Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Право наций на самоопределение как принцип международного права

 

Принцип равноправия и самоопределения народов, как он именуется в Уставе ООН, относится к общепризнанным принципам международного права. Под ним понимается право каждого народа и каждого государства решать все вопросы своих отношений с другими народами с учетом их интересов и интересов международной безопасности, а также все вопросы внутреннего устройства — без вмешательства со стороны других государств. Советские специалисты в области международного права отмечали, что этот принцип важен и для обеспечения наро¬дам и нациям необходимых условий существования и развития в границах многонациональных государств[1].

В то же время, интересную характеристику праву на национальное самоопределение даёт, например, Дж. Уайт: «Правительства многих государств манипулируют людьми в пределах других государств, чтобы дестабилизировать противостоящее правительство. В ходе I Мировой войны силы союзников – особенно Соединенные Штаты под руководством Вудро Вильсона – воспламенили национальное сознание обещанием национального самоопределения»[2]. Много аналогичных примеров дает современная геополитическая ситуация.

Содержание данного принципа менялось по мере его развития. Он возник в период формирования наций под влиянием революционно-освободительных движений. Исторически ему предшествовал «принцип национальности», который был провозглашен в XVIII в., в эпоху буржуазно-демократических революций, в противовес интервенционистской, контрреволюционной политике феодальных, абсолютистских государств. Этот принцип выдвигался в знак протеста против произвольного распоряжения судьбами народов со стороны королевской знати (продажа государственной территории с ее населением, отдача ее в приданое и т. п.) и был направлен против произвольного установления ею государственных границ[3].

Применение этого принципа на практике представляется довольно сложным из-за отсутствия общепринятого определения таких понятий, как «народ» и «право на само­определение». Проблема состоит в том, что, хотя это право признается всеми, имеют место значительные разногласия на предмет того, кто наделен этим правом и в чем оно, собственно, состоит. Определение понятия «само», или «самостоятельность», не­сомненно, является центральной осью, вокруг которой вращаются все остальные про­блемы.

Одной из актуальных проблем современного международного права является проблема взаимосвязи принципа территориальной целостности и принципа самоопределения народов и наций, часто лежащая в основе многих этнических конфликтов.

По мнению Е.А. Лукашевой, «межнациональные отношения - одна из жгучих проблем современности. От ее решения в значительной степени зависит сохранение мира на нашей планете, охрана прав и свобод человека и народов... Конец XX столетия выдвинул реальные вопросы, связанные с правом народов на самоопределения, с одной стороны, и с сохранением территориальной целостности и нерушимости границ - с другой; требуют решения проблемы правового положения национальных меньшинств, гармоничного сочетания прав человека и прав народа, правового регулирования межнациональных конфликтов»[4].

Принцип самоопределения народов в качестве обязательной нормы получил свое развитие уже после принятия Устава ООН. Тем не менее, необходимо отметить, что одна из важнейших целей ООН в ст. 55 теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п.[5]

В течение некоторого времени после принятия Устава ООН в западной доктрине международного права высказывались сомнения по поводу правовой основы принципа самоопределения народов. Однако интенсивный процесс деколонизации в конце 50-х - начале 60-х годов и принятие 14 декабря 1960 г. Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам положили конец таким сомнениям. Декларация стала рассматриваться как официальное толкование ООН содержания принципа самоопределения народов. Более полно его содержание было раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г.[6] (в той части, которая относилась к указанному принципу).

Не останавливаясь подробно на эволюции взглядов на принцип самоопределения можно констатировать, что его содержание, если исходить из анализа документов и доктрины, к концу 70-х годов включало в себя следующие основные элементы:

· все народы и нации имеют право на самоопределение;

· все участники международного общения обязаны уважать это право;

· оно реализуется путем свободного волеизъявления данного народа или нации;

· его реализация исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне;

· оно означает возможность выбора между государственным отделением данного народа или нации и вхождением его (ее) на тех или иных условиях в другое государство, то есть свободный выбор политического статуса;

· оно означает также возможность выбора формы государства (т.е. формы правления, государственного устройства, политического режима);

· оно, наконец, означает возможность выбора социально-экономического строя и путей своего развития[7].

Естественно, эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя и т.д.

Необходимо отметить, что по отношению к принципу самоопределения народов как западные, так и российские исследователи раскололись на два противоположных лагеря. Одни возвеличивают роль и значение права наций на самоопределение, другие рассматривают его как проявление откровенного национализма и сепаратизма.

Для понимания принципа самоопределения представляются важными выводы, к которым пришел в своем исследовании, посвященном меньшинствам, член Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств А. Эйде[8]. Он утверждает, что право на самоопределение имеют народы, проживающие в колониальных территориях, находящихся за пределами Европы, в отношении которых был установлен колониальный или аналогичный контроль европейскими государствами или государствами, впоследствии заселенными выходцами из Европы. Попытки использовать понятие колониализма в других ситуациях усложняют данную проблему и их не следует рассматривать в рамках понятия «деколонизация». Далее он говорит о том, что право на самоопределение принадлежит народам, проживающим на территориях, оккупированных или аннексированных после принятия Устава ООН в 1945 году.



[1] Курс международного права. В 7 т. Т 2. Основные принципы международного права./ Г.В. Игнатенко, В. А. Карташкин, Б.М. Клименко и др. – М.: Наука, 1989. – 240 с. Отв. ред. тома И.И. Лукашук. С. 169.

[2] White, George. Nation, State and Territory. 2004.P.33.// Подъяпольский С. К вопросу о праве на национальное самоопределение.//Интернет: http://evraziasib.info/?q=node/345

[3] Курс международного права. В 7 т. Т 2. Основные принципы международного права./ Г.В. Игнатенко, В. А. Карташкин, Б.М. Клименко и др. – М.: Наука, 1989. Отв. ред. тома И.И. Лукашук. С. 169.

[4] Лукашева Е.А. Права человека и межнациональные отношения. М., РАН. Ин-т гос. и права, 1994. Ст.132.

[5] Устав Организации Объединеных Наций от 26.06.1945 года – СПС «Гарант»

[6]

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров