Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Направления развития страхования ВЭД в Беларуси

 

Рынок страхования играет важную роль в устойчивом экономическом развитии страны. В Беларуси уровень распространения страховых услуг является низким, что говорит о начальной стадии становления данного сегмента рынка.

Важную роль в развитии страхования ВЭД играет слаженная политика сопредельных государств в страховой области.

Ведется работа в этом направлении и с участием нашей страны. Так, еще в 2002 году был создан и рассмотрен на заседании комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Проект концепции координации страховой политики государств Содружества. Приоритетной задачей разработки данной концепции является содействие стабильному функционированию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Кроме того, речь идет о создании условий для формирования в странах СНГ общего рынка страховых услуг, обеспечение страховой защиты граждан и юридических лиц стран Содружества, а также страхование экспортно-импортных операций.

Предполагается также увеличить совокупную долю страховых услуг при обслуживании взаимного товарооборота государств СНГ, обеспечить развитие инфраструктуры страховых рынков, включая организационно-правовые условия и подготовку кадров.

Согласно проекту концепции, переход к скоординированной страховой политике осуществляется поэтапно до 2008 года.

На первом этапе необходимо организовать постоянный обмен информацией о нормативно-правовых актах стран Содружества, регулирующих страховую деятельность.

Проект предусматривает проведение сравнительного анализа национальных методик рейтинговых оценок страховых организаций и систем регулирования и надзора за страховой деятельностью, а также сбор информации о страховом мошенничестве, недобросовестной конкуренции, умышленном банкротстве страховщиков.

Планируется также разработать межгосударственные программы взаимодействия в вопросах обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, передвигающихся по территории государств СНГ, и ответственности перевозчиков, а также медицинского страхования, страхования грузов.

На втором этапе предлагается выработать с учетом особенностей стран Содружества единые показатели для определения состояния и уровня развития страховых рынков.

Кроме того, предстоит разработать методологию формирования скоординированной страховой политики. Проектом предусмотрена гармонизация законодательных актов государств Содружества, регулирующих операции на рынках страховых услуг.

Участвовать в дальнейшей доработке и рассмотрении проекта концепции координации страховой политики выразили готовность Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина.

Также в настоящее время экспертами стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) разрабатывается план мероприятий по созданию международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории государств Сообщества. Напомним, что в ЕврАзЭС входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Армения, Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя при Сообществе.

07.02.2006 представители дирекции Ассоциации "БАМАП" приняли участие в совместном заседании Центра правовой экспертизы при Постпредстве МСАТ в СНГ и научно-экспертного совета при Постоянной Комиссии по торговой политике и международному сотрудничеству Секретариата МПА ЕврАзЭС. На заседании были рассмотрены вопросы целесообразности присоединения стран ЕврАзЭС и СНГ к международным конвенциям и соглашениям ЕЭК ООН, касающимся автомобильного транспорта, обсуждался проект типового нормативного акта ЕврАзЭС "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств".

Рассмотрим перспективные пути развития конкретных видов страхования ВЭД.

Как уже было отмечено, страхование экспортных контрактов (кредитов) для Республики Беларусь - пока еще новый вид страхования.

Несмотря на очевидный прогресс, разработанное и принятое МИДом и Минэкономики "Положение о порядке страхования экспортных контрактов (кредитов)" с использованием Фонда поддержки экспорта все-таки не решает проблему в целом, а является лишь частным случаем государственных гарантий в отношении экспортных кредитов. Ресурсов Фонда явно недостаточно для покрытия всех текущих убытков.

Развивая соответствующий сектор страхового рынка, правительство должно быть готово стать гарантом политических и долгосрочных коммерческих рисков, привлекая в том числе и бюджетные ресурсы.

Организационно-финансовая основа поддержки экспорта в Беларуси может содержать следующие элементы [15, c.29-30]:

?    предоставление государственных гарантийных обязательств по страхованию экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков;

?    кредитование с участием государства предприятий-экспортеров;

?    обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;

?    страхование операций по освоению внешних рынков и торговых потоков.

Основной рабочей структурой может стать Агентство по гарантиям экспортных кредитов, действующее от имени правительства. Его главная задача - обеспечение кредитования предприятий-экспортеров коммерческими банками под гарантии Совета Министров. При этом у Агентства не будет собственных страховых резервов. Все финансовые расходы должны ложиться на коммерческие банки. Механизм может быть следующим. Государственная организация оперативно возмещает предприятию-экспортеру понесенный ущерб и по праву регрессного иска восстанавливает ресурсы своего бюджета.

Учитывая все вышеизложенное, подчеркнем, что у отечественных страховщиков имеются хорошие перспективы развития, обусловленные жизненной необходимостью развития страхования экспортной сферы.

Во-первых, система страхования экспортных кредитов с поддержкой государства призвана избавить предприятия от несвойственных им функций кредитного менеджмента и взыскания долгов при наступлении страховых случаев. (По данным Минстата, задолженность иностранных предприятий перед белорусскими на 1.01.2005 г. составила 1 577 598 млн. руб., в т.ч. просроченная - 250 735 млн. руб.) [18].

Во-вторых, отечественным предприятиям необходимо создать условия для внешней торговли никак не хуже тех, что имеют иностранные конкуренты. Агрессивная экспортная политика зарубежных производителей, которые, используя кредитные и страховые инструменты, предлагаемые их правительствами, предоставляют покупателям отсрочку платежа на год и более, отрицательно сказывается на позициях наших экспортеров не только на новых, но и на завоеванных рынках.

В-третьих, система стимулирования экспорта с поддержкой государства - это своего рода "локомотив". В ходе его "движения" устанавливаются общие принципы, правила и традиции, которым должны следовать частные компании со своими страховыми и кредитными инструментами. Участие государства через уполномоченную компанию в экспортном и инвестиционном страховании определяется наличием специфических рисков, которые, согласно мировой практике, не страхуют коммерческие страховщики. К ним относятся негативные политические и коммерческие события, которые могут произойти в стране импортера при осуществлении поставок с достаточно длительными сроками расчетов. Частные страховые компании ограничиваются, как правило, страхованием экспортных контрактов со сроками расчетов не более 3-6 месяцев.

Для дальнейшего развития системы страхования экспортных кредитов очень важно как совершенствование законодательной базы (в т. ч. по части отнесения на себестоимость страховых взносов), так и создание необходимой инфраструктуры, в частности, компаний по предоставлению информации о деловой репутации предприятий, а также выработка направлений участия государства в данной системе через механизмы государственных гарантий по страховым полисам и компенсации банкам снижения процентных ставок, что, безусловно, будет содействовать дальнейшему развитию экспорта.

Проблемной для нашей страны по-прежнему остается сфера страхования иностранных инвестиций.

Как отмечалось выше, несмотря на высокую активность большинства государств с переходной экономикой, Беларусь пока не осуществила ни одного инвестиционного проекта с участием Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА). Возникает вопрос: почему в условиях острого инвестиционного “голода” в нашей республике сложилась такая парадоксальная ситуация?

В ноябре 2001 года Республику Беларусь посетил вице-президент и главный финансовый управляющий Агентства Ангус Скримжа. После проведенных в Совете Министров Республики Беларусь, министерствах экономики, иностранных дел и Союзе предпринимателей переговоров А. Скримжа заявил о том, что Агентство пока не готово страховать риски иностранных инвесторов в республике. По его мнению, «только осуществление белорусским правительством реформ в сфере регулирования прав собственности, а также ценообразования, налогообложения позволит Агентству присоединиться к процессу привлечения зарубежных инвестиций в стр

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров