Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Развитие личности в детском возрасте

 

Задача взрослых, а именно – родителей и педагогов, по отношению к каждому ребенку -  развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований. В соответствии с этим, как пишет Я.А.Александрова, «воспитание ребенка – это очень сложный процесс, нужно знать психологию ребенка соответственно возрасту…» [1, с. 8]. И традиционно методы воспитания стараются социализировать ребёнка, включить его в систему социальных отношений. Таким образом, возникает проблема цели воспитания. С одной стороны должно формировать личность соответственную социальным шаблонам, нормам, ритуалам, а с другой – важно развить в ребенке субъектность, активность, творческие способности. Понятно, что и крайний конформизм и крайний индивидуализм не актуален для современного общества.

Современную цель воспитания можно определить как формирование умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Семья и школа понимаются в этом отношении как важнейший фактор формирования жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Формирование указанных качеств означает становление человеческой личности с момента самого первого осознания ребенком себя как субъекта собственной жизнедеятельности [3], [12], [32], [34]. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте не будут заложены основы подлинных человеческих ценностей и личностных качеств, то вряд ли можно гарантировать их становление и в последующие годы жизни. Не случайно ведущие психологические теории современности придают такое существенное значение детству как особому периоду в становлении личности. Особую ценность в современном мире имеет умение решать проблемные, творческие задачи, но именно возраст с 6 до 12 лет является наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для развития этого умения. Ведущая роль в обеспечении передачи детям и молодежи как исторически сложившихся ценностей, так и ценностей, складывающихся в обществе сегодня, отводится педагогам и родителям.

Идея формирования свободной творческой конструктивной личности нашла своё наилучшее воплощение в концепциях индивидуального подхода к воспитанию и обучению, признаваемых сегодня ведущим направлением развития систем образования и воспитания России. Однако резкая смена основных ориентиров общественного развития привела к возникновению неоднократных попыток рассматривать индивидуальный подход к воспитанию и обучению как свободный и не организуемый взрослыми процесс саморазвёртывания личностного потенциала ребёнка, полностью отданного в жертву его непостоянным интересам и ничтожному опыту. Реализация таких идей на практике приводила к падению качества воспитания. Оказалось, прежде чем предоставить ребёнку свободу выбора, нужно его научить конструктивно выбирать: ставить цели, определять промежуточные задачи, анализировать и подбирать оптимальные средства решения разнообразных задач и реализации цели, оценивать результаты достигнутого. Но и учить этому по-прежнему авторитарно тоже нельзя. Целостной технологии индивидуально ориентированного воспитания и обучения, решающей названные проблемы, на сегодняшний день нет.

Результаты многочисленных исследовательских работ дают возможность сформулировать основы технологии воспитания и обучения, базирующихся на личности конкретного ребёнка, ответственно сознающего себя. Вообще, согласно Н.Н.Ежовой, каждая нормальная семья «позволяет личностно расти каждому из своих членов» [13, с. 163]. Взрослый помогает ребёнку познавать самого себя в ходе личностного диалога с ним. Этот процесс должен адекватно фиксироваться и являться основой организации процесса воспитания или обучения. Включение в личностный педагогический диалог взрослого и ребенка других людей образует полилог. Этот полилог образует развивающую среду, в которой в равной степени развиваются все: и взрослые, и дети. Воспитательный процесс, ориентированный не на среднего абстрактного ребёнка, а на конкретных детей, может быть организован, если станет частью единой развивающей среды. В структуру этой системы (развивающей среды) входят сами дети, учителя, воспитатели, родители – с одной стороны; средства, формы и методы обучения и воспитания – с другой, и объединение первых двух составляющих в процессуальной части.

Построенная на основе диагностики личностных особенностей конкретных детей среда, в структуре которой реализуется воспитательный процесс, направляет ход этого процесса к интересам развития каждого ребёнка. Личностно-ориентированная развивающая среда предполагает особую воспитательную реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого – этот опыт приобрести [5], [17], [40]. Такое «присоединение» сознания взрослого к сознанию ребенка обеспечивает единообразное понимание ими предмета, ситуации и процесса воспитания. На основе осознанного чувственного, мысленного, идейного, энергетического, деятельного единения происходит взаимопознание субъектов воспитательного процесса. Чем точнее данные друг о друге имеют субъекты, тем вернее можно обратить условия  воспитания (среду) к развитию конкретного человека в индивидуально-личностном плане, т.е. к развитию собственных способностей этого человека, тем более оптимален ход воспитательного процесса.

В качестве исходных критериев формирования развивающей среды, приняты следующие положения:

1) личность – это развивающаяся  система индивидуальных качеств и свойств человека, сознательно включённая в мировой и общественный процессы;

2) Под личностным развитием детей понимаются качественные и количественные изменения, происходящие в личностных сферах детей во времени. За точку отсчёта развития конкретного ребёнка принимается уровень «зоны актуального развития» этого ребёнка, который удалось определить посредством высоко информативной многофакторной диагностики. Воспитательный процесс организуется на основании данных постоянного мониторинга личностного развития детей, что даёт право о работе, осуществляемой на личностно-ориентированных основаниях.

3) Развивающая личностно-ориентированная среда – это организованное посредством специальной диагностики индивидуального развития ребёнка единство субъектов воспитательного взаимодействия: детей, учителей (воспитателей, др. специалистов), родителей – с одной стороны; методов, форм и средств обучения и воспитания – с другой, вокруг общей цели – гармоничного развития конкретной личности в соответствии с её индивидуальными особенностями.

4) Развивающая личностно-ориентированная среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается в составе 3-х основных взаимосвязанных компонентов: Психологического (Личностного); Дидактического (Методического); Предметного (Инструментального).

Ориентирующей основой проектируемой среды является многофакторная системная психологическая диагностика, данные которой организуют указанные компоненты среды индивидуализировано, по отношению к личности детей.

Для успешного построения развивающей личностно-ориентированной среды необходимо учитывать возрастные особенности детей, включаемых в эту среду.

Развитие человека в обществе постепенно приводит его к осознанию своей обособленности от всех и всего, к осознанию собственной индивидуальности. Это связано с возникновением в жизни человека так называемого кризиса самости или кризиса «я». Примерно он приходится на период от 3 до 5 лет. Формирование сознания у ребёнка в этот период связано с всё большим включением маленького человека в активное взаимодействие с миром и окружающими людьми, прежде всего с родителями. «С понятием «образ Я», - пишет Т.В.Костяк, - тесно связана самооценка» [19, с. 45].

Сознание – это высший, специфичный для человека этап развития психики, включающий в себя рефлексивную способность, т.е. возможность адекватно отражать внешний мир и себя самого, в контексте окружающего мира. Сознание предполагает разделение вещей мира на разрозненные объекты, каждый из которых, выделенный из всех остальных, может выступать объектом целенаправленных изменений со стороны субъекта-человека. Одному человеку часто не под силу выполнить свой замысел, и поэтому для успешной реализации своих целей люди стали объединяться в общности, так возникли общества. Внутри общества взаимодействие между его членами идёт посредством языка – системы знаков, кодирующих всю жизнедеятельность людей [2], [10], [30], [38]. Поэтому приход нового человека в общество всегда должен сопровождаться развитием у него речи, чтобы он мог освоить разные виды деятельности и достигать вместе с другими и свои и общие цели. Это осуществляется в ходе воспитания, в процессе которого взрослые ориентируют ребёнка на окружающие предметы и явления, называя их и сообщая ему их функции в деятельности людей. В ходе воспитания ребёнок учится выделять из множества вариантов использования вещей один существенный, тот, для которого этот предмет когда-то и создавался: шапку – одевают на голову, ботинки – на ноги, молотком  забивают гвозди, а электрическая розетка существует для того, чтобы включать в неё электроприборы и бытовую технику и т.д. Подобный ход воспитания приучает человека с детства, что каждый предмет или вещь для чего-то нужна, причём все вещи нужно использовать только по назначению, аккуратно брать их со своего места, использовать и убирать туда, где они прежде лежали. Формируется система стереотипов, матрица взаимодействия в человеческом мире, где всё имеет своё словесное обозначение и свою функцию, реже – функции. В ходе дальнейшего своего развития ребёнок поймёт, что это же относится и к видам деятельности, и к нему самому. Молодой человек узнаёт своё имя, им усвоено, что он человек, вот только функции … для чего он нужен … часто он так  и не узнаёт до конца жизни. Сознание человека позволяет ему осуществлять целенаправленное воздействие на вещи, других людей и самого себя. Ребёнок постепенно начинает понимать, что по его воле и задумке можно менять многие характеристики мира, в котором он живёт [24]. Он попадает в нескончаемую череду противоречий между тем, что хочется, и тем, что можно сделать. Помочь ребенку в разрешении этих противоречий можно двумя способами: выполнив за него часть работы, достаточную для достижения общего успеха, и научив его оценивать свои возможности. В первом случае будет формироваться зависимость человека от внешней помощи, а во втором – привычка анализировать себя и соотносить свои возможности с поставленными перед собой целями.

Традиция воспитания чаще придерживается первого пути. Л.С.Выготский даже сформулировал закон, согласно которому каждая деятельность – это сначала деятельность общественная, интраперсональная, а уже затем индивидуальная, интерперсональная. В этом смысле реализация целей ребёнка со специальной помощью взрослых называется обучением, и оно, по мысли Выготского, должно предшествовать развитию у него способности совершать эту деятельность самостоятельно. Однако это есть процесс формирования у ребёнка закреплённого в обществе стереотипа решения задачи данного вида (проблемы, с которой ребёнок столкнулся впервые).

Второй путь помощи человеку в решении насущных проблем не предполагает обучение его конкретным действиям, но формирование  у него способности вначале определять себя в системе всех остальных объектов мира, а затем осознавать, что он может и что ему нужно (не хватает), чтобы разрешить возникшую перед ним проблему. Если проблему, возникающую перед субъектом, представить в виде задачи, то (в контексте этого подхода) её решение предполагает самоанализ личности в условиях задачи, самостоятельный поиск и выбор её решения. Нельзя объяснить, когда и что нужно делать в каждый раз иной ситуации. Обучение выбору должно осуществляться путём расширения личного опыта ребёнка. Развивающийся человек должен переживать (деятельно,

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров