технического контроля, но и опыт системной организации работ по качеству. Одновременно накапливался научный задел по теории надежности, статистическим методам и другим направлениям обеспечения качества. Появилось несколько переводных работ, посвященных зарубежному опыту.

Инициативу по разработке организационно-технических проблем качества взял на себя Госстандарт СССР, который в это время возглавил известный организатор авиационной промышленности, доктор технических наук, профессор В.В. Бойцов. Головным по проблеме стал Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС). Он активно сотрудничал с другими институтами Госстандарта, отраслями промышленности, предприятиями.

Была проделана большая исследовательская и методическая работа, обобщался практический опыт, выдвигались и рассматривались различные идеи. Они проходили теоретическую и практическую проверку в производстве. Проводились специальные научно-производственные эксперименты.

Но все эти усилия до определенного периода не давали желаемого результата. Многообразие способов улучшения качества не удавалось объединить, они не поддавались интеграции.

В конце концов возникла мысль обратиться к принципам кибернетики и на их основе выяснить, не являются ли идеи общей теории управления теми идеями, на основе которых можно организовать работу по улучшению качества в крупном масштабе и на постоянной основе.

Для того чтобы убедиться в справедливости возникших предположений, нужно было найти ответы на множество вопросов и прежде всего рассмотреть качество продукции как объект управления.

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому объекту при некоторых исходных условиях. Вот эти условия.

1. Наличие программ поведения управляемого объекта или заданного, запланированного уровня параметров его состояния.

2. Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, т. е. наличие у объекта способности к отклонениям от заданной программы или плановых значений параметров.

3. Наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонений объекта от заданной программы или значений параметров.

4. Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Известный механизм управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен на схеме 1.

Теперь рассмотрим исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления к организации работ по качеству.

Параметры качества продукции с установлением достаточно четких значений показателей входили и будут входить составной частью в программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений, предприятий, в договорные обязательства, присутствуют в технической документации, в рабочих чертежах. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества, в описаниях характера предоставляемых услуг и т. п. Перечень этот нетрудно продолжить.

Схема 1

 

Из сказанного становится очевидным, что первое условие теории управления применительно к качеству продукции удовлетворяется, т. е. во всех случаях, на всех уровнях имеются программы состояния объекта: показатели, параметры качества.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонения качества продукции от заданных значений параметров происходят, как правило, в худшую сторону и имеют общие и частные проявления.

К числу общих отклонений от заданных параметров качества относятся физический и моральный износ, физическое и моральное старение продукции, т. е. потеря первоначальных значений свойств.

Неустойчивость и изменчивость качества продукции проявляются не только в этих двух общих формах физического и морального старения. Имеет место еще одна группа отклонений качества от установленных требований. По непонятным причинам эти отклонения не получили своего названия, поэтому мы имеем право восполнить пробел. Назовем эту группу отклонений ошибочной. Такие отклонения чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характер

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров