Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Понятие коммуникации и ее основные признаки

 

В самом общем плане можно утверждать, что коммуникация есть процесс передачи информации между людьми. Однако такого понимания явно недостаточно, поскольку само понятие информации различными авторами трактуется в весьма широком диапазоне смысловых значений. До сих пор не выявлена и общая структура коммуникативного процесса. Известная схема "адресант - передача информации - адресат" может рассматриваться лишь как самое первое приближение к пониманию этой структуры. Между тем, в современной логике получены результаты, позволяющие сформулировать конструктивное и развернутое в деталях понимание коммуникации. Правомерно говорить уже о целостной логической теории коммуникации (ЛТК), на основе которой технические и гуманитарные аспекты могут быть объединены в единый комплекс представлений о коммуникации. К числу наиболее важных содержательных положений ЛТК можно отнести, в частности, следующее:

1. Первичным по отношению к понятию коммуникации является понятие информации, тесно связанное, в свою очередь, с понятием знания. Изучение вопроса о том, "как знания представлены в уме человека" привело к пониманию того, что знания - те абстрактные объекты (отношения, понятия, числа, функции и т.д.), которые стали доступны пониманию конкретного человека или сообщества людей. Знания логически структурированы и отражают положение дел либо в мире внешних материальных объектов, либо в мире внутренних сенсорных представлений (перцепций) конкретного человека.

2. Знание может быть передано от одного человека к другому лишь, если оно представлено в объективной материальной форме, в качестве которой обычно используется естественный или формальный язык. Знание, выраженное с помощью объективных языковых символов, тем самым отделяется от процесса понимания его конкретным человеком и приобретает статус формализованного знания или информации. Любая информация есть знание, но обратное неверно, поскольку кроме формализованного знания (информации) имеется, также, неформализованное знание, не выраженное с помощью каких-либо объективных символов (например, интуитивные знания экспертов).

3. Информацию необходимо отличать от ее материальных носителей - информационных сообщений, посредством которых она передается от адресанта к адресату. Наиболее значимыми для современной коммуникации являются текстовые и графические информационные сообщения. Рассматриваемые безотносительно к выражаемой ими информации, такие сообщения представляют собой упорядоченные совокупности комплофов - коммуникативных плоских фигур, являющихся материальными носителями отдельных письменных или графических символов. Именно комплофы являются непосредственными объектами кодирования, передачи и декодирования в процессе коммуникации.

4. Сама по себе информация не истинна и не ложна. Истинными или ложными могут быть лишь определенные информационные сообщения, посредством которых информация передается от адресанта к адресату. Объективное информационное сообщение истинно, если выражаемое им знание соответствует положению дел, имеющему место во внешнем мире; субъективное же информационное сообщение - если выражаемое им знание соответствует положению дел, имеющему место во внутреннем мире сенсорных представлений конкретного человека. Например, если субъект Х говорит: "Белые медведи живут в Африке", то тем самым Х порождает объективное информационное сообщение, которое очевидно ложно. Однако если этот же субъект Х скажет: "Я считаю, что белые медведи живут в Африке", то тем самым он создаст субъективное информационное сообщение, которое будет истинным в том случае, если Х действительно верит (считает, полагает), что белые медведи живут в Африке.

5. При передаче по электронным каналам связи количественному измерению подвергается не сама информация, а лишь степень сложности соответствующего информационного сообщения. Конечно, между объемом информационного сообщения и объемом выражаемой им информации имеется определенная связь, однако она носит нелинейный характер и в ряде случаев может вообще отсутствовать. К примеру, информационное сообщение "Абракадабра абракадирует абракадабренную абракадабру" имеет ненулевой количественный объем (52 байта), и в тоже время вообще не выражает какую-либо информацию.

6. Техническая модель коммуникации не позволяет анализировать коммуникативный процесс во всей его полноте, поскольку является, строго говоря, моделью лишь процесса передачи информационного сообщения по каналам связи, оставляя вне поля зрения "человеческий фактор" коммуникации. Полученное информационное сообщение может быть неправильно интерпретировано адресатом в силу ряда факторов, относящихся к сфере его восприятия и мышления, в результате чего не будет достигнутая главная цель коммуникации - адекватное понимание переданной информации. С этой точки зрения, представляется целесообразным использовать логическую модель коммуникации, учитывающую, кроме технических, основные гуманитарные аспекты коммуникации.

Сеть Интернет добавляет некие новые обстоятельства и переменные в наши представления о социальном конструировании. Она представляет собой сферу специфической интерсубъективности, и такая специфика неизбежно оказывает свое воздействие на социальную реальность в целом. Эта специфика связана, в частности, со способами и стратегиями саморепрезентации, на которые накладывает свой отпечаток сама форма сетевого общения, его специфическая опосредованность техникой и другими обстоятельствами.

В данном докладе рассматриваются личные домашние странички как специфическая стратегия саморепрезентации в Интернете. Домашние странички в Интернете сами по себе могут быть признаны особой формой вовлеченности в социальное конструирование, опосредованное Интернетом. На наш взгляд, они представляют собой воплощение того нового типа саморепрезентации и коммуникации, причиной появления которого является распространение Интернета. Мы назвали это явление социальным "солипсизмом", что осуществляется в виде доминирования специфического типа коммуникации - демонстративного. Речь идет о том, что представленность в социальном пространстве, осуществляемая в столь специфическом статическом текстово-графическом виде, влечет за собой изменение в характере самой интерсубъективности социального пространства. Результатом этого является некая "зеркальная", специфически опосредованная интерсубъективность, - вынужденная конструкция мира "из себя", замена Другого на некое гипотетическое Другое Я. Таким образом, домашние странички Интернета представляют собой пример достаточно парадоксальной саморепрезентации их авторов: здесь имеет место некий вынужденный солипсизм как стратегия коммуникации.

В современном мире, с его все нарастающими тенденциями к интеграции и диалогу все большую значимость приобретает вопрос о полноценном понимании друг другом людей, представляющими различные по форме и содержанию культуры мышления, ценностей и поведения. Вопрос о возможности или невозможности кросс-культурной коммуникации, о возникающих в связи с ней проблемах потери части значений и смыслов при контакте представителей разных культур должен быть интерпретирован как вопрос о конфликте идентичностей. Иными словами, естественным образом возникающая ситуация непонимания между представителями разных культур - национальных, религиозных, профессиональных или организационных основывается в различиями в матрицах соотнесенности коммуникантов с социальными образованиями, с которыми они себя отождествляют.

Ставя вопрос об оптимизации понимания, необходимо помимо чисто переводческих вопросов, связанных с проблемой соотнесения грамматических и лексических языков, учитывать и проблемы различия символических средств, поведенческих и ролевых моделей, ценностей, присущих разным сообществам, что и становится, как правило, причиной герменевтических конфликтов - на уровне понимания - даже между носителями одного и того же языка.

Истоки коммуникативной идентичности следует искать в организации сообществ, которые являются средой для социальной жизни человека.

Коммуникация, какие бы причудливые формы - от зарубки на стволе дерева до базы данных, размещенной в Интернете, она ни принимала, служит задаче поддержания сообщества на уровне максимальной информационной и смысловой открытости для входящих в него людей. Как в самосознании первобытного человека "Мы" всегда предшествует "Я", так и в повседневной жизни человека современного формы коллективного препятствования смысловой энтропии превалируют над стремлением к максимально авторскому самовыражению. Многократно повторяясь, ритуализируясь, приобретая застывшие, но в то же время чрезвычайно энергетически насыщенные формы - такие как танец, песня, миф, коммуникация служит поддержанию того порядка вещей, которая для большинства членов сообщества является очевидной и незыблемой реальностью.

Говоря о внутренней, информационной структуре сообществ, можно усмотреть два направления коммуникации. Во-первых, это все, что связано с открытием одного индивида, его намерений, поступков, желаний, состояний другому - как конкретному партнеру по диалогу, так и абстрактному, обобщенному слушателю. Примером такой коммуникативной ситуации может быть самодеятельный художник, который рисует на стене картину в стиле граффити. Он использует при этом, максимально открытый, не защищенный никакими фильтрами вербальных значений язык и использует для своего послания место, максимально открытое окружающим.

Во-вторых, все то, что связано с замыканием сообщества, в которое входят оба эти индивида перед лицом всего внешнего, инородного. Примером может служить разговор двух владимирских торговцев, разговаривающих друг с другом на "офене" - секретном языке, недоступном для непосвященных.

Две эти ситуации наглядно характеризуют явление, которое можно назвать "коммуникативной осью", на одном полюсе которой - ситуация максимальной прозрачности, в которой высказывание и его восприятие доведены до состояния технического декодирования сигнала, а на другом - ситуация полного блокирования понимания, использование непрозрачных кодов, прежде всего, для того, чтобы обеспечить функционирования коммуникативного фильтра "свой - чужой".

Тенденции коммуникативной открытости и замыкания в той или иной степени присущи любому человеческому сообществу и уже поэтому вопрос о межкультурном диалоге не может быть рассмотрен как сугубо технический, переводческий, поскольку за ним стоят интересы, ценности, мотивы и поступки конкретных людей а во многих случаях еще и многовековая история того сообщества, с которым они себя соотносят.

При этом, оценивая современную ситуацию в сфере межкультурной коммуникации, необходимо учитывать несколько уровней напластований над бесписьменной, "звуча

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров