Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (3)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Национальное самоопределение как политическо-правовой феномен

 

Современные гуманитарные, социальные и правовые науки, рассматривая проблему самоопределения, структуру его понятия и явления, ведут речь в основном о самоопределении человека и гражданина, о самоопределении народа и нации (народов и наций). Хотя о самоопределении человеческого индивида, о самоопределении гражданина говорится значительно меньше и реже. Больше — о понятии и явлении самоопределения народов и наций. А точнее, о праве народов на самоопределение, о роли, месте, содержании этого права в системе международной политики и международных отношений в рамках Организации Объединенных Наций.

Так, трактуя цели и принципы деятельности ООН, Устав этого международного сообщества наций намерен «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…» (гл. 1, ст. 2, Устава ООН)[1]. Оба Международных пакта о правах человека в статье 1 акцентированно говорят именно об этом явлении, явлении самоопределения народов, и о праве народов на самоопределение. «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие»[2]. Во всех доныне созданных международно-правовых актах ООН и региональных Сообществ наций речь идет только об этом виде самоопределения и, соответственно, права.

На рубеже второго и третьего тысячелетий остро встает проблема самоопределения человечества в целом. Перед ним как никогда ранее встает вопрос «быть или не быть». «Не быть» — значит оставить неизменной существующую доныне парадигму развития, все имеющие ныне место политико-экономические отношения, все функционирующие ныне варианты самоопределения человека, народов, человечества. Но если — «быть», то -  как быть, каким образом быть? Для этого необходимо принципиально новое самоопределение всего человечества: принципиально новая парадигма роста и прогрессивного развития, принципиально новая парадигма политико-экономических отношений. Таковой, если очень кратко, может быть философия феномена самоопределения.

История дает многочисленные основания для утверждения, что все государственные формы демократического устройства общества так или иначе связаны с выражением всеобщей воли народа, с самоопределением народа как феноменом, прежде всего, демократической внутренней политики, ее нормами, стандартами и законами, отраженными и закрепленными в демократическом национальном праве. И лишь как итог, как результат реализации самоопределение становится категорией и явлением демократической международной политики и демократического международного права[3].

Характеристика самоопределения как коллективного права народов вызывает ряд теоретических проблем из-за трудности не только определения понятия «народ»[4], но и проведения четкой грани между этим понятием и другими аналогичными понятия­ми, такими, как «меньшинства». Один из самых проблематичных аспектов самоопреде­ления — отсутствие четких критериев его применения. Если бы общее международное право признало единое определение понятия «народ», то, можно утверждать, его сле­довало бы взять из Африканской хартии[5]. Постоянно действующий Международный суд в деле о греко-болгарских «общинах» дал определение группе как совокупности людей, проживающих в данной стране или местности, для которых происхождение, религия, язык и традиции являются выражением чувства солидарности, направленной на сохранение своих традиций и вероисповедания, оказание помощи друг другу и обес­печение образования и воспитания своих детей в духе и традициях своего народа[6].

Западные ученые отмечают, что в современную эпоху велика роль групп интеллектуалов, ведущих разработку националистических идеологий[7]. Как формулирует эту мысль А. Миллер, заинтересованными интеллектуалами «составляется видение того, кто входит или не входит в нацию, по каким признакам люди входят туда, какая территория является национальной территорией, какое политическое устройство должно быть у этой нации. Все эти вещи получают какое-то распространение в общественном сознании и так или иначе реализуются или не реализуются»[8].

С определенной мерой убедительности могут быть обоснованы права на национальное самоопределение самых различных этнических групп. Территориальные пределы национального самоопределения могут определяться как по критерию «исконного проживания» (хотя, по выражению Л.Н. Гумилева, «всегда никто не жил»[9]), так и по критерию численного преобладания определенной этнической группы на определенной территории, и т.д. Тот или иной критерий избирается, как правило, по причинам, далёким от требований научной объективности. Как заключает Д. Соин, «основная разница между Приднестровьем и Косово - это то, что Косово поддерживается Западом, а Приднестровье - нет. В данном случае, наиболее четко и жестко проявляется политика двойных стандартов»[10]. Это и понятно, ведь ещё Т. Гоббс отмечал, что государства «вследствие своей независимости всегда находятся в состоянии непрерывной зависти и в… положении гладиаторов, направляющих оружие друг на друга… Сила и коварство являются… двумя кардинальными добротелями» [11].

Представляет интерес мнение, высказанное видным отечественным правоведом II половины XIX века Б.Н. Чичериным. «Народность… не есть лицо, а общая духовная стихия, которая не имеет ни воли, ни прав, пока она не организована в государство»[12]. К тому же полное совпадение «народности и государства вовсе не составляет непременного закона государственной жизни». Правда, в народе «как в массе людей может быть распространено желание» составить самостоятельное государство. «Но желание не образует ещё права. Из воли народной истекает право, только когда эта воля организовалась как законная верховная власть. Только тот народ имеет право на независимость, который уже приобрел независимость. Пока этого нет, можно говорить только о желаниях и стремлениях народа, а никак не о праве»[13].

Таким образом, важную роль в определении «самоопределения» играют внешние факторы. Суверенитет государства в этом отношении является лишь одним из препят­ствий. Генеральная Ассамблея ООН (в резолюции 2625) ставит суверенитет государ­ства выше права какого-либо народа в этом государстве на разделение государства или отделение. Некоторые авторы не считают это важным ограничением права на самоопределение[14]. Есть точка зрения, что народ должен достичь определенного уров­ня угнетения, даже если он может убедительно претендовать на отличие от других в культурном, историческом и языковом отношении, а также проявлять все при­знаки жизнеспособности в качестве независимой общности[15]. При таком подходе ха­рактер «самостоятельности» определяется не внутренними качествами данной группы, а предрассудками угнетающей стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что от степени развитости — богатства или бедности — внутренней структуры и содержания явления самоопределения, от состояния этого явления зависит качество того или иного отдельного человека, отдельного человеческого сообщества, отдельного общества и человеческого общества в целом. Неразвитость явления самоопределения человека, гражданина, общества может означать, что речь следует вести, например, о той или иной форме тирании, деспотизма, тоталитаризма, присущих исследуемому обществу. Неразвитость явления самоопределения народов, наций, этнических меньшинств может означать, что исследователь имеет дело с той или иной формой тоталитарного общества, пораженного, кроме того, метастазами шовинизма имперской титульной нации, препятствующей малым народам и нацменьшинствам реализовать свое Богом данное право на национально-государственную организацию всей своей социальной и духовной жизни[16].



[1] Устав Организации Объединеных Наций от 26.06.1945 года – СПС «Гарант»

[2] Международный пакт об экономических, социальных и культурных  правах человека от 16.12.1966 года.

Международных пакт о гражданских и политических правах человека от 16.12.1966 года – СПС «Гарант»

[3] Евменова Т.Л. Самоопределение народа как феномен политики и права // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2001, №1/ Интернет: library.by

[4] Starke J. G. Introduction to International Law. 1989. P. 124.// Греган, С. Что такое "самоопределение народов"? /С. Греган. //Правоведение. -1993. - № 5. - С. 123 – 126

[5] Crawford J. (ed). The Rights of Peoples Oxford, 1988. P. 170.// Греган, С.Что такое "самоопределение народов" ? /С. Греган. //Правоведение. -1993. - № 5. - С. 123 – 126.

[6] Umozorikc Oji Umozorike. Self-determination in Internationa! Law. 1972. P. 274.// Греган, С. Что такое "самоопределение народов"?/С. Греган.//Правоведение. -1993. - № 5. - С. 123 – 126

[7] Smith A.D. Nationalism: Theory, Ideology, History. Malden, USA. Blackwell Publishers, 2001. P. 48.// Подъяпольский С. К вопросу о праве на национальное самоопределение.//Интернет: http://evraziasib.info/?q=node/345

[8] Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма. Взгляд историка. Интернет: http://www.polit.ru/lectures/2005/04/14/miller.html

[9] Лавров С.Б. В каком мире мы живем? Интернет: http://gumilevica.kulichki.net/GW/gw201.htm

[10] Соин Д.: «Не исключаю, что парламент Приднестровья уже в ближайшее время последует примеру косовского». Интернет: http://ww.regnum.ru/news/549098.html

[11] Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. М.: Юристъ, 2003. С. 88.

[12] Чичерин Б.Н. «Общее государственное право». М.: Зерцало, 2006. – С. 127

[13] Чичерин Б.Н. «Общее государственное право». М.: Зерцало, 2006. – С. 129

[14] Van Dyke V. The Cultural Rights of Peoples; Critescu A. The Right to Self-determination // New York United Nations (1981) 41 et seq.; Booysen H. Convention on the crime of Apartheid // SAYIL. 1976 (2). P. 69.// Греган, С. Что такое "самоопределение народов"?/С. Греган.//Правоведение. -1993. - № 5. - С. 123 – 126

[15] Buccheit L С Secession: The Legitimacy of Self-determination. 1978. P 222//. Греган, С. Что такое "самоопределение народов"?/С. Греган.//Правоведение. -1993. - № 5. - С. 123 – 126

[16] Евменова Т.Л. Самоопределение народа как феномен политики и права // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2001, №1/ Интернет: library.by

 

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров